о назначении досрочной трудовой пенсии



дело №2-226/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2011 года                                                                 г. Урай ХМАО-Югры

Судья Урайского городского суда ХМАО - Югры Джилаканова З.М.

с участием истца Килымник О.А.

при секретаре Демидовой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Килымника О.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Урае ХМАО - Югры о назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л а:

Истец Килымник О.А. обратился в суд с указанным иском, мотивировав тем, что обратился в ГУ-Управление ПФР в г.Урае с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации №173 - ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

ДД.ММ.ГГГГ Решением начальника ГУ-Управления ПФР в г.Урае ему было отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости.

С указанным решением УПФР не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

При исчислении истцу стажа УПФР исключило периоды службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы на выборной должности в качестве второго секретаря <данные изъяты> райкома комсомола <данные изъяты> с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что данные виды деятельности не предусмотрены Списком должностей, учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

С подобными выводами ответчика не согласен, так как норма, на которой основывается УПФР, вступила в силу с 2002 года, т.е. после спорных периодов работы истца.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пп. «а» и пп «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается:а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; г) служба в составе Вооруженных Сил СССР...

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Учитывая вышеизложенное общая продолжительность педагогического стажа истца составляет 25 лет10 мес,что даёт право на досрочное назначение пенсии по старости, с момента обращения за ней.

Просит суд признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Урае ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ему пенсии незаконным и отменить его, обязать ответчика устранить в полном объеме допушенные нарушения прав истца путем досрочного назначения ему трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Килымник О.А. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в г.Урае ХМАО - Югры, т.к. имел более 25 лет педагогической деятельности, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Считает, что ответчик должен был руководствоваться законодательством, действовавшим на период спорных трудовых отношений, поскольку, работая тогда, истец был уверен, что период его деятельности будет включен в специальный стаж, связанный педагогической деятельностью, органами пенсионного фонда при назначении ему досрочной трудовой пенсии. При обращении в УПФР в г.Урае представил все необходимые справки, в настоящее время продолжает работать.

Просил иск удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковой заявлении.

Ответчик представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия.

Выслушав истца Килымника О.А., исследовав и оценив в совокупности материалы дела, представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования истца являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 ст. 7) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (часть 1 ст. 39).

За назначениемдосрочной трудовой пенсии по старости истец обратился с заявлением к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, представив трудовую книжку, справки.

Судом установлено, что решением Решением начальника ГУ - УПФР в г.Урае ФИО Килымнику О.А. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; в специальный стаж истца не были включены периоды его: работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГна выборной должности в качестве второго секретаря <данные изъяты> райкома комсомола <данные изъяты>, а также период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Оспариваемое истцом решение ответчика является не законным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

В соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации №173 - ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пп. 2 той же статьи вышеназванного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отказывая во включении в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста периода работы Килымника О.А. на выборной должности в качестве второго секретаря <данные изъяты> райкома комсомола <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урае ХМАО - Югры ссылалось на то, что в настоящее время Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривают включение в указанный стаж работы периодов работы в должности секретаря райкома.

Между тем, подпунктами «а» и «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года (то есть в период работы истца), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).

Согласно записям №4,6, содержащимся в трудовой книжке истца, а также архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением IV пленума <данные изъяты> райкома ЛКСМ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Килымник О.А. избран вторым секретарем и членом бюро <данные изъяты> райкома ЛКСМ <данные изъяты> а Постановлением III пленума <данные изъяты> райкома ЛКСМ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ освобожден от возложенных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переходом на работу по специальности.

Как указал сам истец, истцу не засчитан период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Даты начала и окончания службы Килымника О.А. ответчиком не оспорены.

Как установлено судом, Килымник О.А. работал и проходил военную службу в рядах Советской Армии в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Кроме того, включение спорных периодов соответствует требованиям пункта 4 Положения, согласно которому названные периоды работы засчитываются в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Поскольку спорный период составлял менее 1/3 требуемого для назначения пенсии стажа (3 года 6 месяцев), то суд считает правомерным включить данный период в специальный стаж работы истца.

Следует также учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений, согласно с которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа некоторых периодов работы и службы.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности и основополагающим фактором для назначения пенсии служит трудовой стаж, в отношении истца - специальный трудовой стаж.

Нарушенное право истца Килымника О.А. подлежит восстановлению путем зачета соответствующих периодов работы и службы в специальный страховой стаж (педагогическая деятельность) и назначения трудовой пенсии досрочно, с момента обращения за указанной пенсией в ГУ-УПФР в г.Урае, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу п.1 ст.19 Федерального закона Российской Федерации №173 - ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Килымника О.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Урае ХМАО - Югры о признании права на назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Урае ХМАО-Югры об отказе в установлении Килымнику О.А. пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Урае ХМАО-Югры включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, предусмотренный пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации №173 - ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы Килымника О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на выборной должности в качестве второго секретаря и члена бюро <данные изъяты> райкома ЛКСМ <данные изъяты>, период военной службы Килымника О.А. в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Урае назначить Килымнику О.А. трудовую пенсию с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течении 10 дней, с подачей жалобы через Урайский городской суд.

Судья                                                                             /подпись/

Копия верна:

Судья                                                                                    З.М. Джилаканова