Номер дела 2-501/2011 Мотивированное решение суда составлено 20 сентября 2011ода Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 сентября 2011 года г. Урай ХМАО -Югры Судья Урайского городского суда ХМАО -Югры Джилаканова З.М. с участием старшего помощника прокурора г. Урая- Головашкиной Л.А. в качестве третьего лица представителя администрации МО города Урай Н.действующей по доверенности, При секретаре Демидовой О.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Урая ХМАО - Югры в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию городской округ город Урай в лице Администрации города Урай о возложении обязанности привести земельный участок в соответствие с природоохранным, земельным и санитарно-эпидемиологическим законодательством, то есть в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от остатков металлического корпуса бесхозяйственного судна и его утилизации, установил: Прокурор города Урая ХМАО - Югры обратился в суд с указанным выше иском, мотивировав его тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при подъеме и утилизации затонувших судов и их частей в акватории внутренних вод города, в ходе которой, при обследовании береговой линии реки Конда, на земельном участке, смежном с земельным участком с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>) в нескольких метрах от уреза воды обнаружен корпус корабля без опознавательных знаков. Согласно сведениям, представленным администрацией города Урай от ДД.ММ.ГГГГ, по данным муниципального земельного фонда земельный участок, смежный с земельным участком с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>), находится на неразграниченных землях, распоряжение которыми в соответствии с п. 10 с. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» возложено на органы местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ Обь-Иртышским Управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в прокуратуру города представлены сведения о том, что обнаруженное судно не зарегистрировано в реестре бесхозяйных брошенных судов. Каких-либо правоустанавливающих документов на вышеуказанное судно в распоряжении Управления нет. Заявления от органа местного самоуправления, на территории которого находится судно, о постановке на специальный учет данного судна, не поступало. Согласно справке Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ, данное судно находится на берегу реки Конда с ДД.ММ.ГГГГ, его корпус выполнял и в настоящее время выполняет функцию берегоукрепления, вместе с тем, информации о правоустанавливающих либо правоудостоверяющих документах не имеется. Согласно акту осмотра обнаруженного судна от ДД.ММ.ГГГГ, корпус выполнен из металла со следами значительной коррозии. В ходе визуального осмотра обнаружены следы ила и отметины уровня воды, оставшиеся после подтопления указанного судна. Опрошенный в прокуратуре города старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Нижнеобского территориального управления по ХМАО-Югре ФИО5 пояснил, что находящиеся длительное время в пределах переменно затопляемой береговой полосы остатки и части металлических корпусов судов со следами коррозии являются источником загрязнения рыбохозяйственных водоемов. При нахождении корпусов судов в воде происходит окисление металла, при этом образуется соединение железа, которое отрицательно влияет на гидрохимический состав воды рыбохозяйственных водоемов и водных гидробионтов. Корпуса судов, уже находящиеся в воде либо расположенные во временно подтопляемой зоне, занимают определенную площадь пойменных участков, на которых рыба могла нереститься и нагуливаться. В связи с тем, что захламленные брошенными судами площади не используются рыбой, репродуктивность водоемов снижается, что наносит определенный ущерб рыбному хозяйству. Кроме того, окисляющийся металл корпусов судов оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы. Соединение трехвалентного железа (гидрооксид) выпадает в виде бурого осадка на дно водоема и растений, оседает на оболочке икры, снижая ее выживаемость, засоряет жабры гидробионтов, приводя к нарушению дыхания. Вследствие этого, при длительном нахождении остатков корпусов судов в пределах затопляемой поймы происходит изменение экологического равновесия в рыбохозяйственном водоеме, может произойти снижение или исчезновение численности водных гидробионтов, наиболее чувствительных к загрязнению железом и его оксидами. Остатки корпуса судна, расположенные на земельном участке, смежном с земельным участком с кадастровым № по адресу: <адрес> фактически представляют собой лом цветного металла, который не только захламляет вышеуказанный земельный участок, но и в нарушение ст. 56 Водного кодекса, которая устанавливает, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается, находится в переменно затопляемой зоне вблизи от уреза воды. Мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации мероприятий в границах города Урай отнесены к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Урай, согласно п.п. 11, 23 ст. 5 Устава города Урай, утвержденного решением Думы г. Урай от 25 сентября 2008 г. № 80. Пунктом 1 статьи 26 Устава закреплено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является администрация города. Вместе с тем, администрацией города Урай вышеперечисленные требования природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства не выполняются, промышленные отходы в виде металлического корпуса и его частей бесхозяйного судна, находящиеся на участке береговой полосы на земельном участке, смежном с земельным участком с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес> не утилизированы, в течение длительного времени загрязняют береговую полосу и бассейн реки Конда. Просят Обязать администрацию муниципального образования городской округ Урай привести земельный участок, смежный с земельным участком с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>), в соответствие с природоохранным, санитарно-эпидемиологическим и водным законодательством, т.е. в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от остатков металлического корпуса бесхозяйного судна и его утилизации. В судебном заседании старший помощник прокурора г.Урай Головашкина А.Л. иск и доводы иска поддержала в полном объеме, и с учетом замены ответчика с Администрации МО города Урай на собственника земельного участка на котором находятся остатки металлического корпуса бесхозяйного судна, Г., просила суд в соответствие с природоохранным, санитарно-эпидемиологическим и водным законодательством, возложить на Г. обязанность по освобождению земельного участка от остатков металлического корпуса бесхозяйного судна и его утилизации. Представитель третьего лица Муниципальное образование городской округ город Урай в лице Администрации города Урай по доверенности Н. в судебном заседании заявила поддержала иск прокурора города Урая пояснив, что на основании правоустанавливающих документов, представленных в суд земельный участок, смежный с земельным участком с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Г., в связи с чем, правовых оснований для освобождения данного участка от остатков металлического судна и его утилизации у муниципального образования город Урай не имеется. Представитель администрации МО г. Урай Н.также суду показала. Что в настоящее время достигнута договоренность между Г. и администрацией МО города Урай о безвозмездной передаче указанного земельного участка в собственность муниципального образования, однако по настоящее время в установленном законом порядке документация по переходу права собственности не оформлена, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Г. Привлеченный судом в качестве ответчика Г., уведомленный о слушании дела, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии Г. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ Г. подтвердил факт принадлежности ему земельного участка на котором находятся остатки металлического корпуса судна, при этом пояснил, что на момент переоформления права собственности на указанный земельный участок в ДД.ММ.ГГГГ остатки бесхозяйного судна уже находились на данном участке, мер по утилизации не было принято в связи с тем, что указанные остатки судна также выполняют функции берегоукрепления, в связи с затапливаемостью указанного земельного участка. Г. также показал в суде, что в настоящее время достигнута договоренность по безвозмездной передачи указанного земельного участка в собственность муниципального образования, которое в рамках проводимых мероприятий способно утилизировать остатки объекта и решить вопрос по берегоукреплению, документы по переоформлению прав находятся в работе. Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства приходит к следующему выводу: Иск прокурора города Урая предъявленный в интересах неопределенного круга лиц направлен устранение нарушений экологического законодательства. В ходе проверки проведенной прокуратурой города Урай по соблюдению природоохранного законодательства, было установлено что на земельном участке, смежном с земельным участком с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес> в нескольких метрах от уреза воды обнаружен корпус корабля без опознавательных знаков. Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Обь-Иртышским Управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в прокуратуру города представлены сведения о том, что обнаруженное судно не зарегистрировано в реестре бесхозяйных брошенных судов. Каких-либо правоустанавливающих документов на вышеуказанное судно в распоряжении Управления нет. Заявления от органа местного самоуправления, на территории которого находится судно, о постановке на специальный учет данного судна, не поступало. Согласно справке Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ, данное судно находится на берегу реки Конда с ДД.ММ.ГГГГ, его корпус выполнял и в настоящее время выполняет функцию берегоукрепления, вместе с тем, информации о правоустанавливающих либо правоудостоверяющих документах не имеется. Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела лицензирования и регистрации судов Обь -Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО9, остатки обнаруженного объекта не подпадают под понятие «судно» и фактически представляют собой лом черного металла, в связи с этим не подлежат постановке на учет в качестве бесхозяйного судна. В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Постановлением главы местного самоуправления город Урай от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность Г. бесплатно под базу (<данные изъяты>. был передан земельный участок, расположенный по <адрес> Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенный по <адрес> находится в собственности у Г. Согласно представленной схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащем Г., остатки металлического корпуса бесхозяйного судна, находятся именно на указанном земельном участке. Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения Г. в качестве соответчика по настоящему иску. Определением суда по ходатайству прокурора города Урай муниципальное образование город Урай исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица относительно предмета спора на стороне ответчика Г. На момент рассмотрения дела переход права собственности указанного земельного участка с остатками металлического корпуса судна, от Г. в собственность муниципального образования в установленном законом порядке не оформлен, правоустанавливающие документы в суд не представлены. В связи с чем правовых оснований для возложения обязанности по утилизации остатков судна и приведению земельного участка в соответствие с природоохранным, санитарно -эпидемиологическим и водным законодательством на Муниципальное образование город Урай не имеется. Проанализировав и оценив в совокупности материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором города Урая исковых требований. В ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков. Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В статье 42 Земельного кодекса закреплены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Остатки корпуса судна, расположенные на земельном участке, смежном с земельным участком с кадастровым № по адресу: <адрес> фактически представляют собой лом цветного металла, который не только захламляет вышеуказанный земельный участок, но и в нарушение ст. 56 Водного кодекса, которая устанавливает, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается, находится в переменно затопляемой зоне вблизи от уреза воды. На основании изложенного, руководствуясь ст 194-199 ГПК РФ, суд, - Р Е Ш И Л : Иск прокурора города Урая в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Г. привести земельный участок, смежный с земельным участком с кадастровым № расположенном по адресу: <адрес> в соответствие с природоохранным, санитарно-эпидемиологическим и водным законодательством, т.е. в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от остатков металлического корпуса бесхозяйного судна и его утилизации. Решение может быть обжаловано в Ханты- Мансйский окружной суд в 10-ти дневный срок через Урайский городской суд. Судья З.М. Джилаканова