о понуждении к совершению определенных действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ)



Номер дела 2-710/2011      

                                                Мотивированное решение суда составлено

                                                                          30 сентября 2011 года

                   Р Е Ш Е Н И Е

                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2011 года                                              город Урай

       Судья Урайского городского суда ХМАО -Югры Джилаканова З.М.

с участием помощника прокурора города Урая Ситдикова Е.М.

Ответчика, представителя МБУ <данные изъяты> ФИО1 действующей по доверенности, представителя третьего лица ФИО2, действующей по доверенности,

При секретаре Демидовой О.А.

                     

        Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора города Урая в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «<данные изъяты>» о понуждении к совершению определенных действий ( в порядке статьи 45 ГПК РФ), суд -                

                                                У С Т А Н ОВ И Л :

        Прокурор города Урая обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, обосновав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов на территории города Урай.

В ходе проведения проверки установлено, что в Муниципальном бюджетном учреждении <данные изъяты> (далее МБУ <данные изъяты> не в полной мере выполняются требования федерального законодательства в установленной сфере правоотношений.

В ч.1 ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Одним видов социальной защиты инвалидов является обеспечение им беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Так, в соответствии с пунктом 3.9 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (приняты постановлением Госстроя РФ № 73 от 16.07.2001), лестницы в здания должны дублировать пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма.

Согласно приложению «А» к СНиП 35-01-2001, маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены, в том числе инвалиды.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что МБУ <данные изъяты> не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов в здание данного учреждения, в связи с отсутствием необходимых средств, для подъёма инвалидов по лестнице (крыльцу) центрального входа в здание музея.

В соответствии со ст.12 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

В ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации закреплено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Таким образом, отсутствие необходимого оборудования и строительных конструкций, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников в здание МБУ <данные изъяты> существенно ограничивает возможности данной категории лиц реализовать свои конституционные права на приобщение к культурным ценностям, и ставит их в неравное положение с другими гражданами.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что круг лиц, являющихся инвалидами, конкретно определён быть не может, что связано с постоянным изменением их количества, поскольку вопрос о признании лица инвалидом решается только по результатам медико-социальной экспертизы, прокурором предъявлен иск в интересах неопределённого круга лиц.

В заявленном иске прокурор города Урая просит; Обязать Муниципальное бюджетное учреждение <данные изъяты> обеспечить беспрепятственный доступ к зданию данного учреждения путём реализации комплекса архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения.

В судебном заседании помощник прокурора Ситдиков Е.М. заявленный иск поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в письменном заявлении, дополнительно представил в суд акт выездной проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов В РФ, указав, что выходом на место совместно со старшим инспектором Урайского отдела инспектирования службы жилищного контроля и строительного надзора ХМАО -Югры ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что имеет место нарушений требований 3.9,3.13 СНиП 35-01-2001 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» согласно которым лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли.

В связи с чем необходимо выполнить и реализовать комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в суде иск признала указав, что законность требований прокурора не оспаривает, иск признает порядок и последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

В своих пояснения представитель ответчика указала, что с <данные изъяты> ведется работа и переписка с Управлением капитального строительства, администрацией города, об оказании содействия и финансировании мероприятий по беспрепятственному доступу инвалидов в здание музея. Поскольку здание музея не приспособлено, необходимо проектирование реконструкции объекта. Управлением капитального строительства города с учетом специфики здания, и места его расположения рекомендовано оборудовать Музей на подъемной платформой с вертикальным перемещением на центральную входную группу.

В связи с отсутствием бюджетного финансирования, и собственных средств, МБУ <данные изъяты>, не имеет возможности самостоятельно провести мероприятия по обеспеченности и доступа маломобильных групп населения в Музей.

Администрация города Урая, выступающая в качестве третьего лица на стороне Ответчика, в лице представителя ФИО2, иск не признала указав что финансирование МБУ <данные изъяты> осуществляется за счет средств местного бюджета, а поскольку в смету расходов на этот год не предусмотрены по расходы, по обеспечению Музея необходимым оборудованием, обеспечивающим доступ маломобильных групп населения в <данные изъяты>, исполнить решение суда не предоставляется возможным.

В качестве специалиста, старший инспектор Урайского отдела инспектирования Жилстройнадзора -Югры ФИО5 В суде показала, что в ходе совместной проверки с прокуратурой установлено. что требования СНиП 35-01-2001 не выполнены, поскольку у здания <данные изъяты> отсутствуют конструктивные элементы и соответствующая планировка крыльца и входной группы, обеспечивающих доступ маломобильных групп населения, в том числе и инвалидов. ФИО5 также пояснила, что требования прокурора о реализации комплекса архитектурно планировочных, и инженерно-технических мероприятий, указанные в просительной части иска, соответствуют требованиям СНиПа 35-01, поскольку, для определения конкретного вида конструкции в виде пандуса, либо подъемника, или иной конструкции, предусмотренной СНиП, необходимо разработка проектно -сметной документации с учетом особенностей здания, его конструкции, места расположения, с учетом землеотвода.

Выслушав стороны, исследовав и оценив в совокупности материалы дела, представленные доказательства суд приходит к следующему выводу:

Муниципальное бюджетное учреждение <данные изъяты> в соответствии с Уставом, утвержденным на основании постановления главы горда Урай от ДД.ММ.ГГГГ , является юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 2.2. Устава Музея закреплено, что <данные изъяты> является общедоступным историческим и культурно просветительным центром, призванным способствовать удовлетворению духовных потребностей людей.

При этом из представленных в суд материалов дела, фотоснимков здания, акта выездной проверки, установлено, что МБУ « <данные изъяты> не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов в здание данного учреждения, в связи с отсутствием необходимых средств для подъема инвалидов по лестнице, крыльцу в здание музея.

В соответствии с пунктом 3.9 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (приняты постановлением Госстроя РФ № 73 от 16.07.2001), лестницы в здания должны дублировать пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма.

Согласно приложению «А» к СНиП 35-01-2001, маломобильные группы населения -люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены, в том числе инвалиды.

В соответствии со ст.12 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

В ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации закреплено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Таким образом, отсутствие необходимого оборудования и строительных конструкций, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников в здание МБУ <данные изъяты> существенно ограничивает возможности данной категории лиц реализовать свои конституционные права на приобщение к культурным ценностям, и ставит их в неравное положение с другими гражданами.

Оценив в совокупности, изложенные факты суд приходит к выводу, о законности и обоснованности иска прокурора, и считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Доводы и обоснования Ответчика, и Третьего лица об отсутствии достаточного финансирования, в реализации мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в <данные изъяты>, суд признает не состоятельными, поскольку вышеперечисленные требования по созданию для инвалидов условий, обеспечивающих достойную жизнь, и свободное развитие закреплены на федеральном уровне, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ( статья7), ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являются обязательными для исполнения.

Вопросы связанные с финансированием, строительством, оборудованием зданий, учреждений, средствами обеспечивающими беспрепятственный доступ а здание для маломобильных групп населения являются лишь условием для выполнения требований, регламентированных Федеральными законами РФ, и ни в коей мере не отменяют необходимость неукоснительного соблюдения закона.

С учетом пояснений специалиста Жилстройнадзоа - Югры ФИО5 суд приходит к выводу, что требование прокурора о реализации комплекса архитектурно -планировочных, инженерно -технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, изложенные в просительной части иска в полной мере отвечают нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения, обеспечивают исполнение решения суда с учетом конструкции здания, места его расположения, и дают возможность определить конкретный вид технического средства для доступа инвалидов в здание музея.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд -

                           Р Е Ш И Л :

          Иск прокурора города Урая в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «<данные изъяты> обеспечить беспрепятственный доступ к зданию данного учреждения путём реализации комплекса архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности маломобильных групп населения.

Решение может быть обжаловано в Ханты- Мансйский окружной суд в 10-ти дневный срок через Урайский городской суд.

Срок для обжалования решения наступает с даты составления мотивированного решения, назначенного судом на ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                   З.М. Джилаканова