о возложении обязанности привести земельные участки в соответствие с природоохранным, земельным и санитарно-эпидемиологическим законодательством, то есть в состояние, обеспечивающую экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от ост



Дело № 2 - 682/2011                                                               

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2011 года                г.Урай ХМАО - Югры

Судья Урайского городского суда ХМАО - Югры Орлова Г.К.,

с участием помощника прокурора Хусаинова Э.Э.,

представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Бушуевой М.Б.,

рассмотрев гражданское дело № 2 - 682/2011 по исковому заявлению прокурора города Урая ХМАО - Югры в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию ХМАО - Югры городской округ город Урай в лице администрации города Урай о возложении обязанности привести земельные участки в соответствие с природоохранным, земельным и санитарно-эпидемиологическим законодательством, то есть в состояние, обеспечивающие экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от остатков металлического гаража и его утилизации, а так же путем освобождения земельного участка от металлических гаражей и их утилизации,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Урая ХМАО - Югры в интересах неопределенного круга лиц обратился в Урайский городской суд с указанным иском, мотивировав тем, что, во исполнение указания заместителя прокурора округа о проведении совместных проверок территориальных и природоохранного прокурора в сфере охраны окружающей природной среды на ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой города проведена проверка прибрежной территории реки Конда в пределах муниципальной границы г. Урая, по результатам которой установлено, что на земельном участке, находящемся на береговой полосе в <адрес>, а также на земельном участке, находящемся в районе <адрес>, в нескольких метрах от уреза воды, обнаружены остатки металлических гаражей без опознавательных знаков, которые фактически представляют собой лом черного металла, который не только захламляет вышеуказанные земельные участки, но и в нарушение ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается, находится в переменно затопляемой зоне вблизи от уреза воды.

Согласно сведениям, представленным Управлением градостроительства администрации города Урай от ДД.ММ.ГГГГ, по данным муниципального земельного фонда земельный участок, расположенный в районе дома по адресу: <адрес>, и земельный участок расположенный в районе <адрес> находятся на неразграниченных землях, распоряжение которыми в соответствии с п. 10 с. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» возложено на органы местного самоуправления.

В силу п. 11 ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2004 г. № 63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», город Урай наделен статусом городского округа.

Мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации мероприятий в границах города Урай отнесены к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Урай, согласно п.п. 11, 23 ст. 5 Устава города Урай, утвержденного решением Думы г. Урай от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 1 статьи 26 Устава закреплено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является администрация города.

Вместе с тем, администрацией города Урай вышеперечисленные требования природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства не выполняются, промышленные отходы в виде остатков металлического гаража без опознавательных знаков, находящихся на земельном участке, расположенном на береговой полосе, в нескольких метрах от уреза воды, в районе <адрес>, а так же металлические гаражи без опознавательных знаков, расположенные в нескольких метрах от уреза воды, в районе <адрес>, не утилизированы, в течение длительного времени загрязняют береговую полосу и бассейн реки Конда.

Выявленные в ходе проверки нарушения природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства напрямую затрагивают интересы государства в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в <адрес>, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования ХМАО-Югры городской округ город Урай привести земельный участок, расположенный в прибрежной полосе реки Конда, в районе <адрес>, в соответствие с природоохранным, санитарно-эпидемиологическим и водным законодательством, то есть в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от остатков металлического гаража и его утилизации; обязать администрацию муниципального образования ХМАО - Югры городской округ город Урай привести земельный участок, расположенный в районе <адрес>», в соответствие с природоохранным, санитарно-эпидемиологическим и водным законодательством, то есть в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от металлических гаражей и их
утилизации.

В судебном заседании помощник прокурора Хусаинов Э.Э. требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск прокурора по земельному участку, расположенному в прибрежной полосе реки Конда, в районе <адрес>, не признала, пояснила, что в настоящее время указанный земельный участок приведен в соответствие с нормами природоохранного, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства, угрозы экологической безопасности не представляет, остатки металлического гаража утилизированы, не возразила против удовлетворения требований прокурора по земельному участку, расположенному в районе <адрес>», пояснила, что для приведения в соответствие указанного участка, необходимо соблюсти определенную процедуру по освобождению участка от остатков металлического гаража путем размещения тендера на муниципальный заказ. В настоящее время конкурс объявлен. Работы планируется провести до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителей сторон, свидетелей ФИО4 и ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

Из представленных материалов дела, фототаблицы, объяснений свидетелей ФИО4 - главного специалиста <данные изъяты> отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ФИО5 - старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания <данные изъяты> территориального управления по ХМАО-Югре установлено, что на земельном участке, находящемся на береговой полосе в районе <адрес>, а также на земельном участке, находящемся в районе <адрес> в нескольких метрах от уреза воды, обнаружены остатки металлических гаражей без опознавательных знаков, которые фактически представляют собой лом черного металла, который не только захламляет вышеуказанные земельные участки, но и в нарушение ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается, находится в переменно затопляемой зоне вблизи от уреза воды.

Согласно сведениям, представленным Управлением градостроительства администрации города Урай от ДД.ММ.ГГГГ, по данным муниципального земельного фонда земельный участок, расположенный в районе дома по адресу: <адрес>, и земельный участок расположенный в районе <адрес>», находятся на неразграниченных землях, распоряжение которыми в соответствии с п. 10 с. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» возложено на органы местного самоуправления.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 8 вышеуказанного закона, а также п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации мероприятий в границах города Урай отнесены к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Урай, согласно п.п. 11, 23 ст. 5 Устава города Урай, утвержденного решением Думы г. Урай от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования городской округ Урай в силу ст. 12 и ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации осуществляют деятельность по охране земель от загрязнения, захламления, от других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Однако, органы местного самоуправления не предприняли мер к надлежащему выполнению требований природоохранного законодательства, чем нарушили интересы государства в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного кругам лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в г. Урае, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Вместе с тем, судом установлено, что в настоящее время устранены нарушения природоохранного законодательства и земельный участок, расположенный в прибрежной полосе реки Конда, в районе <адрес> освобожден от остатков металлического гаража, то есть приведен в надлежащее состояние, отвечающее требованиям природоохранного, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства. Данные обстоятельства подтвердили опрошенные в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей ФИО4 - главныйротовастве свидетелейодвтердили опрошенные в ходе судебного разбирательства бований прокурора г. кому и водному состонию.ляются специалист <адрес> отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ФИО5 - старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания <данные изъяты> территориального управления по ХМАО-Югре, а также подтверждается фототаблицей, предоставленной представителем ответчика. В связи с этим, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора г. Урая в этой части.

При таких обстоятельствах суд считает подлежащим удовлетворению исковое требование о возложении обязанностей на администрацию муниципального образования ХМАО-Югры городской округ город Урай привести земельный участок, расположенный в районе <данные изъяты>, в соответствие с природоохранным, санитарно-эпидемиологическим и водным законодательством, то есть в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от металлических гаражей и их
утилизации.

В силу ст. 103 ГПК РФ суд считает, что государственную пошлину следует отнести на счет средств бюджета.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Урая ХМАО - Югры в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию ХМАО - Югры городской округ город Урай в лице администрации города Урай о возложении обязанности привести земельные участки в соответствие с природоохранным, земельным и санитарно-эпидемиологическим законодательством, то есть в состояние, обеспечивающие экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от остатков металлического гаража и его утилизации, а так же путем освобождения земельного участка от металлических гаражей и их утилизации, удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное образование ХМАО - Югры городской округ город Урай в лице администрации города Урай обязанность привести земельный участок, расположенный в районе <адрес>, в соответствие с природоохранным, санитарно-эпидемиологическим и водным законодательством, то есть в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от металлических гаражей и их утилизации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме через Урайский городской суд. (Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ).

Судья:       Г. К. Орлова