об устранении в полном объеме допущенные нарушения законодательства РФ путем выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.



                                               

                                          Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года                                                                                   г. Урай

         Судья Урайского городского суда ХМАО-Югры Ромм С.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Урай Полушкиной Т.М.,

при секретаре Бурч Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-706/2011 по иску прокурора г. Урай ХМАО - Югры в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Урай обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что по итогам проведенной прокуратурой проверки исполнения организациями, расположенными на территории муниципального образования городской округ г. Урай, законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов в части обеспечения занятости данной группы населения установлено, что ООО «<данные изъяты>» не соблюдает в полном объеме требования законодательства Российской Федерации в установленной сфере правоотношений.

Так, в статье 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и
здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер
оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система
социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

На основании ч. 1 ст. 21 названного Федерального закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу статьи 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. При этом под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.09.2009 г. № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 01 до 500 человек - одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек -

два специальных рабочих места, от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места.

На основании указанного постановления Правительства ХМАО-Югры, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в пределах квоты, установленной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.

Из указанных выше требований законодательства Российской Федерации следует, что организации-работодатели обязаны обеспечивать создание необходимого количества рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также создавать необходимое количество специальных рабочих мест в пределах указанной квоты.

Как показала проверка, ООО «<данные изъяты>», имея по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочную численность работников 1303 человека, в полном объеме не выполняет установленную законодательством обязанность в сфере занятости инвалидов и созданию для них специальных рабочих мест.

Согласно положениям действующего законодательства, количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты в указанной организации с учетом среднесписочной численности работников ООО «<данные изъяты>» составляет - 26, количество специальных рабочих мест -3.Вместе с тем, согласно ответу, в данной организации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество фактически созданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет - 9, специальные рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты ответчиком не созданы вообще.

Правовые основания для освобождения от создания рабочих мест для инвалидов в счёт установленной квоты, у ответчика отсутствуют.

Бездействие ответчика нарушает требование ст. 24 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, что, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов, число которых постоянно меняется.

          Просил обязать общество с ограниченной ответственностью «Урайское управление технологического транспорта» устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства Российской Федерации путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.

          Ответчик письменных возражений судье до окончания рассмотрения дела по существу на иск не представил.

          В судебное заседание не явились представители ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Бюджетного учреждения ХМАО-Югры «<данные изъяты>», были извещены, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и доказательств не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

          На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело без их участия.

    В судебном заседании старший помощник прокурора г. Урай Полушкина Т.М. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, уточнила, что указание в иске на ответ ООО «<данные изъяты>» описка. Дополнила, что создание ответчиком 9 рабочих мест для инвалидов является грубым нарушением, подтвержденным сведениями ответчика центру занятости. Также ответчик не воспользовался правом заключения договора с другими организации о финансировании рабочих мест для инвалидов, если невозможно создать на своем предприятии рабочие места, доказательств этому не представлено. Просила иск удовлетворить.

          Выслушав старшего помощника прокурора г. Урай Полушкину Т.М., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что иск заявлен в соответствии с законодательством и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

         Как установлено в суде ответчик является юридическим лицом, работодателем, имевшим за ДД.ММ.ГГГГ среднесписочную численность работников <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

     В силу ст. 21 названного Закона организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Ст. 4 Закона ХМАО - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» предусмотрено, что порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством ХМАО - Югры, а также определен размер квот в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 21.09.2009 г. № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройстваинвалидов организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места, от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места.

На основании указанного постановления Правительства ХМАО-Югры, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в пределах квоты, установленной Законом ХМАО-Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.

    Согласно ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

    С учетом изложенного ответчик обязан устанавливать квоту на рабочие места для инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников ООО «<данные изъяты>», что в полном объеме не выполняется и подтверждается информацией центру занятости о выделении 9 мест, что менее 2% от среднесписочной численности (26 мест). Также ответчиком не устанавливается в соответствии с численностью работников три специальных рабочих места для инвалидов, как предусмотрено законодательством ХМАО-Югры, иного суду не представлено. Ответчиком бездействие по исполнению полностью закона в части квоты на рабочие места для инвалидов и создании специальных рабочих мест для инвалидов доказательствами не опровергнуто.

По информации третьего лица на регистрационном учете в качестве безработных относящихся к категории инвалидов, на ДД.ММ.ГГГГ состоит 23 человека, то есть нуждающихся в трудоустройстве.

В данном случае основания для освобождения от обязанности квотирования рабочих мест и специальных рабочих мест, в пределах установленных законом, у ответчика отсутствуют, законом не предусмотрены.

Таким образом, не выделение (не создание) в полном объеме ответчиком рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов является незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц - инвалидов, число которых изменяется.

В связи с чем, иск следует удовлетворить, обязав ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства Российской Федерации путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленном квоты.

    На основании ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска с ответчика подлежит взысканию в пользу местного бюджета города окружного значения Урай государственная пошлина в размере <данные изъяты>, от уплаты которой освобожден прокурор.

           Исходя из изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья

                                                          решил:

     Иск прокурора г. Урай в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

     Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства Российской Федерации путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.

     Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу местного бюджета города окружного значения Урай государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

     Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Урайский городской суд в 10-тидневный срок со дня следующего после ознакомления с мотивированным решением, которое назначить на 14 часов ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                       (подпись)