дело № 2 - 707/ 2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Урай ХМАО-Югры 06 октября 2011 года Судья Урайского городского суда ХМАО - Югры Шестакова Е.П., с участием старшего помощника прокурора г. Урая Полушкиной Т.М., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца бюджетного учреждения ХМАО - Югры «<данные изъяты>» ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО6, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Ивановой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Урая ХМАО-Югры в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об устранении нарушений законодательства Российской Федерации путём выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты у с т а н о в и л: Прокурор города Урая обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, просил обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства Российской Федерации путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты. Требования обоснованы тем, что ООО «<данные изъяты>» не в полном объеме соблюдает требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.09.2009 № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» по предоставлению квоты для трудоустройства инвалидов, созданию и выделению для них специальных рабочих мест. Согласно положениям действующего законодательства, количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты, с учетом среднесписочной численности работников на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, в ООО «<данные изъяты>» составляет - 11, количество специальных рабочих мест - 2. Вместе с тем, согласно ответу ООО «<данные изъяты>», в данной организации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество фактически созданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет 3, в том числе специальных рабочих мест - 1. Таким образом, бездействие ответчика нарушает требование ст.24 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, что, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов, число которых постоянно меняется. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Ответчиком представлены письменные возражения на исковое заявление, обоснованные тем, что требование прокуратурой поставлено без учёта объективных обстоятельств по делу и действующих норм законодательства Российской Федерации. В исковом заявлении указано число квотируемых мест для инвалидов - 11 мест, по мнению ответчика, квота указана неверно, по причине некорректности запроса прокуратуры относительно численности работников на ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего в расчёте прокурора использована не среднесписочная, а списочная численность. На 2011г. ответчику (среднесписочная численность за ДД.ММ.ГГГГ.- <данные изъяты>., за ДД.ММ.ГГГГ.- <данные изъяты>.) установлена квота рабочих мест для инвалидов -10 мест, в том числе 2 специальные рабочие места. Фактически создано 3 места, в том числе 1 специальное рабочее место. В вопросе социальной защиты и социальной поддержки инвалидов главная роль отводится государственной службе занятости. Трудоустройство на квотируемые рабочие места осуществляется работодателем по соответствующим направлениям государственной службы занятости. По данным государственной службы занятости на учёте состоят 23 инвалида, желающих трудоустроиться. Ежемесячно в государственную службу занятости работодатель направляет информацию о вакансиях (по квотируемым рабочим местам для инвалидов). Государственная служба занятости направляет инвалидов, состоящих на учёте, желающих трудоустроиться, на собеседование к работодателю. По результатам собеседования работодатель решает вопрос трудоустройства инвалида либо готовит обоснованный (мотивированный) отказ в приёме на работу. Ответчик участвует в реализации мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов. Так, с государственной службой занятости Ответчик заключил договор № 1-383/11 от 16 мая 2011 года «О взаимодействии по реализации мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов». В 2011 г. по направлению службы занятости с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена <данные изъяты> ФИО1. Ответчик является <данные изъяты> организацией. В штате ответчика - 25,4% рабочие, чья работа связана с вредными и тяжёлыми условиями труда, 70% - это работающие вахтовым методом, которые не имеют возможности ежедневно возвращаться для отдыха к месту проживания. Для выполнения поставленных задач по строительству различных промышленных, в том числе сложных и опасных, объектов требуются работники строго определённых профессий рабочих и служащих (штатная расстановка рабочих прилагается). Ниже также приводится Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержденный Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. Анализ этих документов свидетельствует о том, что Ответчик не располагает возможностью создания (выделения) 100% рабочих мест для инвалидов в счёт установленной квоты, но делает всё возможное для исполнения требований законодательства. Ответчик не согласен с предъявленными исковыми требованиями, поскольку считает, что законодательство он не нарушает, с необходимой регулярностью предоставляет в государственную службу занятости сведения о вакансиях для инвалидов в счёт установленной квоты, от установленной государственным органом ХМАО-Югры квоты рабочих мест для инвалидов не отказывался, отказов в трудоустройстве инвалидов, ищущих работу, в том числе немотивированных, не допускал. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Урая Полушкина Т.М. исковые требования полностью поддержала по доводам искового заявления, уточнила, что ответчиком должно быть создано 10 рабочих мест для инвалидов, в иске 11 указано ошибочно. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца бюджетного учреждения ХМАО - Югры «Урайский центр занятости населения» ФИО5, действующей на основании доверенности, иск прокурора поддержала, пояснила, что в Урайском центре занятости населения на данный момент состоит на учёте 24 трудоспособных инвалида. От ответчика не поступало сведений о резервированных рабочих местах для инвалидов. При поступлении такой информации выдаётся направление инвалиду для трудоустройства, и после его обращения, рабочее место переустраивается. У ответчика не было необоснованных отказов в трудоустройстве инвалидов, к административной ответственности за это не привлекался. Представители ответчика ФИО2 и ФИО6, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования прокурора признали полностью, дали пояснения, соответствующие письменным возражениям, дополнили, что ответчиком предпринимаются меры по созданию мест для инвалидов, направлен запрос в ЦЗН, намерены заключить договоры с другими предприятиями. Ответчик не мог создать рабочие места для инвалидов, так как не знает индивидуальные особенности инвалидов, которые будут направлены для трудоустройства. Выслушав доводы сторон, третьего лица, исследовав письменные доказательства, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования прокурора города Урая подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. Ответчикобщество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» исковые требования признал полностью, последствия признания иска разъяснены представителям ответчика, что отражено в приложении к протоколу судебного заседания, заверено подписью представителей ответчика ФИО2 и ФИО6 Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому в силу ст. 39 ГПК РФ принимается судом. На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Согласно частей 2 и 3 ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.09.2009 № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места, от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места, более 5001 человека - четыре специальных рабочих места. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в пределах квоты, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств. Как следует из представленных статистических отчётов ( форма № П - 4) и справки ответчика, среднесписочная численность работников ООО «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. Установленная квота рабочих мест для инвалидов -10 мест, в том числе 2 специальных рабочих места. Фактически создано и используется 3 места для инвалидов, в том числе 1 специальное рабочее место. Доводы ответчика о невозможности создания рабочих мест для инвалидов, в том числе специальных, при отсутствии информации об индивидуальных возможностях и потребностях инвалида нельзя признать состоятельными, поскольку создание специальных мест первоначально предусматривает его наличие (резервирование) и переустройство (переоснащение) при направлении на работу инвалида. Принимая решение, суд исходит так же из того, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ( ст. 7 Конституции России). В силу указанных положений закона, выявленные у ответчика нарушения свидетельствуют о несоблюдении прав инвалидов (соблюдении не в полном объёме), необходимо обязать ответчика устранить указанные выше нарушения, что полностью соответствует способам защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет подлежит взысканию сумма государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден. Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации она составляет 200 рублей по требованию неимущественного характера. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : Обязатьобщество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства Российской Федерации путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в местный бюджет муниципального образования г. Урай в сумме 200 рублей. Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Урайский городской суд (решение судом в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ). Судья Е.П. Шестакова