Об обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства РФ путем выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной кво



Номер дела 2-737/2011      

                                                Мотивированное решение суда составлено

                                                                          17 октября 2011 года

                        Р Е Ш Е Н И Е

                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2011 года                                              город Урай

       Судья Урайского городского суда ХМАО -Югры Джилаканова З.М.

с участием старшего помощника прокурора г. Урая Полушкиной Т.М.

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца бюджетного учреждения ХМАО - Югры «Урайский центр занятости населения» Такишиной М.В., действующей на основании доверенности № 29 от 29.09.2011,

представителя ответчика: Павликовой ЕС. действующей на основании доверенности от 10.10.2011, б/н.

при секретаре Демидовой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Урая ХМАО-Югры в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Урайтеплоэнергия» об устранении нарушений законодательства Российской Федерации путём выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты

у с т а н о в и л:

Прокурор города Урая обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, просил обязать общество с ограниченной ответственностью «Урайтеплоэнергия» устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства Российской Федерации путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.

Требования обоснованы тем, что ООО «Урайтеплоэнергия» не в полном объеме соблюдает требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.09.2009 № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» по предоставлению квоты для трудоустройства инвалидов, созданию и выделению для них специальных рабочих мест.

Согласно положениям действующего законодательства, количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты, с учетом среднесписочной численности работников на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, в ООО «Урайтеплоэнергия» составляет - 5, количество специальных рабочих мест - 1.

Вместе с тем, согласно ответу ООО «Урайтеплоэнергия», в данной организации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество фактически созданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет 2, в том числе специальных рабочих мест - 0.

Таким образом, бездействие ответчика нарушает требование ст.24 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, что, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов, число которых постоянно меняется.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ответчиком представлены письменные возражения на исковое заявление, обоснованные тем, что на предприятии «Урайтеплоэнергия» имеются 3 вакантных места в счет квоты, на которые могут быть приняты инвалиды, а также еще 25 вакансий, на которые могут быть приняты инвалиды, которые по состоянию здоровья могут быть допущены к выполнению таких работ.

При этом считают что основанием для возбуждения настоящего иска послужил некорректный ответ данный на запрос прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о количестве фактически занимаемых инвалидами рабочих местах на предприятии, т.е 2 места.

В иске прокурора просят отказать, поскольку в ООО «Урайтеплоэнергия созданы необходимые рабочие места для инвалидов, 2 из которых заняты, следовательно законодательство предприятием не нарушается.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Урая Полушкина Т.М. исковые требования полностью поддержала по доводам искового заявления. В части представленного возражения ответчика прокурор указала, что в ежемесячно представляемых списках ООО «Урайтеплоэнергия» в Центр занятости по установленной форме отсутствуют сведения о создании и наличии специализированных рабочих мест для инвалидов, указано лишь о занятости 2-х рабочих мест, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований закона.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца бюджетного учреждения ХМАО - Югры «Урайский центр занятости населения» Такишина М.В., действующая на основании доверенности, иск прокурора поддержала, пояснила, что в Урайском центре занятости населения на данный момент состоит на учёте 24 трудоспособных инвалида. От ответчика не поступало сведений о резервированных рабочих местах для инвалидов. При поступлении такой информации выдаётся направление инвалиду для трудоустройства, и после его обращения, рабочее место переустраивается.

В ежемесячно представляемой информации установленной формы ответчиком в графе о количестве специализированных рабочих мест указано « О» в связи с чем Центром занятости инвалиды в ООО «Урайтеплоэнергия» не направлялись.

Представитель ответчика Павликова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала, указав, что фактически специализированные рабочие места для инвалидов имеются, и созданы, однако ненадлежащее оформление документации и информации в Центр занятости явилось основанием для предъявления иска.

Выслушав доводы сторон, третьего лица, исследовав письменные доказательства, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования прокурора города Урая подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Ответчикобщество с ограниченной ответственностью «Урайтеплоэнергия» исковые требования признали

В силу ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно частей 2 и 3 ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.09.2009 № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места, от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места, более 5001 человека - четыре специальных рабочих места.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в пределах квоты, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.

Как следует из представленных статистических отчётов ( форма № П - 4) и справки ответчика, среднесписочная численность работников ООО «Урайтеплоэнергия» <данные изъяты>

Установленная квота рабочих мест для инвалидов -5 мест, в том числе 1 специальное рабочее место. Фактически создано и используется 2 места для инвалидов.

Доводы ответчика о фактическом создании и наличии рабочих мест для инвалидов, в том числе специальных, судом признаны несостоятельными, поскольку из представленных в суд ежемесячных сведений направленных ответчиком в Центр занятости города Урая, сведения о наличии данных рабочих мест отсутствуют, перечень вакансий в счет квоты для инвалидов. Как установлено в суде не направлялся.

Отсутствии информации об индивидуальных возможностях и потребностях инвалида нельзя признать состоятельными, поскольку создание специальных мест первоначально предусматривает его наличие (резервирование) и переустройство (переоснащение) при направлении на работу инвалида.

Принимая решение, суд исходит так же из того, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ( ст. 7 Конституции России).

В силу указанных положений закона, выявленные у ответчика нарушения свидетельствуют о несоблюдении прав инвалидов (соблюдении не в полном объёме), необходимо обязать ответчика устранить указанные выше нарушения, что полностью соответствует способам защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет подлежит взысканию сумма государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден. Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации она составляет 200 рублей по требованию неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                 Р Е Ш И Л :

Иск прокурора города Урая в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязатьобщество с ограниченной ответственностью «Урайтеплоэнергия» устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства Российской Федерации путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Урайтеплоэнергия» государственную пошлину в местный бюджет муниципального образования город Урай в сумме 200 ( двести) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Урайский городской суд (решение судом в окончательной форме принято 17 октября 2011 года).

Судья                                         З.М. Джилаканова