Номер дела 2-245/2012.
Мотивированное решение составлено
03апреля 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2012 года г. Урай ХМАО-ЮГРА
Урайский городской суд ХМАО –Югрв в составе председательствующей судьи З.М. Джилакановой
с участием помощника прокурора г. Урая Ситдикова Е.М.
ответчика ООО <наименование> в лице представителя Камневой М.В., действующей по доверенности
При секретаре Черновой А.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора города Урая в интересах неопределенного круга лиц к ООО <наименование> в порядке статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ о запрете деятельности по эксплуатации скважины №, суд
у с т а н о в и л :
Прокурор города Урая обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц указав, что прокуратурой города Урая с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Урай и Кондинскому району и Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений проведена проверка по обращению генерального директора ОАО <наименование> С. на действия ООО <наименование>
в ходе проверки установлено, что на территории производственной базы ООО <наименование> расположена одиночная водозаборная скважина.
Согласно представленному ОАО <наименование> плану зон санитарной охраны (далее- ЗСО) города Урая, производственная база ООО <наименование> расположена в третьем поясе зон санитарной защиты.
В статье 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" закреплено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В пункте 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 указано, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В пункте 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» указано, что ЗCO организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В пункте 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» закреплено, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пункту 3.2.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» мероприятием по второму и третьему поясам ЗСО является выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
В пункте 3.2.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» закреплено, что бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Вместе с тем, ООО <наименование> вышеперечисленные требования санитарно-эпидемиологического законодательства не выполняются, эксплуатация водозаборной скважины осуществляется без согласования с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ № 1225-р от 31.08.2002 года, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды.
Выявленные в ходе проверки нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы государства в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в г. Урае, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Согласно п.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Учитывая, что деятельность по бурению и (или) строительству новых скважин, в целях их последующей эксплуатации может представлять потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинения вреда окружающей природной среде, законодательством предусмотрен специальный порядок её осуществления путем согласования с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Отсутствие у ответчика согласования на строительство скважины не позволяет придти к выводу о безопасности деятельности по её эксплуатации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодека РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Иск предъявлен в соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В заявленном иске прокурор просит суд, запретить ООО <наименование> деятельность по эксплуатации артезианской скважины №, находящейся по адресу: <адрес> до получения согласования с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратура города Урая представила в суд письменное ходатайство об уточнении заявленных требований указав, что в связи с допущенными ранее техническими ошибками при оформлении документации на водозаборную скважину технической воды, и внесением изменений в приказ № о т ДД.ММ.ГГГГ ООО <наименование> согласно которых скважина о запрете деятельности которой предъявлен иск указана не как артезианская, а как водозаборная скважина технической воды. В связи с чем вносятся уточнения в иск и просят, запретить ООО <наименование> деятельность по эксплуатации водозаборной скважины технической воды №, находящейся по адресу: <адрес> до получения согласования с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В судебном заседании помощник прокурора Ситдиков Е.М. поддержал исковые требования с учетом внесенных уточнений и просил иск удовлетворить, по основаниям изложенным в заявлении.
В суде прокурор указал, что договор заключенный Ответчиком ООО <наименование> с ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии», на оказание услуг, после предъявления иска в суд, свидетельствует об отсутствии надлежащего согласования с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора по эксплуатации водозаборной скважины технической воды №, что в свою очередь не позволяет придти к выводу о безопасности деятельности эксплуатации водозаборной скважины.
Ответчик в лице ООО <наименование> не согласившись с иском представил в суд письменное возражение указав, что согласно Правилам статьи 19 Закона «О недрах» которые представляют право собственникам и арендаторам земельных участков осуществлять устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, без получения лицензии.
В соответствии с полученными ООО <наименование> гидрологическим заключением о природных условиях и в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> водоносный горизонт залегает в интервале 35,0-41,0 м. а в соответствии с паспортом водозаборной скважины технической воды на первый водоносный горизонт, добыча подземных вод осуществляется с41 метра, данные документы подтверждает факт забора воды водозаборной скважины с первого водоносного горизонта, водоносный горизонт на участке водозабора надежно защищен от антрогенного загрязнения бытового характера где на основании данных по геологическому строению, гидрологическим условиям участка территория базы ООО <наименование> не является источником загрязнения олигоценового питьевого горизонта, а также не несет техногенной нагрузки на водоносный комплекс. (стр. 8 Заключения.) Согласно анализа проб добытая из Водозаборной скважины вода является технической.
В возражении Ответчик также указывает, что ссылка в иске на проект плана зон санитарной охраны, по правилам ч.4 ч.5 статьи 18 ФЗ от 30.03.1999 года №52 ФЗ «О санитарном –эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам не обоснованна, поскольку сам по себе проект юридическую силу документа не несет, а документа подтверждающего утверждения указанного плана не предоставлено. В иске прокурора города Урая просят отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО <наименование> Камнева М.В., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ поддержала доводы, изложенные в письменном возражении, при этом признала факт отсутствия согласования по эксплуатации водозаборной скважины технической воды № центром гигиены и эпидемиологии.
Камнева М.В. также указала, что в целях устранения допущенного нарушения ДД.ММ.ГГГГ между ООО <наименование> и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО –Югре» заключен договор на оказание услуг на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы материалов водного объекта, и на выдачу заключения по результатам экспертизы, замерам в соответствии с нормами санитарного законодательства, ГОСТАми, методическими указаниями.
Выслушав стороны, свидетеля Ф., исследовав и оценив в совокупности материалы дела представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности иска прокурора города Урая по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории производственной базы ООО <наименование> расположена одиночная водозаборная скважина.
Указанная водозаборная скважина, глубиной 42 метра введена в эксплуатацию, и используется ООО <наименование> с целью обеспечения нужд предприятия технической водой, что подтверждено приказом ООО <наименование> от ДД.ММ.ГГГГ. №, и актом приема- передачи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.10-11)
В статье 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" закреплено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии в соответствии со статьей 8 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В пункте 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 указано, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В судебном заседании исполняющий обязанности начальника ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО –Югре в городе Урае Ф., допрошенный судом в качестве свидетеля показал, что согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно -питьевого водоснабжения» одним из мероприятий по 3 поясу зоны санитарной охраны источника водоснабжения являются выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
Кроме того, бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Свидетель Ф. также пояснил, что согласование с Центром Госсанэпиднадзора ООО <наименование> при бурении скважины её эксплуатации получено не было. При этом, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО (зоны санитарной охраны) организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими санитарными нормами и правилами, а именно получения надлежащего согласования.
Нарушение установленного законом порядка требований СанПина, при бурении скважины, её дальнейшей эксплуатации, не исключает возможности возникновения опасных негативных последствий на благоприятную окружающую среду, и вредные воздействия на человека.
Согласно п.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Факт нарушения требований ФЗ РФ от 21.02.10092 года «О недрах», и порядка установленного ст.8 ФЗ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения», и СанПиН 2.1.4 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» со стороны ООО <наименование>», в суде установлен и подтвержден.
В качестве доказательства данного факта суд также принимает во внимание договор № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный ООО <наименование> с ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» на разработку документации и получения согласования с Центром гигиены и эпидемиологии по эксплуатации водозаборной скважины. Указанный договор заключен с целью устранения выявленный прокуратурой города Урая недостатков, уже после предъявления иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора города Урая в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить ООО <наименование> деятельность по эксплуатации водозаборной скважины технической воды №, находящейся по адресу: <адрес>. до получения согласования с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Решение может быть обжаловано в Ханты –Мансийский окружной суд в месячный срок с даты вынесения мотивированного решения, назначенного судом на 03.04.2012 года, путем подачи апелляционной жалобы через Урайский городской суд.
Судья З.М. Джилаканова