дело № 2 – 473 / 2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Урай ХМАО – Югры 02 июля 2012 года
Урайский городской суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Урая Полушкиной Т.М.,
представителя ответчика Администрации города Урай Иванова В.А., действующего на основании доверенности № – д от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя органа опеки и попечительства Невзоровой Е.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Урай ХМАО – Югры в защиту нарушенного права на обеспечение жильем в государственном и муниципальном жилищном фонде Магомадова А.А., к муниципальному образованию городской округ город Урай в лице администрации города Урай о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Урая обратился в суд с указанным иском, обосновав тем, что Магомадов А.А. является ребенком из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Урайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отец истца А.В. лишен родительских прав, мать М. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ попечителем истца назначена Р..
ДД.ММ.ГГГГ Магомадов включён в реестр детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения в 2009 – 2027 годах
По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Урай от ДД.ММ.ГГГГ № Магомадов А. А. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма во внеочередном порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокурор привёл положения статей 8 и 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закона ХМАО-Югры от 20.06.2006 №60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», считает, что администрация города Урай обязана была обеспечить Магомадова А.А. после постановки его на учёт во внеочередном порядке жилой площадью по договору социального найма. Вопреки этому, до настоящего времени обеспечение Магомадова А. А. жильем не произведено.
Истец ссылается на часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), указывает, что попечительство над Магомадовым А. А. прекращено по достижению им совершеннолетия, с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Согласно части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее так же ГПК РФ), учитывая факт нарушения права Магомадова А.А. на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде, данное исковое заявление предъявляется прокурором города.
Истец просил обязать Муниципальное образование городской округ город Урай в лице администрации города Урай предоставить Магомадову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Старший помощник прокурора г. Урая Полушкина Т.М. в судебном заседании полностью поддержала исковые требования по доводам, соответствующим исковому заявлению.
Истец Магомадов А.А., извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах не уведомил, ходатайств не заявил.
В силу части 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика Иванов В.А., действующий на основании доверенности № – д от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что ответчик не отрицает право истца на получение вне очереди жилого помещения, Магомадов А. А. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на условиях социального найма, все меры по приобретению жилья ответчиком предпринимаются. Жилое помещение ещё не предоставлено по объективным причинам. Финансирование на год на данные цели планируется в предыдущем году, ответчиком запрошены из окружного бюджета дополнительные средства, которые поступают частями.
Законом регламентирована процедура приобретения жилья, ответчиком подготовлено техническое задание, объявлялся аукцион, который ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не состоялся.
Требуется время не только для покупки квартиры, но и для регистрации права собственности.
Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации г. Урай Невзорова Е.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, считала, что удовлетворение иска соответствует интересам истца, проживающего в квартире тёти, бывшего попечителя, закреплено за ним жилья не было. Меры по приобретению квартиры для предоставления истцу администрацией г. Урай предпринимаются.
Выслушав доводы сторон, заключение органа опеки и попечительства, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав Магомадова А.А., учитывая, что основанием для заявления прокурора послужило обращение к нему истца о защите нарушенных социальных прав и законных интересов в сфере социальной защиты – обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Спор возник в связи с защитой жилищных прав Магомадова А. А.., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о праве на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной социальной нормы.
Решением Урайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ А.В. лишен родительских прав в отношении Магомадова А..А.. Этим же решением подтверждается, что мать истца М. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления главы города Урай № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Магомадовым А.А. установлено попечительство, попечителем назначена Р.
Жилого помещения за Магомадовым А.А. не закреплялось.
Как следует из преамбулы, а также из ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые, в том числе, остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, установлено при судебном разбирательстве и подтверждается материалами дела, что истец Магомадов А.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время истец проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности Р., его тёти, ранее являвшейся попечителем истца.
Жилья на праве собственности и по социальному найму истец не имеет, что подтверждаются сведениями филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ХМАО-Югра и Урайского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, копией поквартирной карточки.
Попечительство над Магомадовым А.А. прекращена по достижению им совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, в июне 2012 года истец окончил общеобразовательную школу.
В силу ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании пунктов 1, 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом ХМАО-Югры от 20.06.2006 №60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» муниципальному образованию городской округ город Урай вышеуказанное отдельное государственное полномочие передано на неограниченный срок с финансовым обеспечением исполнения полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ истец включен в реестр детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения в 2009 – 2027 годах, ведущийся в г. Урае, что подтверждается копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями представителя органа опеки и попечительства в суде.
По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Магомадов А.А. принят ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Урай на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (из числа малоимущих), что подтверждается постановлением главы администрации города Урай № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Судом не установлено противоправного бездействия со стороны ответчика, но данное обстоятельство не освобождает ответчика от возложенных на него законом обязанностей и не лишает Магомадова А. А. права на внеочередное получение жилого помещения.
Доводы ответчика о том, что в случае удовлетворения настоящего иска будут нарушены права лиц, поставленных на учёт ранее и впередистоящих по очерёдности, не могут быть приняты судом, поскольку предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а реализация права Магомадова А.А. на обращение в суд не препятствует реализации прав иных лиц из числа детей – сирот и оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 40 Конституции России каждый имеет право на жилище ( часть 1) никто не может быть произвольно лишен жилища, гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом ч. 3 ст. 56 Конституции России установлено, что права и свободы, предусмотренные ч. 1 ст. 40 Конституции РФ не подлежат ограничению.
В силу пункта 3 ч. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора города Урай ХМАО – Югры в защиту нарушенного права на обеспечение жильем в государственном и муниципальном жилищном фонде Магомадова А.А., к муниципальному образованию городской округ город Урай в лице администрации города Урай удовлетворить полностью.
Обязать муниципальное образование городской округ город Урай в лице администрации города Урай предоставить Магомадову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленных социальных норм.
Решение суда может быть обжаловано в суд ХМАО - Югры через Урайский городской суд. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 02 июля 2012 года.
Председательствующий судья Шестакова Е.П.