дело № 2 – 472 / 2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Урай ХМАО – Югры 02 июля 2012 года
Урайский городской суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Урая Полушкиной Т.М.,
истца Дегтянниковой Г.В.,
представителя ответчика Администрации города Урай Иванова В.А., действующего на основании доверенности № – д от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя органа опеки и попечительства Невзоровой Е.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Урай ХМАО – Югры в защиту нарушенного права на обеспечение жильем в государственном и муниципальном жилищном фонде Дегтянниковой Г.В., к муниципальному образованию городской округ город Урай в лице администрации города Урай о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Урая обратился в суд с указанным иском, обосновав тем, что Дегтянникова Г.В. является ребенком из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Урайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Дегтянниковой Г.В. – В.И. и В.И. лишены родительских прав, истец сначала была устроена в Дом ребенка, а затем в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Зина».
По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Урай от ДД.ММ.ГГГГ № Дегтянникова Г.П. принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма во внеочередном порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокурор привёл положения статей 8 и 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закона ХМАО-Югры от 20.06.2006 №60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», считает, что администрация города Урай обязана была обеспечить Дегтянникову Г.В. после постановки его на учёт во внеочередном порядке жилой площадью по договору социального найма. Вопреки этому, до настоящего времени обеспечение Дегтянниковой Г.В. жильем не произведено.
Истец ссылается на часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), указывает, что опека (попечительство) над Дегтянниковой Г.В. прекращена по достижению ею совершеннолетия, в июне 2011 года истица окончила образовательное учреждение, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Согласно части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее так же ГПК РФ), учитывая факт нарушения права Дегтянниковой Г.В. на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде, данное исковое заявление предъявляется прокурором города.
Истец просил обязать Муниципальное образование городской округ город Урай в лице администрации города Урай предоставить Дегтянниковой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Старший помощник прокурора г. Урая Полушкина Т.М. и истец Дегтянникова Г.В. в судебном заседании полностью поддержали исковые требования по доводам, соответствующим исковому заявлению.
Представитель ответчика Иванов В.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что ответчик не отрицает право истца на получение вне очереди жилого помещения, Дегтянникова Г.В. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на условиях социального найма, все меры по приобретению жилья ответчиком предпринимаются. Жилое помещение ещё не предоставлено по объективным причинам. Финансирование на год на данные цели планируется в предыдущем году, ответчиком запрошены из окружного бюджета дополнительные средства, которые поступают частями.
Законом регламентирована процедура приобретения жилья, ответчиком подготовлено техническое задание, объявлялся аукцион, который ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не состоялся.
Требуется время не только для покупки квартиры, но и для регистрации права собственности.
Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации г. Урай Невзорова Е.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, считала, что удовлетворение иска соответствует интересам истца, в квартире, которая была закреплена за Дегтянниковой Г.В. по адресу : <адрес> проживают 6 человек, зарегистрированы 7 человек, она закреплена ещё за другими детьми. Меры по приобретению квартиры для предоставления истице администрацией г. Урай предпринимаются.
Выслушав доводы сторон, заключение органа опеки и попечительства, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав Дегтянниковой Г.В., учитывая, что основанием для заявления прокурора послужило обращение к нему истицы о защите нарушенных социальных прав и законных интересов в сфере социальной защиты – обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Спор возник в связи с защитой жилищных прав Дегтянниковой Г.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о праве на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной социальной нормы.
Решением Урайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ В.И. и В.И. лишены родительских прав в отношении Дегтянниковой Г.В..
На основании распоряжения главы администрации города Урай № –р от ДД.ММ.ГГГГ Дегтянникова Г.В. была устроена в Дом ребенка г. Урая на полное государственное обеспечение, за нею сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Согласно постановлению главы МО г. Урай № от ДД.ММ.ГГГГ воспитанница Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Зина» г. Урая Дегтянникова Г.В. устроена в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся воспитанников с отклонениями а развитии «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида № 3» для дальнейшего проживания и воспитания на полное государственное обеспечение.
Как следует из преамбулы, а также из ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые, в том числе, остались без попечения обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, установлено при судебном разбирательстве и подтверждается материалами дела, что истица Дегтянникова Г.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время истица проживает в ранее закреплённом за нею жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 53,5 кв.метра, по договору социального найма, право пользования на которое имеют ещё 6 человек.
Иного жилья на праве собственности и по социальному найму истица не имеет, что подтверждаются сведениями филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ХМАО-Югра и Урайского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, копией поквартирной карточки.
Опека государства над Дегтянниковой Г.В. прекращена по достижению ею совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, в июне 2011 года истица окончил общеобразовательную школу.
Справкой директора бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Урайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» № 75 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено. что Дегтянникова Г.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась и проживала в указанном учреждении, выбыла в связи с окончанием 12 классов.
В силу ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании пунктов 1, 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом ХМАО-Югры от 20.06.2006 №60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» муниципальному образованию городской округ город Урай вышеуказанное отдельное государственное полномочие передано на неограниченный срок с финансовым обеспечением исполнения полномочий.
Истица в 2012 году включена в реестр детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения, ведущийся в г. Урае, что подтверждается копией постановления, пояснениями представителя органа опеки и попечительства в суде.
По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Дегтянникова Г.П. принята ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Урай на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (из числа малоимущих), что подтверждается постановлением главы администрации города Урай № от ДД.ММ.ГГГГ, а так же постановлением главы администрации города Урай № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Судом не установлено противоправного бездействия со стороны ответчика, но данное обстоятельство не освобождает ответчика от возложенных на него законом обязанностей и не лишает Дегтянникову Г.В. права на внеочередное получение жилого помещения.
Доводы ответчика о том, что в случае удовлетворения настоящего иска будут нарушены права лиц, поставленных на учёт ранее и впередистоящих по очерёдности, не могут быть приняты судом, поскольку предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а реализация права Дегтянниковой Г.В. на обращение в суд не препятствует реализации прав иных лиц из числа детей – сирот и оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 40 Конституции России каждый имеет право на жилище ( часть 1) никто не может быть произвольно лишен жилища, гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом ч. 3 ст. 56 Конституции России установлено, что права и свободы, предусмотренные ч. 1 ст. 40 Конституции РФ не подлежат ограничению.
В силу пункта 3 ч. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора города Урай ХМАО – Югры в защиту нарушенного права на обеспечение жильем в государственном и муниципальном жилищном фонде Дегтянниковой Г.В., к муниципальному образованию городской округ город Урай в лице администрации города Урай удовлетворить полностью.
Обязать муниципальное образование городской округ город Урай в лице администрации города Урай предоставить Дегтянниковой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленных социальных норм.
Решение суда может быть обжаловано в суд ХМАО - Югры через Урайский городской суд. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 02 июля 2012 года.
Председательствующий судья Шестакова Е.П.