о возложении обязанности приведении земельного участка в состояние, обеспечивающего экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от твердых бытовых условий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2012 года                  г. Урай ХМАО – Югры    

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Ромм С.В.,

при секретаре Бурч Е.А.,

с участием помощника прокурора г. Урай Ченцова А.В., представителя ответчика по доверенности Пахомовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-444/2012 по иску прокурора г. Урай ХМАО-Югры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию ХМАО-Югры городской округ г. Урай в лице администрации г. Урай о возложении обязанности привести земельный участок в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от твердых бытовых отходов,

установил:

В суд поступил указанный иск, мотивированный тем, что во исполнение плана работы прокуратуры г. Урай на первое полугодие 2012 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере хранения, утилизации и переработки бытовых биологических отходов, в том числе, размещения несанкционированных свалок на территории г.Урай, в ходе которой выявлена свалка бытовых отходов, расположенная на земельном участке с кадастровым номером , находящимся в <адрес>

Согласно сведениям, представленным договорным отделом по оформлению прав на муниципальные земли комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Урай от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, относится к землям города.

В иске приводятся положения ст. ст. 6, 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 4, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Вместе с тем, бытовые отходы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес>, не утилизированы и в течение длительного времени загрязняют почву.

Согласно п. 11 ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2004 г. № 63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» г. Урай наделен статусом городского округа.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 8 вышеуказанного закона, а также п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации мероприятий в границах города Урай отнесены к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Урай, согласно п. п. 11, 23 ст. 5 Устава г. Урай, утвержденного решением Думы г. Урай от 25 сентября 2008 г. № 80.

Пунктом 1 статьи 26 Устава закреплено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является администрация города.

Администрацией г. Урай вышеперечисленные требования природоохранного, земельного, лесного и санитарно-эпидемиологического законодательства не выполняются. Бытовые отходы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес> не утилизированы до настоящего времени, чем усугубляется экологическая обстановка города Урай.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Выявленные в ходе проверки нарушения природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы государства в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих в г. Урай, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Просил обязать администрацию муниципального образования городской округ г. Урай ХМАО-Югры привести земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, в соответствие с природоохранным, земельным, лесным, и санитарно-эпидемиологическим законодательством, то есть, в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от несанкционированной свалки бытовых отходов.

Ответчик письменных возражений на иск не представил.

В судебном заседании помощник прокурора г. Урай Ченцов А.В. исковые требования поддержал по доводам, в нем изложенным. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Пахомова О.В. иск не признала. Объяснила, что наличие свалки не оспаривает. Работы по очистке города проводятся. Утверждена долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды в границах города Урай» на 2012-2016 годы, с изменениями. Предусмотрено финансирование данной программы, в том числе на санитарную очистку и ликвидацию не санкционированных свалок на территории г. Урай, из средств местного бюджета. Требования закона и программы уже выполняются, предусмотрены мероприятия.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, является землями города г. Урай.

В соответствии со ст. ст. 5, 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых располагаются эти леса.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 42 Земельного кодекса РФ закреплены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно проведенному обследованию от 05 мая 2012 года заместителем главного государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений установлено, что на перекрестке улиц <адрес> в районе строящегося дома имеется насыпь из отходов, состав которых характерен для отходов, образующихся при разборке зданий в деревянном исполнении, площадь захламления составляет ориентировочно <данные изъяты> кв.м.

Бытовые отходы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес> не утилизированы и в течение длительного времени загрязняют почву, что подтверждается и представленными с иском фотоматериалами.

В силу п. 11 ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2004 г. № 63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» г. Урай наделен статусом городского округа.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 8 вышеуказанного закона, а также п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации мероприятий в границах города Урай отнесены к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Урай, согласно п.п. 11, 23 ст. 5 Устава города Урай, утвержденного решением Думы г. Урай от 25 сентября 2008 г. № 80.

Пунктом 1 статьи 26 Устава закреплено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является администрация города.

При таких обстоятельствах суд считает, что иск является обоснованным в соответствии с законом, подтвержденным доказательствами и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора г. Урай ХМАО-Югры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городской округ г. Урай ХМАО-Югры привести земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, в соответствие с природоохранным, земельным, лесным, и санитарно-эпидемиологическим законодательством, то есть в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от несанкционированной свалки бытовых отходов.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей апелляционной жалобы через Урайский городской суд в течение месяца со дня, следующего после вынесения.

Председательствующей судья (подпись)