Жалобу на постановление об административном правонарушении отменить



Р Е Ш Е Н И Е

02 февраля 2012 года                                             г. Урай ХМАО – Югры

                                                                                 ул. Крылова, дом 1

Судья Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Шестакова Е.П.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Иванова С.А.,

представителя службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Иванова С.А. на постановление о назначении административного наказания по делу от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды М.,

у с т а н о в и л:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем главного государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды М., на Иванова С.А. наложен штраф в размере 500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В жалобе и дополнении к ней Иванов С.А. просит отменить указанное постановление и производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что приказ МПР и экологии № 121 от 23.04.2010 регламентирует порядок выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов (приложение № 1) и его форму (приложение № 2) и не содержит пунктов об административной ответственности в случае нарушения данного приказа. Частью 3 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, однако из протокола об административном правонарушении следует, что действия Иванова квалифицируют как «не предоставление сведений по добыче охотничьих ресурсов по полученному разрешению на добычу охотничьих ресурсов, в Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры серии до ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил приказ МПР и Экологии № 1221 от 23.04.2010 г., которым установлен 20-тидневный срок подачи сведений после окончания срока действия разрешения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, при этом ссылка на ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ является безосновательной, поскольку данная статья такого правонарушения не содержит. Кроме того, ни одной статьей КоАП РФ не предусмотрена ответственность за несвоевременное предоставление сведений по добыче охотничьих ресурсов.

Ивановым не были нарушены правила пользования объектами животного мира, понятие которых дано в ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире". Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 8.37 КоАП РФ не являются сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве.

Доказательств нарушения Ивановым С.А. правил пользования именно животным миром, в материалах дела не имеется. Отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

В судебном заседании Иванов С.А. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Кондинский отдел Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представил письменные возражения на жалобу Иванова С.А., обосновав тем, что Иванову Сергею Анатольевичу по его личному заявлению Кондинским отделом Природнадзора Югры было выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов (водоплавающая дичь) серия , сроки охоты на водоплавающую дичь утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации №18 от 10.01.2009 с 20.08.2011 по 30.11.2011.

Разрешение на добычу охотничьих ресурсов содержит таблицу «Сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве» и уведомление о сроках предоставления данных сведений в орган, выдавший разрешение по месту получения разрешения в течение 20 дней после добычи, ранения животного или окончания срока действия разрешения при осуществлении охоты на указанные виды охотничьих ресурсов.

Таким образом, срок предоставления сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, согласно разрешению серии истек ДД.ММ.ГГГГ. Гражданин Иванов С.А. в указанный срок данные сведения о добытых охотничьих ресурсах (водоплавающая дичь) в Кондинский отдел Природнадзора Югры не предоставил.

По факту не предоставления Ивановым С.А. «Сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве» по месту получения разрешения государственным инспектором Кондинского отдела Природнадзора Югры в отношении Иванова С.А. составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст.8.37 КоАП РФ.

При составлении протокола Иванов С.А. присутствовал лично, в объяснениях написал, что с протоколом согласен и ходатайствовал о рассмотрении дела об административном правонарушении в его присутствии немедленно, о чем имеется собственноручно сделанная Ивановым С.А. запись.

По данному делу ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении Иванова С.А. к административной ответственности на основании части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил пользования объектами животного мира в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, устойчивого использования всех его компонентов регулируется Федеральным законом от 24.04.1995 г. №52-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О животном мире» (далее Федеральный закон №52-ФЗ).

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 40 Федерального закона №52-ФЗ пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животными миром, в соответствии с абзацем 6 части 2 статьи 40 Федерального закона №52-ФЗ пользователи животным миром обязаны осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира.

Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 №18;

Типовые правила охоты в РСФСР утверждены приказом Главного Управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 года № 1, Приложения 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.04.2010г. № 121.

Согласно п. 16. Типовых правил охоты «Охотник обязан вернуть путевки и лицензии по месту их выдачи, сделав отметку    о результатах охоты».

Несвоевременное направление «Сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве» по месту получения разрешения является нарушением требований п. 16 Типовых правил охоты в РСФСР, таким образом, гражданин Иванов С.А. нарушил именно Типовые правила охоты.

Кроме того, нарушение допущенное Ивановым С.А. выразилось в бездействии, то есть не предоставлении сведений о пользовании животным миром. В данном случае административное правонарушение считается оконченным с момента нарушения правил и наступление какие-либо последствий необязательно.

Поэтому указанное правонарушение квалифицируется по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, заместитель главного государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды М., в судебном заседании жалобу Иванова просила отклонить, изложила доводы, соответствующие письменному возражению.

Выслушав заявителя и должностное лицо, постановление которого оспаривается, проверив на основании имеющихся в деле материалов и доказательств законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к выводу, что оспариваемое Ивановым С.А. постановление подлежит отмене по следующим основаниям:

    В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

    В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу, срок и порядок обжалования постановления.

    Указанные требования закона при рассмотрении дела в отношении Иванова С.А. и вынесении заместителем главного государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды М. постановления о назначении административного наказания по делу от ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.

    Как следует из обжалуемого постановления, Иванову С.А. Кондинским отделом по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений было выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов серии , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанное разрешение содержит таблицу «Сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве», которую охотник обязан направить по месту получения в течение 20 дней с момента окончания охоты, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

    Иванов С.А. своевременно не направил сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, чем нарушил требования п. 16 Типовых правил охоты в РСФСР, утверждённых приказом Главного Управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 №1, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

    В частях 1 и 2 статьи 8.37. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил охоты и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса,

    Частью третьей данной статьи предусмотрено, что нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) ( далее Закон об охоте) в статьях 23, 29 и 31 предусматривает, что основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Правила охоты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 23 апреля 2010 г. N 121"Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов"(с изменениями от 20 августа 2010 г., 4 октября 2011 г. установлена форма указанного бланка, содержащая таблицу "Сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве", которая отделяется от разрешения, направляется по месту получения разрешения: в течение 20 дней после добычи или окончания срока действия разрешения при осуществлении охоты на прочие виды охотничьих ресурсов.

В то же время, ни указанный Закон об охоте, ни Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, ни Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (утв. постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 18)(с изменениями от 25 февраля 2009 г.) не возлагают обязанностей на охотников предоставить сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в орган, выдавший разрешение, в определённый срок, как и не предусматривают ответственности в случае неисполнения данной обязанности.

Правила охоты, утверждённые приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 г. N 512, до настоящего времени в законную силу не вступили, и указанных положений так же не содержат.

Не имеет правового значения ссылка на пункт 16 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главного Управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 года № 1, поскольку названный акт является подзаконным и подлежит применению лишь в той части, в какой он не противоречит Федеральному закону об охоте. К тому же этот документ не был опубликован и зарегистрирован в установленном законом порядке.

В силу принципа административной ответственности, закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Статья 26.2 КоАП РФ даёт понятие доказательствам по делу об административном правонарушении, их источникам, а ст. 26.11 КоАП РФ установлен порядок оценки доказательств.

Вместе с тем, в постановлении в отношении Иванова не указано на наличие каких-либо доказательств, подтверждающих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.37 КоАП РФ.

Решение, принятое в постановлении о совершении административного правонарушения и наложении административного взыскания, не мотивировано, доказательства не приведены.

    В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ постановление в отношении Иванова подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10, 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Иванова С.А. удовлетворить.

Отменить постановление заместителя главного государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды М. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Иванову С.А. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 8.37 КоАП РФ.

Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Копии решения направить Иванову С.А. и заместителю главного государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды М.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд ХМАО – Югры через Урайский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья                                                      Е.П. Шестакова