ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ



дело № 5 – 72/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Урай, ул. Крылова, дом 1 21 июня 2012 г.

Судья Урайского горсуда ХМАО – Югра Шестакова Е.П.,

с участием законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Титовой О.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Центральная городская больница», расположенного по адресу: <адрес>, основной государственный регистрационный номер согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ:

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ от руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в Урайский городской суд поступил материал об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Центральная городская больница» (сокращённое наименование МБУ ЦГБ).

Протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу К. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).

Согласно протоколу в ходе проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой документарной проверки качества оказания МБУ ЦГБ медицинской помощи, в том числе соблюдения стандартов оказания медицинской помощи Ч. установлено, что работы (услуги), выполняемые по специальностям: при осуществлении стационарной медицинской помощи в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по: забору, заготовке, хранению донорской крови и ее компонентов осуществляется без лицензии.

Работы (услуги), выполняемые по специальностям: при осуществлении амбулаторно - поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по трансфузиологии, при осуществлении стационарной медицинской помощи в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по трансфузиологии осуществляется без лицензии.

что является нарушением - пункта 46 части 1 статьи 12, части 2 статьи 12, части 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, приказа Минздравсоцразвития от 10.05.2007 №323 «Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторной поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи».

В судебном заседании законный представитель привлекаемого к административной ответственности МБУ ЦГБ Т., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считала, что указанный протокол об административном правонарушении не содержит состава административного правонарушения.

В соответствии со статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) является административным правонарушением.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющий лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Также в указанной статье дается понятие лицензионных требований - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Пункт 46 части 1 статьи 12 вышеуказанного закона устанавливает, что медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности до 30.04.2012 определялся Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 №30.

Пунктом 5 Положения установлены лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности, одном из которых является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующим установленным к ним требованиям. При направлении заявления о предоставлении лицензии в лицензирующий орган, соискатель лицензии (лицензиат) прилагает к нему копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или другом ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения. Аналогичные требования указаны в статье 8 Закона о лицензировании.

Данное требование обусловлено тем, что в соответствии со статьей 15 Закона о лицензировании, в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию кроме прочих включаются сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Лицензия как документ состоит из бланка самой лицензии с указанием наименования лицензирующего органа, наименования, идентификационного номера, основного государственного регистрационного номера, адреса места нахождения лицензиата с указанием срока действия лицензии и приложений, в которых уже непосредственно указываются: место осуществления отдельного вида деятельности и перечень видов деятельности, осуществляемых по данному адресу.

В настоящее время МБУ ЦГБ осуществляет медицинскую деятельность на 29 объектах, в том числе в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, а также доврачебную помощь в образовательных учреждениях города Урай (школы, сады). Лицензирование указанных в протоколе об административном правонарушении видов деятельности по всем адресам осуществления медицинской помощи не обосновано.

Государственный инспектор отдела контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу К. в судебное заседание не явилась.

Исследовав представленные суду протокол и материалы, суд пришёл к выводу, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям:

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 26.11 КоАП РФ установлен порядок оценки доказательств.

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ является установленный порядок управления, объективная сторона правонарушений состоит в том, что виновный осуществляет деятельность (т.е. разовые, случайные сделки, операции не охватываются объективной стороной этого деяния), не связанную с извлечением прибыли, без лицензии, хотя наличие специального разрешения (лицензии) обязательно, т.к. это предусмотрено Законом

Оконченными данное правонарушение считаются с момента совершения и может совершаться только в форме действий.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.

В нарушение требований части 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не указаны конкретные место, время совершения правонарушения - осуществления деятельности МБУ ЦГБ и событие административного правонарушения в соответствии с фабулой ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Протокол составлен неправильно с точки зрения полноты исследования события правонарушения, не приведены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, описание административного правонарушения, то есть фактические действия юридического лица.

В силу пунктов 2, 3, 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

На основании ст. 15 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются, в том числе наименование юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

В представленном суду протоколе об административном правонарушении не отражены указанные выше сведения и не указаны конкретные действия, за которые предусмотрена ответственность в ч. 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

В протоколе так же не указано с какой формой вины ( ст. 2.2.КоАП РФ) совершено правонарушение, что является существенным при решении вопроса о наличии в действиях лица состава правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В то же время, представленными суду материалами дела и самим протоколом об административном правонарушении не опровергаются доводы юридического лица о том, что деятельность по забору, заготовке, хранению донорской крови и ее компонентов, трансфузиологии, при осуществлении стационарной медицинской помощи МБУ ЦГБ не осуществляется, эти медицинские манипуляции были выполнены в виде исключения в стационаре при оказании экстренной помощи больному Ч. по жизненно важным показаниям.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Учитывая, что обязанность правильного и полного составления протокола, а так же представления доказательств возлагается законом на должностное лицо, составившее протокол, недостатки протокола выявлены уже при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, неукоснительно соблюдая принцип презумпции невиновности, суд считает, что дело подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Поскольку в протоколе не указано конкретное время совершения правонарушения (указан лишь период проведения проверки), суд лишён возможности проверить истёк или нет срок привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 1.1. статьи 29.9. КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения ( ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь п. 1.1. ст. 29.9., ч. 2 ст. 24.5. КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Центральная городская больница» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба на постановление может быть подана в суд ХМАО – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Урайский городской суд.

Судья         Шестакова Е.П.