№11-12/10г. апелл-ое опред. по иску о взыск. недоп. суммы опек-го пособия (без уд-я)



Дело № 11-12/2010г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

с.Усть-Чарышская Пристань ...

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Забияка Е.Л.,

с участием истицы Романовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истицы Романовой А.И. на решение и.о.мирового судьи судебного участка Усть-Пристанского района от 18.05.2010г. по делу по иску Романовой А.И. в интересах опекаемого Т. к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Усть-Пристанского района о взыскании недополученной суммы опекунского пособия за 2008 год,

установил:

Истица Романова А.И. в интересах несовершеннолетнего опекаемого Т. обратилась с иском к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Усть-Пристанского района о взыскании с учетом последующих уточнений 7834,50руб. недополученной суммы опекунского пособия за 2008г.

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края иск не признал, аналогичный комитет администрации района своей позиции по иску не выразил.

Решением и.о.мирового судьи судебного участка Усть-Пристанского района от 18.05.2010г. в удовлетворении иска было отказано со ссылкой на действующую в 2008г. редакцию ст.2 Закона Алтайского края от 10.04.2007г. № 29-ЗС «О порядке и размере выплаты опекунам (попечителям), приемным родителям денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ЗАК № 29-ЗС от 10.04.2007г.), согласно которой размер выплачиваемых на содержание подопечных денежных средств ежегодно устанавливался Законом АК о краевом бюджете, исходя из утвержденных Администрацией АК натуральных норм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря по фактическим ценам, сложившимся в крае. Установленными Приложением № 18 к Закону АК от 14.11.2007г. № 125-ЗС «О краевом бюджете на 2008г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» нормативами финансовых затрат размер выплат на содержание одного ребенка в год в семье опекуна и приемной семье с учетом упомянутых фактических цен был определен с 01.01.2008г. - 51120руб., с 01.11.2008г. - 52230руб. Установив, что за 12 месяцев 2008г. истица получила 52230руб. на содержание подопечного Т., то есть в полном объеме, предусмотренном указанными правовыми актами, а также, что комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края полностью выполнил финансовые обязательства перед муниципальными районами, в том числе и Усть-Пристанским, поскольку субсидии на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях как из федерального (с учетом районного коэффициента согласно пп.2 и 3 Методики распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. № 944)), так и из краевого бюджета в полном объеме были распределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов, о чем свидетельствуют таблицы 10, 30 приложения 7 к Закону АК от 02.07.2009г. № 47-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2008г.», мировой судья пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Не согласившись с постановленным решением мирового судьи, истица Романова А.И. в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение, указывая, что оно является незаконным и необоснованным ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В частности, судом не принято во внимание противоречие Закона Алтайского края от 14.11.2007г. № 125-ЗС, установившего нормативы выплат на содержание одного ребенка в год семье опекуна и приемной семье с 01.01.2008г. в размере 51120руб., с 01.11.2008г. в размере 52230руб., постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007г. № 944, то есть без учета районного коэффициента, хотя в новой редакции указанного Закона Алтайского края от 02.12.2009г. № 91-ЗС этот недостаток устранен. По мнению истицы, Методика, утвержденная названным Постановлением Правительства РФ, устанавливает именно порядок определения размера денежных средств, подлежащих выплате опекуну на содержание опекаемого ребенка, а не порядок распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, как посчитал мировой судья.

В возражениях на апелляционную жалобу комитет по финансам, налоговой и кредитной политике указывает, что постановленное мировым судьей решение считает законным и обоснованным, а жалобу истицы - не подлежащей удовлетворению, поскольку законы Алтайского края: от 10.04.2007г. № 29-ЗС «О порядке и размере выплаты опекунам (попечителям), приемным родителям денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), от 14.11.2007г. № 125-ЗС «О краевом бюджете на 2008г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» приняты Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, считающий, что упомянутыми законами Алтайского края, принятыми и опубликованными в установленном порядке, нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края отсутствуют. Ссылку истца на то, что порядок определения размера денежных средств, подлежащих выплате опекуну на содержание опекаемого ребенка устанавливается Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007г. № 944, считает несостоятельной, так как согласно пункту 1 данной Методики она устанавливает порядок распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью частичного возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, а не порядок расчета размера денежных средств, подлежащих выплате опекуну на содержание опекаемого ребенка. Учитывая, что расходы на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также оплату труда приемного родителя согласно приложению 3 к закону Алтайского края от 02.07.2009г. № 47-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2008г.», составившие 192 329,8 тыс.руб. за счет федерального бюджета, и 168 489,4 тыс.руб. - за счет краевого бюджета, исполнены в размере 100 процентов, просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы без удовлетворения.

В судебном заседании истица Романова А.И. просила решение и.о.мирового судьи отменить как незаконное и необоснованное, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала полностью и на основании этого вынести новое решение.

Представитель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в заседание не явился, о времени, дате и месте проведения судебного заседания был надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил.

Представитель комитета администрации Усть-Пристанского района по финансам, налоговой и кредитной политике в заседание также не явился, был надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил и не просил об отложении.

Представитель комитета по образованию администрации Усть-Пристанского района в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения был надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил и не просил об отложении.

На основании ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения истицы Романовой А.И., суд рассмотрел дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу Романову А.И., исследовав материалы дела, районный суд считает постановленное мировым судьей решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно пункту "ж" ч.1 ст.72 и чч.2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, причем последние не могут противоречить федеральным законам.

В статье 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (в ред.ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ), а статьей 5 того же Закона определено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите таких детей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Право опекуна на ежемесячное получение денежных средств на содержание ребенка с выплатой их в порядке и размере, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации, с 1 января 2005г. было предусмотрено абзацем 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ), тогда как ранее порядок и размеры таких выплат определялись федеральным законодательством.

В настоящее время пунктом 3 ст.148 СК РФ (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ) сохранено правило установления порядка и размера выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 2 закона Алтайского края от 10.04.2007 № 29-ЗС «О порядке и размере выплаты опекунам (попечителям), приемным родителям денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) размер денежных средств, выплачиваемых на содержание подопечных, ежегодно устанавливался законом Алтайского края о краевом бюджете, исходя из утвержденных Администрацией Алтайского края натуральных норм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря по фактическим ценам, сложившимся в Алтайском крае.

Как правильно указал мировой судья, фактическая (потребительская, розничная) цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также расходы и доходы организаций товаропроизводящей сети, которая не является стабильной, а в зависимости от конъюнктуры рынка подвержена изменениям.

Именно в таком порядке, с учетом фактических цен законом Алтайского края от 14.11.2007 № 125-ЗС «О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (в ред. Закона Алтайского края от 01.11.2008 № 96-ЗС) были установлены нормативы финансовых затрат на осуществление отдельных расходных обязательств Алтайского края в социальной сфере на 2008 год, согласно которым размер выплат на содержание одного ребенка в год в семье опекуна и приемной семье составлял с 1 января 2008 года - 51120руб., с 1 ноября 2008 года - 52230руб.

Как следует из материалов дела, истица Романова А.И. как опекун несовершеннолетнего Трофимова В.И. получила на его содержание в 2008г. всю предусмотренную упомянутым законом сумму - 52230руб., что не оспаривалось ей в суде.

Вместе с тем мировым судьей обоснованно не был принят во внимание довод истца о неправильном определении ответчиком размера денежных средств, подлежащих выплате на содержание опекаемого ребенка, заниженного, по мнению подателя жалобы, на величину районного коэффициента, составившего за 2008г. 7834,50руб.

Как видно из содержания апелляционной жалобы, Романова А.И. считает, что Методика, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007г. № 944, устанавливает порядок определения размера денежных средств, подлежащих выплате опекуну на содержание опекаемого ребенка.

Однако это утверждение не соответствует действительности, поскольку в пункте 1 данного постановления (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) указано, что субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, при этом размер выплаты на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4000 рублей в месяц, на оплату труда приемных родителей - не менее 2500 рублей в месяц.

Тем же постановлением утверждены Правила предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, и Методика распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей.

В пунктах 1 и 2 Методики указано, что она устанавливает порядок распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью частичного возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей; размер субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, определяется в пределах объема средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, из расчета ежемесячной выплаты семье опекунов (попечителей) или приемной семье на содержание 1 ребенка в размере до 4000 рублей и ежемесячной выплаты на оплату труда приемных родителей в размере до 2500 рублей до применения к этим выплатам районного коэффициента. При определении размера субсидий учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также начисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из сопоставления правил, содержащихся в п.1 постановления Правительства РФ № 944 и в п.2 Методики, следует, что субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в случае принятия последними в установленном порядке законов или иных нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, с размером выплаты на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье, составляющим не менее 4000 рублей в месяц, на оплату труда приемных родителей - не менее 2500 рублей в месяц.

Размер указанных субсидий, распределяемых из федерального бюджета, Методикой определен иным образом - в пределах объема средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, из расчета ежемесячной выплаты семье опекунов (попечителей) или приемной семье на содержание 1 ребенка в размере до 4000 рублей и ежемесячной выплаты на оплату труда приемных родителей в размере до 2500 рублей до применения к этим выплатам районного коэффициента.

Таким образом, районный суд не усматривает противоречия между положениями статьи 2 закона Алтайского края от 10.04.2007 № 29-ЗС «О порядке и размере выплаты опекунам (попечителям), приемным родителям денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 12 статьи 8 закона Алтайского края от 14.11.2007 № 125-ЗС «О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» о порядке определения размера денежных средств на содержание подопечных, исходя из утвержденных Администрацией Алтайского края натуральных норм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря по фактическим ценам, сложившимся в Алтайском крае, и об установлении нормативов финансовых затрат на осуществление отдельных расходных обязательств Алтайского края в социальной сфере на 2008г. с одной стороны, и пунктами 2 и 3 Методики распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, поскольку указанными нормами закона Алтайского края размер ежемесячно выплачиваемых денежных средств определен с 01.01.2008г. в сумме 4260,00руб. (51120:12=4260), с 01.11.2008г. - 4815,00руб. (52230 - 42600) : 2=4815).

Иными словами, определенный субъектом Российской Федерации Алтайским краем ежемесячный размер денежных средств, подлежащих выплате в 2008г. на содержание одного опекаемого ребенка, превышает установленный п.1 постановления Правительства РФ № 944 минимальный размер (4000руб.) и тем самым полностью соответствует нормативному правовому акту Правительства.

К тому же упомянутая выше Методика устанавливает только порядок распределения субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и не регламентирует порядка определения размера денежных средств, подлежащих выплате опекуну на содержание опекаемого ребенка, как ошибочно полагает истица, так как правовое регулирование этого вопроса в пределах ведения субъекта Российской Федерации Алтайского края осуществлено его представительным органом указанными законами.

Изменение в последующем порядка определения размера денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), произведенное законом Алтайского края от 02.12.2009г. № 91-ЗС с изложением статьи 2 закона Алтайского края от 10.04.2007г. № 29-ЗС в новой редакции не может быть расценено как приведение нормы указанной статьи закона Алтайского края в соответствие с федеральным законодательством.

Более того, как правильно указывалось комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края в возражениях на иск и на апелляционную жалобу и учтено мировым судьей, нормы законов Алтайского края от 10.04.2007г. № 29-ЗС и от 14.11.2007г. № 125-ЗС никем не оспаривались и не отменялись, следовательно, основания для их неприменения отсутствуют; свои финансовые обязательства перед бюджетами муниципальных районов и городских округов по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемному родителю» комитет выполнил в полном объеме согласно закону Алтайского края от 02.07.2009г. № 47-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2008 год», который в указанной части был исполнен на 100 процентов.

Суждение истицы о необходимости использования при разрешении настоящего спора правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.01.2009г. № 56-Г08-25, которым было оставлено без изменения решение ... суда от ..., а кассационная жалоба ... без удовлетворения, не могло быть положено мировым судьей в основу решения ввиду разного правового регулирования соответствующими законами ... края и Алтайского края спорного вопроса.

Так, если законом ... края «О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» от 06.06.2005г. № 258-КЗ ежемесячный размер соответствующих выплат предусматривался в твердом размере 4000руб. без учета районного коэффициента, то аналогичным законом Алтайского края размер выплат определялся исходя из утвержденных Администрацией Алтайского края натуральных норм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря по фактическим ценам, сложившимся в Алтайском крае, а поэтому оснований для применения районного коэффициента в качестве компенсации более высокой стоимости жизни в местностях с неблагоприятными условиями нет.

При таких обстоятельствах решение мирового судьи является законным и обоснованным.

Предусмотренных ст.ст.330, 362-364 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, районный суд

определил:

Решение и.о.мирового судьи судебного участка Усть-Пристанского района от 18 мая 2010 года по делу по иску Романовой А.И. в интересах опекаемого Т. к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Усть-Пристанского района о взыскании недополученной суммы опекунского пособия за 2008 год оставить без изменения, а апелляционную жалобу Романовой А.И. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.В.Соловаров

Мотивированное определение изготовлено ...