№2-181/10г. решение о част. уд-ии иск.треб. пр-ра о признании незак. бездействия



Дело № 2-181/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань 21 октября 2010г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Забияка Е.Л.,

с участием и.о.прокурора Усть-Пристанского района Петропавловского Д.В., представителей ответчика администрации МО «Усть-Пристанский район Алтайского края» Варлахина Н.Н. и Алымовой И.М., ответчика Киткиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Пристанский район Алтайского края» и Киткиной Е.А. об обязании уволить с главной муниципальной должности начальника отдела по архитектуре, строительству и ЖКХ Киткину Е.А., установлении срока для совершения указанных действий,

установил:

Прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Пристанский район Алтайского края» о возложении обязанности уволить с главной муниципальной должности начальника отдела по архитектуре, строительству и ЖКХ Киткину Е.А., установлении срока для совершения указанных действий.

Требования мотивированы тем, что распоряжением главы администрации Усть-Пристанского района ... от 10.04.2006г. с 10.04.2006г. на главную муниципальную должность муниципальной службы района главным архитектором, начальником отдела архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации района назначена Киткина Е.А. В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ (в ред.от 17.07.2009г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Частью 1 статьи 6 данного закона определено, что должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 6). Реестр должностей муниципальной службы в Алтайском крае утвержден законом Алтайского края № 134-ЗС от 07.12.2007г. «О муниципальной службе в Алтайском крае». Данным реестром установлено, что к главной должности муниципальной службы, учреждаемой для обеспечения исполнения полномочий администрации муниципального образования, относятся начальник (заведующий) отдела, службы администрации муниципального образования. В соответствии с п.2 ч.2 ст.2 Закона Алтайского края № 134-ЗС от 07.12.2007г. типовыми квалификационными требованиями к к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для замещения главных должностей муниципальной службы являются высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы на должностях не ниже ведущей группы либо государственной службы на должностях не ниже старшей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Частью 4 данной статьи закреплено, что в сельских поселениях допускается замещение высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы при наличии образования не ниже среднего профессионального, старших и младших должностей муниципальной службы - при наличии образования не ниже среднего. Постановлением администрации района от 07.02.2008г. № 45 утвержден реестр должностей муниципальной службы муниципального образования Усть-Пристанский район, согласно которому занимаемая Киткиной Е.А. должность является главной должностью. При проведении Киткиной Е.А. аттестации 07.12.2004г. установлено, что ее уровень образования не соответствует занимаемой должности, однако в нарушение вышеуказанных требований закона она была аттестована. Кроме того, в нарушение п.4 Типового положения об аттестации муниципальных служащих в Алтайском крае (утв. ст.5 закона АК от 07.12.2007г. № 134-ЗС) по истечении трех лет аттестация Киткиной Е.А. не проведена, что не позволило своевременно выявить несоответствие квалификационных требований. Более того, последняя занимает названную должность до настоящего времени. Таким образом, Киткина Е.А. не может занимать главную должность муниципальной службы администрации МО «Усть-Пристанский район» ввиду несоответствия типовым квалификационным требованиям и подлежит увольнению с данной должности. Для устранения выявленных нарушений и недопущения их в дальнейшем, прокуратурой 08.06.2010г. главе администрации Усть-Пристанского района было внесено представление. В поступившей 01.07.2010г. в прокуратуру информации отмечено, что с указанной даты начальник отдела по архитектуре, строительству и ЖКХ администрации района Киткина Е.А. находится в ежегодном оплачиваемом отпуске. Вместе с тем в соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление подлежит безотлагательному рассмотрению и в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Из информации администрации района о результатах рассмотрения представления следует, что оно безотлагательно рассмотрено не было, поскольку, не смотря на очевидное несоответствие Киткиной Е.А. типовым квалификационным требованиям, она не была уволена с главной муниципальной должности. В силу п.3 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Право на обращение в суд с настоящим иском обосновано прокурором ссылкой на ст.45 ГПК РФ и тем, что круг лиц, которые могут претендовать на замещение должности начальника отдела по архитектуре, строительству и ЖКХ администрации Усть-Пристанского района заранее определить невозможно, как и привлечь их в качестве истцов.

В судебных заседаниях прокурор дополнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации Усть-Пристанского района по непроведению аттестации начальника отдела по архитектуре, строительству и ЖКХ Киткиной Е.А. и непринятию мер по устранению нарушений по представлению прокурора, а также уточнил требование об увольнении Киткиной Е.А. с главной муниципальной должности начальника отдела по архитектуре, строительству и ЖКХ в соответствии с п.3 ст.81 ТК РФ. Пояснил, что поддерживает все изложенные в иске обстоятельства, вместе с тем в заседании 21.10.2010г. отказался от иска в части увольнения Киткиной Е.А. в связи с тем, что она распоряжением первого заместителя главы администрации района от 19.10.2010г. № ... уволена с той же даты по собственному желанию, в оставшейся части просил требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Усть-Пристанский район» Варлахин Н.Н. иск прокурора не признал и пояснил, что за период работы в занимаемой должности Киткина Е.А. характеризовалась только положительно, свои должностные обязанности выполняет в полном объеме, по своим деловым, профессиональным качествам соответствует занимаемой должности, в связи с чем прокурору района следует отказать в удовлетворении исковых требований.

Другой представитель администрации Алымова И.М. в последнем судебном заседании иск прокурора в оставшейся части признала, подтвердила факт увольнения Киткиной Е.А. 19.10.2010г. по собственному желанию, а также непроведение очередной аттестации в её отношении в течение трех лет с момента предыдущей аттестации и непринятие мер по увольнению Киткиной Е.А. в месячный срок с даты получения представления прокурора.

Ответчик Киткина Е.А. иск прокурора также первоначально не признала, поясняя, что имеет среднее специальное профессиональное образование, в настоящее время приняла меры для получения высшего образования, сдала вступительные экзамены в ... и согласно извещению данного высшего учебного заведения приказом ... от 07.10.2010г. зачислена студентом 1 курса на факультет заочного и дополнительного образования по специальности землеустройство; в последнем заседании представила копию распоряжения первого заместителя главы администрации района о её увольнении по собственному желанию с 19.10.2010г.

Суд на основании ст.ст.39, 45, 173 ГПК РФ принимает отказ прокурора от иска в части требования об увольнении Киткиной Е.А., так как такой отказ не нарушает права и интересы сторон, не противоречит закону, в связи с чем в части требования о её увольнении производство по делу прекращается на основании ст.220 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности оставшихся требований прокурора с учетом нижеследующего.

Судом установлено, что ответчик Киткина Е.А. распоряжением главы Усть-Пристанского района ... от 10.04.2006г. была назначена на главную муниципальную должность муниципальной службы района главным архитектором, начальником отдела архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации района с 10.04.2006г. и с этой же даты с ней был заключен трудовой договор.

В соответствии с дипломом ... от ... ... окончила полный курс ... и ей присвоена квалификация техника-архитектора.

После вступления в брак ... ... была присвоена фамилия мужа Киткина (свидетельство о браке ...).

Согласно аттестационному листу, имеющемуся в личном деле ответчицы Киткиной Е.А., последняя 07.12.2004г. как замещающая должность ведущего специалиста комитета по строительству и архитектуре администрации Усть-Пристанского района проходила аттестацию и была аттестована с замечанием о несоответствии образовательного уровня занимаемой должности и при условии дальнейшего получения высшего профессионального образования.

Однако по состоянию на 21.10.2010г. Киткина Е.А. высшего специального образования не имеет.

08.06.2010г. прокурором района на имя главы администрации Усть-Пристанского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, где отмечалось несоответствие уровня образования Киткиной Е.А. закону Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» и Типовому положению об аттестации муниципальных служащих в Алтайском крае», а именно, что по истечении 3-х лет её аттестация не проводилась, что не позволило своевременно выявить несоответствие уровня образования Киткиной Е.А. квалификационным требованиям, предъявляемым к главной должности муниципальной службы, в связи с чем она подлежит увольнению с данной должности.

Как усматривается из ответа главы района от 01.07.2010г. (...) на упомянутое представление прокурора, с 01.07.2010г. Киткина Е.А. находится в очередном отпуске, после окончания которого она будет освобождена от занимаемой должности.

На дату поступления иска в суд - 27.07.2010г., а также вплоть до 19.10.2010г. Киткина Е.А. продолжала занимать главную должность муниципальной службы Усть-Пристанского района, аттестация в её отношении так и не была проведена; уволена Киткина Е.А. была по собственному желанию на основании п.3 ст.77 ТК РФ с 19.10.2010г. распоряжением ....

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ (в ред.от 17.07.2009г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Частью 1 статьи 6 данного закона определено, что должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 6).

Реестром должностей муниципальной службы в Алтайском крае, утвержденным законом Алтайского края № 134-ЗС от 07.12.2007г. «О муниципальной службе в Алтайском крае», установлено, что к главной должности муниципальной службы, учреждаемой для обеспечения исполнения полномочий администрации муниципального образования, относятся начальник (заведующий) отдела, службы администрации муниципального образования.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.2 Закона Алтайского края № 134-ЗС от 07.12.2007г. типовыми квалификационными требованиями к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для замещения главных должностей муниципальной службы являются высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы на должностях не ниже ведущей группы либо государственной службы на должностях не ниже старшей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, которой закреплено, что в сельских поселениях допускается замещение высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы при наличии образования не ниже среднего профессионального, старших и младших должностей муниципальной службы - при наличии образования не ниже среднего.

Постановлением администрации района от 07.02.2008г. № 45 утвержден реестр должностей муниципальной службы муниципального образования Усть-Пристанский район, согласно которому занимаемая Киткиной Е.А. должность является главной должностью.

Вопреки требованию п.4 Типового положения об аттестации муниципальных служащих в Алтайском крае (утв. законом АК от 07.12.2007г. № 134-ЗС) по истечении трех лет администрацией района аттестация Киткиной Е.А. не проведена, что не позволило своевременно выявить несоответствие уровня её образования предъявляемым квалификационным требованиям, в связи с чем Киткина Е.А. не могла занимать главную должность муниципальной службы администрации МО «Усть-Пристанский район» ввиду несоответствия типовым квалификационным требованиям и подлежала увольнению с данной должности. Для устранения выявленных нарушений и недопущения их в дальнейшем, прокуратурой 08.06.2010г. главе администрации Усть-Пристанского района было внесено представление.

В соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению и в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Не смотря на это, а также на очевидное несоответствие Киткиной Е.А. типовым квалификационным требованиям, названное представление безотлагательно рассмотрено не было, поскольку она не была уволена с главной муниципальной должности, хотя в силу п.3 ст.81 ТК РФ трудовой договор с ней подлежал расторжению по инициативе работодателя ввиду несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в оставшейся части, поскольку бездействие ответчика администрации Усть-Пристанского района, выразившееся в длительном непроведении аттестации начальника отдела по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Киткиной Е.А., имело место и признается судом незаконным, кроме того, также нашло подтверждение непринятие администрацией Усть-Пристанского района мер по устранению нарушений законодательства о муниципальной службе в месячный срок со дня получения представления прокурора Усть-Прситанского района, поскольку Киткина Е.А. в течение более 4-х месяцев не была уволена.

Право на обращение в суд с настоящим иском правомерно обосновано прокурором ссылкой на ст.45 ГПК РФ, поскольку заранее определить круг лиц, которые могут претендовать на замещение должности начальника отдела по архитектуре, строительству и ЖКХ администрации Усть-Пристанского района, как и привлечь их в качестве истцов, невозможно.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 221 ГПК РФ, суд

решил:

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Пристанский район Алтайского края», Киткиной Е.А. прекратить в части возложения на администрацию МО «Усть-Пристанский район Алтайского края» обязанности уволить с главной муниципальной должности начальника отдела по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Киткину Е.А. и установлении срока для выполнения такой обязанности в связи с отказом прокурора от иска.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В оставшейся части исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить и признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Усть-Пристанский район Алтайского края» по не проведению аттестации начальника отдела по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Киткиной Е.А. и непринятию мер по устранению нарушений по представлению прокурора Усть-Пристанского района.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд.

Судья С.В.Соловаров

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2010г.