№ 2-101/2011 о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию (вст. в зак. силу 31.05.2011г.)



Дело № 2-101/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань                                                                  20 мая 2011г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи                             Соловарова С.В.,

при секретаре                                                          Лоцманове М.В.,

с участием помощника прокурора района           Голотвиной Е.П.,

представителей ответчиков Рудакова Е.В. и Черкашина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Пристанского района Алтайского края в интересах Плешковой А.Н. к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электронергию,

установил:

прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах Плешковой А.Н. о признании незаконными действий открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго» (далее по тексту - ОАО «Алтайкрайэнерго») по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Плешковой А.Н. за период с 01 января 2007г. по 28 февраля 2010г.; о возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» обязанности произвести Плешковой А.Н. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с 01 января 2007г. по 28 февраля 2011г. включительно, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», в размере 74 кВт/ч в месяц; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Плешковой А.Н. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за услуги по электроснабжению за период с 01 января 2007г. по 28 февраля 2011г. включительно, рассчитанную исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению», в размере 74 кВт/ч в месяц; обязать Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району выплатить Плешковой А.Н. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 01 января 2007г. по 28 февраля 2011г. включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Усть-Пристанского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законности в социальной сфере установлено, что согласно абз.2 ч.1 ст.424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Как следует из ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.4.35 Постановления администрации Алтайского края от 19.01.2006г. № 9 «Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края» управление устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах. Данные нормативы введены в действие с 01.01.2007г. (п.2 Решения от 25.10.2006г. № 10). Плешкова А.Н. является реабилитированной, потребителем электроэнергии и получателем льготы по оплате за электроэнергию, проживает в квартире, не оборудованной стационарной электроплитой. Согласно п.п.5 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Прокурор считает, что при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Плешковой А.Н., должен был применяться норматив, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 10 от 25.10.2006г., в размере 74 кВт/ч в месяц. Вместе с тем, при расчете мер социальной поддержки Плешковой А.Н. с 01 января 2007г. по 28 февраля 2011г. за потребленную электрическую энергию применялся норматив потребления в размере 50 кВт/ч в месяц, установленный решением Усть-Пристанского районного Совета депутатов от 27.12.2005г. № 138 «Об установлении социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг для предоставления мер социальной поддержки». Применение ответчиками незаконного норматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт/ч привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальной услуги электроснабжения, предусмотренной законодательством. Меры социальной поддержки лицам, пострадавшим от политических репрессий, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (Закон РФ «О реабилитации жертв политический репрессий» от 18.10.1991г. № 1761-1, Закон Алтайского края от 03.12.2004г. № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий»). До принятия Закона Алтайского края от 08.05.2008г. № 37-ЗС, согласно п.п.5 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертвам политических репрессий» реабилитированным предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). В соответствии со ст.2, ч.ч.7-9 ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи. В силу ч.3 ст.7 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. № 156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока. Статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право, в связи с чем и заявлен настоящий иск.

В своих отзывах на иск начальник Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Трубникова Л.М. и начальник Алейского отделения ОАО «Алтайкрайэнерго» Журавлев С.Г. указывают, что с иском не согласны по следующим основаниям. Плешкова А.Н., 1923г.рождения, одиноко проживает в ... и имеет два льготных статуса: как реабилитированная в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», и как инвалид ... группы согласно Федеральному закону от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Меры социальной поддержки назначены Плешковой А.Н. по ее выбору на основании ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с п.8 ст.3 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» при наличии у гражданина права на получение компенсации на оплату одной и той же жилищно-коммунальной услуги по нескольким основаниям, компенсация предоставляется по одному основанию по его выбору. Плешкова А.Н. зарегистрирована и состоит на учете в Управлении и в ОАО «Алтайкрайэнерго» согласно ч.3 ст.4 настоящего закона, как инвалид 2 группы, что предоставляет ей право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В силу ст.17 названного закона инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату коммунальных услуг. В период с 01.01.2007г. по 28.02.2011г. ОАО «Алтайкрайэнерго» предоставляло Плешковой А.Н. скидку по оплате услуг по электроснабжению в размере 50% от общего количества потребленной электроэнергии. Расчет денежного эквивалента в указанный период времени производился организацией - поставщиком услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме согласно ст.15 Правил, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008г. № 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», в размере 50% от общего количества потребленной электроэнергии, как одиноко проживающему инвалиду согласно письму ГОССТРОЯ России от 28.05.2003г. № 13-5/361. Поэтому, предоставляя Плешковой А.И. меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», права истицы не нарушались.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.И. исковые требования уточнила, просила признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району по применению норматива потребления электроэнергии, установленного Решением Усть-Пристанского районного Совета депутатов от 27.12.2005г. № 138, и последующих решений о внесении изменений в него, при определении размера льготы Плешковой А.Н.

Материальный истец Плешкова А.Н., надлежаще извещенная, в судебное заседание не явилась по состоянию здоровья, каких-либо заявлений от неё не поступило.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие материального истца.

Представители ответчиков Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Черкашин А.В., ОАО «Алтайкрайэнерго» Рудаков Е.В., с иском не согласились по обстоятельствам, изложенным в отзывах; просили в удовлетворении исковых требований прокурора района отказать в полном объеме.

Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Плешкова А.Н., ..., является реабилитированной согласно свидетельству ..., выданному 30 июля 1996г., а также инвалидом ... группы бессрочно (справка серии ..., выданная 12 октября 2005г.)

По справке администрации Усть-Пристанского сельсовета ... от 31.03.2011г. Плешкова А.Н. зарегистрирована и проживает одиноко по адресу: ....

В соответствии со ст.16 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.5 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (в ред. ЗаконаАлтайского края от 08.05.2008г. № 37-ЗС) лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

На основании ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В силу п.8 ст.3 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» при наличии у гражданина права на получение компенсации на оплату одной и той же жилищно-коммунальной услуги по нескольким основаниям компенсация предоставляется по одному основанию по его выбору согласно письменному заявлению.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Плешкова А.Н., имеющая два льготных статуса (реабилитированной и инвалида ... группы), вправе выбирать одно из оснований предоставления ей льготы по оплате электроснабжения, то есть либо в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату электрической энергии в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, либо в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату коммунальных услуг без каких-либо ограничений.

В заявлениях на имя начальника Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району от 06.03.2006г., от 16.08.2008г. и других, истица просила назначить ей компенсацию расходов на твердое топливо, на оплату коммунальных услуг как инвалиду ... группы, поскольку такое основание предоставления льготы являлось для неё наиболее выгодным.

Более того, из личного дела на имя Плешковой А.Н., имеющегося в Управлении социальной защиты Усть-Пристанского района и исследованного судом, а также иных представленных в заседание документов, показаний свидетеля А., усматривается, что ответчики права истицы на указанную льготу не нарушили, поскольку предоставляли ей скидку в размере 50% от стоимости всей потребленной в период, указанный в иске, электроэнергии. Доказательств иного прокурором не предоставлено.

При таких обстоятельствах требования прокурора являются необоснованными, так как использовать одновременно два основания для получения льготы по оплате электроэнергии истица не могла в силу прямого указания на это в законе (п.8 ст.3 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае»), выбрав по своей воле предоставление скидки, предусмотренной для инвалида, в связи с чем по указанному в иске основанию, вытекающему из неправильного применения ответчиками норматива потребления Плешковой А.Н. электрической энергии, то есть по основанию предоставления льготы, предусмотренному п.п.5 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», которым Плешкова А.Н. не пожелала воспользоваться, требования прокурора удовлетворению не подлежат.

         Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Усть-Пристанского района о признании незаконными действий ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району по применению норматива потребления электроэнергии, установленного решением Усть-Пристанского районного Совета депутатов от 27.12.2005г. № 138 и последующих решений о внесении изменений в него, при определении размера льготы Плешковой А.Н., обязании ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести Плешковой А.Н. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с 01.01.2007г. по 28.02.2011г. включительно, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 74 кВт/час в месяц; обязании ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Плешковой А.Н. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за услуги по элктроснабжению за период с 01.01.2007г. по 28.02.2011г. включительно, рассчитанную исходя из норматива потребления, установленного решением Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 74 кВт/час в месяц; обязании Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району выплатить Плешковой А.Н. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 01.01.2007г. по 28.02.2011г. включительно согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме через Усть-Пристанский районный суд.

Судья                                                           С.В.Соловаров

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2011г.