№ 2-78/2011 о признании бездействия незаконными и возложении обязанности произвести актуализацию программного обеспечения (вст. в зак. силу 27.05.2011г.)



Дело № 2-78/2011г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

с.Усть-Чарышская Пристань                     16 мая 2011г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего федерального судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Лоцманове М.В.,

с участием помощника прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П., представителей ответчиков директора муниципального общеобразовательного учреждения «Нижнегусихинская СОШ» Турищева М.И., комитета по образованию администрации Усть-Пристанского района Гроссу Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Пристанского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Нижнегусихинская СОШ», муниципальному образованию «Усть-Пристанский район Алтайского края» в лице комитета по образованию администрации Усть-Пристанского района, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести актуализацию программного обеспечения,

установил:

прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам о признании бездействия муниципального общеобразовательного учреждения «Нижнегусихинская СОШ» (далее по тексту - МОУ «Нижнегусихинская СОШ») в части не принятия должных мер, исключающих доступ учащихся в процессе обучения к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы, незаконным; обязать МОУ «Нижнегусихинская СОШ» произвести актуализацию программного обеспечения, исключающего доступ учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы, установив для этого определенный срок.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Усть-Пристанского района проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности и защите детей от негативной информации. В ходе проверки установлено, что согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» учреждения образования принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Статьи 2 и 14 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к принципам государственной политики в сфере образования относят воспитание уважения к правам и свободам человека, содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Распоряжениями Правительства РФ от 19.07.2006г. № 1032-р и от 18.10.2007г. № 1447-р установлено, что для исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания, предусмотрено обязательное внедрение в установленном порядке соответствующего программного обеспечения муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В связи с чем, общеобразовательные учреждения должны обеспечивать соблюдение указанных требований. Статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлена обязанность органов местного самоуправления в приоритетном порядке осуществлять профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Статьей 1 названного Федерального закона определены понятие экстремисткой деятельности, к которой в том числе относятся: публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Также дано определение экстремистских материалов, как предназначенных для обнародования документов либо информации на иных носителях, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статьей 13 того же закона установлено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции; указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Из изложенного следует, что экстремистские материалы относятся к материалам, несовместимым с задачами воспитания учащихся общеобразовательных учреждений, принципами образования в Российской Федерации и обеспечение исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы соответствующим программным обеспечением, а также иным способам, включая контроль преподавателей за доступом учащихся к Интернет-ресурсам, является обязанностью учреждения образования. В МОУ «Нижнегусихинская СОШ» оборудованы компьютерные классы с доступом в международную компьютерную сеть «Интернет», однако при этом в нарушение требований законодательства РФ о противодействии экстремистской деятельности не принято надлежащих мер по защите учащихся от названной негативной информации, от экстремистских материалов, по исключению доступа учащихся к Интернет-ресурсам, не совместимым с задачами их воспитания, в том числе, к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистскую литературу. Так, при проведении проверки 14.10.2010г. в МОУ «Нижнегусихинская СОШ» установлено, что на всех персональных компьютерах имеется программное обеспечение, исключающее доступ учащихся в компьютерном классе школы к Интернет-ресурсам, содержащим тексты экстремистских материалов, порнографических сайтов. Однако указанные фильтры не полностью исключают доступ учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим тексты экстремистских материалов, наркоманию, изготовление взрывчатых веществ, способов самоубийства, в связи с чем, через поисковые системы имеется неограниченный программным обеспечением доступ к следующим Интернет-ресурсам: «Книге единобожия» (автор Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими), источник публикации - некоммерческое партнерство «Издательский дом «Бадр» (№ 2 из федерального списка экстремистских материалов); «Методика получения кристаллов из сваренного винта» (изготовление наркотических веществ в домашних условиях); «Варка винта»; «Психоделия в Сибири», «Изготовление взрывчатых веществ ВВ в домашних условиях»; «Взрыв пакет»; «Способы самоубийства». Изложенное подтверждается актом проверки, по результатам которой директору МОУ «Нижнегусихинская СОШ» Турищеву М.И. прокуратурой района 14.10.2010г. было вынесено представление об устранении нарушений. Однако по результатам рассмотрения представления нарушения не устранены. На основании пункта 5.8.5 Устава МОУ «Нижнегусихинская СОШ» директор образовательного учреждения несет полную ответственность за жизнь, здоровье и благополучие вверенных ему учащихся во время учебного процесса, а также во время проведения внешкольных мероприятий; за работу учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Указанные нарушения законодательства РФ являются недопустимыми, создают предпосылки для причинения вреда здоровью, нравственному и духовному развитию учащихся МОУ «Нижнегусихинская СОШ», в связи с чем и заявлен настоящий иск.

В возражениях на иск ответчик комитет по образованию администрации Усть-Пристанского района Алтайского края указал, что с исковыми требованиями прокурора района не согласен. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2006г. № 1032-р все общеобразовательные учреждения были подключены к сети Интернет. Согласно распоряжению Правительства РФ от 18.10.2007г. № 1447-р на Минобрнауки России и Мининформсвязи России возложена обязанность обеспечить в 2007-2009г.г. внедрение и актуализацию системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся. Вышеуказанным распоряжением утвержден стандартный (базовый) пакет программного обеспечения, в который входит программное обеспечение для исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, не совместимым с задачами их воспитания (контент-фильтр). Между Федеральным агентством по образованию и Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи 11.12.2008г. было подписано соглашение № С-137 «Об обеспечении предоставления услуг доступа к сети Интернет общеобразовательным учреждениям, подключенным к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с которым Федеральное агентство обеспечивает контроль за функционированием системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с целями и задачами образования и воспитания учащихся, а также своевременным ее обновлением и поддержкой. Таким образом, полномочия в осуществлении фильтрации разграничены между регионом и министерством, которые отвечают за оперативное изменение списка нежелательных ресурсов. Общеобразовательные учреждения свои функции выполнили: программное обеспечение установлено и настроено; разработаны, приняты и выполняются Регламенты работы в сети Интернет, согласно которым запрещается доступ к сайтам, содержащим информацию сомнительного содержания и противоречащую общепринятой этике.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. от заявленных исковых требований отказалась, представив соответствующее письменное заявление, поскольку ответчиками указанные в иске нарушения законодательства были добровольно устранены согласно акту повторной проверки от 12.05.2011г., что свидетельствует о признании ими иска.

Представитель ответчика директор МОУ «Нижнегусихинская СОШ» Турищев М.И. исковые требования признал, о чем представил письменное заявление, и пояснил, что в 2007г. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» было осуществлено подключение школы к сети Интернет. Однако наряду с полезной и необходимой информацией, способствующей получению новых знаний и построению эффективного процесса обучения, пользователь получил доступ к ресурсам, содержащим неэтичный и агрессивный контент (содержание). С целью защиты учащихся общеобразовательного учреждения от противоправного и агрессивного контента в 2006-2007г.г. была разработана и внедрена федеральная система исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся (СИД). В учреждение было поставлено соответствующее программное обеспечение - система контентной фильтрации «Netpolice». Между Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи и Федеральным агентством по образованию 11.12.2008г. было подписано соглашение № С-137 «Об обеспечении предоставления услуг доступа к сети Интернет образовательным учреждениям, подключенным к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В школе своевременно были установлены на всех компьютерах, имеющих доступ к сети Интернет, контент-фильтры. Кроме того, в учреждении были приняты и разработаны Регламенты работы в сети Интернет, в соответствии с которыми запрещается доступ к сайтам, содержащим информацию сомнительного содержания и противоречащую общепринятой этике. Педагоги, осознавая, что имеющееся программное обеспечение не может осуществлять полную фильтрацию ресурсов сети Интернет в связи с высокой частотой обновления ресурсов сети Интернет, вследствие чего возникает опасность столкновения с ресурсом, содержание которого противоречит законодательству Российской Федерации и является несовместимым с целями и задачами образовательного процесса, во время занятий и внеурочной деятельности осуществляют контроль над использованием учащимися сети Интернет. По школе были изданы приказы о назначении ответственных лиц за установку и использование СБППО, порядок работы с ним учащихся. В настоящее время доступ учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим тексты экстремистских материалов, об изготовлении наркотических веществ, изготовлении взрывчатых веществ, о способах самоубийства, на которые ссылался прокурор в иске, закрыт путем ручного внесения сайтов с этими материалами в черный список СИД.

Представитель ответчика комитета по образованию администрации Усть-Пристанского района Гроссу Е.И. иск также признала, подтвердив, что в Нижнегусихинской школе были приняты необходимые меры для исключения доступа учащихся к запрещенным экстремистским и иным сайтам нежелательного характера.

Представитель Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Шелобанов Н.Н., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в возражениях на иск указал, что исковые требования не поддерживает, поскольку согласно Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995г. № 24-ФЗ руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (п.3 ст.24 Защита права на доступ к информации). В соответствии с письмом Рособразования от 23.06.2008г. № 15-51-472ин/01-09 «О программном обеспечении в общеобразовательных учреждениях» по условиям приобретенной лицензии легитимным обеспечением (далее по тексту - ПО) в общеобразовательных учреждениях (далее по тексту - ОУ) считается только такое ПО, которое заново установлено с дистрибутивов, полученных в составе пакета «Первая Помощь 1.0» или загруженных с официального сайта Проекта. При этом не важно, когда поставлялась компьютерная техника, до или после доставки стандартного (базового) пакета программного обеспечения (далее по тексту - СБППО), так как закупленная лицензия распространяется на все компьютеры ОУ до конца 2010г. При разработке и внедрении системы исключения доступа к ресурсам, не соответствующим задачам воспитания, в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» по подключению ОУ к сети Интернет, были заложены принципы необходимости защиты детей от вредоносного контента, недопущения цензуры, соблюдения прав детей на получение информации, соблюдения единых правил доступа в сеть Интернет для ОУ. Сохранение заложенных принципов необходимо для дальнейшего использования сети Интернет в ОУ, повышения уровня образования и воспитания детей. Система контент-фильтрации работает по двум направлениям: по жестко заданному списку сайтов и по анализу содержимого сайта. При первом направлении возможно посещение сайтов, которые были открыты для пользователей недавно и еще не попали в систему контент-фильтрации, либо частично изменили доменное имя. При втором направлении запрет посещения сайта образуется из количества содержимой информации (на сайте), но это носит вероятностный характер и технически не может обеспечивать невозможность посещения запрещенных веб-сайтов. В учреждении реализуются два направления по недопущению учащихся к запрещенным Интернет-ресурсам, а именно: использование технических средств и методов обеспечения фильтрации и принятие административно-управленческих мер по контролю за использованием учащимися ресурсов сети Интернет (назначение ответственных лиц, установление режима доступа в компьютерный класс, регламент по работе учителей и учащихся в сети Интернет). Технические средства ограничения доступа к ресурсам сети Интернет, несовместимым с задачами воспитания и образования учащихся, должны сопровождаться контролем со стороны учителя, организующего учебный процесс (в том числе и во внеурочное время). Существует техническая возможность «обойти» контент-фильтр посредством использования «аннонимайзера», средства для сокрытия информации о компьютере или пользователе в сети (может быть в виде специального веб-сайта), принцип работы которого заключается в том, что пользователь заходит на определенный веб-сайт (аннонимайзер), вводит желаемый сайт в адресную строку, аннонимайзер загружает ее, обрабатывает, и передает пользователю от имени своего сервера, что позволяет пользователю иметь доступ к запрещенным в локальной сети веб-сайтам. В связи с изложенным, считает, что нарушением законодательства являются установленные факты доступа учащихся к запрещенным Интернет-ресурсам, а не наличие технической возможности «обойти» применяемые средства и методы фильтрации и информационной защиты, в связи с чем в удовлетворении иска прокурора следует отказать.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

В письме Департамента развития информационно-коммуникационных технологий Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2011г. № 07-87 указано, что образовательные учреждения обязаны осуществлять контроль использования обучающимися сети Интернет, включая контроль обращения обучающихся к контенту, не имеющему отношения к образовательному процессу. В соответствии с правилами использования сети Интернет в ОУ, при обнаружении ресурса, не отвечающего целям воспитания и образования, ответственный за контентную фильтрацию в школе обязан сообщить о данном факте оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации. С 2008г. в составе СИД (система исключения доступа и Интернет-ресурсам, несовместимым с целями и задачами образования и воспитания учащихся в ОУ) действует система экспертной оценки Интернет-ресурсов, целью которой (т.е. оценки) является выработка согласованного мнения экспертов о возможности использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе, а также о внесении Интернет-ресурсов в список нежелательных для доступа к ним учащихся ОУ (категоризации). Для исполнения обязанности по осуществлению контроля использования Интернета образовательным учреждениям предоставлены средства технической поддержки и возможности по участию в категоризации Интернет-ресурсов.

Директор ... центра новых информационных технологий ..., кандидат технических наук О., курирующий вопросы реализации контентной фильтрации на территории Алтайского края, в своем письме от 13.05.2011г. сообщил, что для обеспечения эффективного функционирования системы контентной фильтрации (СКФ) Управлением по образованию Алтайского края были рекомендованы настройка и регулярное обновление программного обеспечения и реализация рекомендованных технических решений, а также осуществление серии организационных мероприятий, таких, как принятие регламентов доступа к интернет-ресурсам на уровне ОУ, ведение журналов посещаемых интернет-ресурсов, присутствие ответственного во время проведения занятий с учащимися с использованием сети интернет. В случае обнаружения нежелательного ресурса осуществляется запрос в Центр анализа интернет ресурсов (ЦАИР) ООО «Мегаверсия» - разработчика СКФ, о категоризации найденного ресурса. Однако в силу некоторой инертности взаимодействия мгновенного отключения такого нежелательного ресурса не происходит.

Выслушав помощника прокурора района Голотвину Е.П., представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиками как не нарушающее прав и интересов сторон, а также, обсуждая отказ истца от иска ввиду его добровольного удовлетворения ответчиками, полагает, что такой отказ соответствует требованиям ст.ст.39, 45 и 173 ГПК РФ, права и законные интересы сторон при этом не нарушаются, в связи с чем отказ прокурора от иска принимается, производство по делу прекращается на основании ст.ст.220-221 ГПК РФ.

        Руководствуясь ст.ст.39, 45, 173, 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

       

определил:

производство по гражданскому делу по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Нижнегусихинская СОШ», муниципальному образованию «Усть-Пристанский район Алтайского края» в лице комитета по образованию администрации Усть-Пристанского района, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании бездействия незаконным и возложении на МОУ «Нижнегусихинская СОШ» обязанности произвести актуализацию программного обеспечения, исключающего доступ учащихся к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы - прекратить в связи с отказом истца от иска.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано сторонами в Алтайский краевой суд в течение 10 дней путем подачи частной жалобы через Усть-Пристанский районный суд.

Судья       С.В.Соловаров