Дело № 2-139/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Усть-Чарышская Пристань 10 июня 2011г. Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего федерального судьи Кавунова А.Д., при секретаре Падалко Е.С., с участием помощника прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Пристанского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» о понуждении к совершению определенных действий, установил: прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» (далее по тексту - администрация МО «Краснодарский сельсовет») об обязании ответчика разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «Краснодарский сельсовет», установив для этого определенный срок. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Усть-Пристанского района в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и гибели людей, проведена проверка соответствия состояния автомобильных дорог муниципального образования «Краснодарский сельсовет» правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. В ходе проверки было установлено, что ответчиком дислокация дорожных знаков в установленном порядке не разработана и не утверждена, что подтверждается информацией ОГИБДД ОВД по Усть-Пристанскому району, поступившей в прокуратуру района 28.04.2011г. Принимая во внимание то, что в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности согласно законодательству Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения поселения, бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах, предъявлен данный иск. Кроме того, отсутствие дислокации дорожных знаков делает невозможным предъявление требований, направленных на оборудование автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, необходимыми дорожными знаками. В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст.15). Требования и.о.прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на безопасность дорожного движения. В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. на иске настаивала и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязав ответчика в лице администрации Краснодарского сельсовета разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «Краснодарский сельсовет», с установлением срока для исполнения данных обязанностей не позднее 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика глава администрации Краснодарского сельсовета Щербинин А.Н. в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, для разработки дислокации дорожных знаков в ... и согласования её с ОГИБДД просила предоставить срок 2 года. Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Усть-Пристанскому району в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного разбирательства уведомлен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил. На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся ответчика и представителя третьего лица. Выслушав заместителя прокурора района Голотвину Е.П., исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.5 ст.14 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Статья 3 указанного закона устанавливает, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, её участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги; Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ФЗ №196-ФЗ), мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (статья 21 Закона). Статья 30 Федерального закона №196-ФЗ устанавливает, что государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. На основании положений Указа Президента РФ от 15.06.1998г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 1). Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (пункт 2). Пункты 3, 7 ст.3 Закона Алтайского края от 16.07.1996г. № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» устанавливают, что органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, создание и развитие сети охраняемых мест парковки автомототранспорта, содействуют строительству кооперативных гаражей и стоянок в микрорайонах; осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении, внедрению технических средств регулирования и управления дорожным движением, в том числе на базе автоматизированной системы управления движением. Принимая во внимание, что в соответствии со ст.4 ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. К данным правоотношениям, помимо изложенного выше, применяются положения ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Пункт 4.1.1 приведенного выше государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Согласно п.1 Приказа МВД РФ от 08.06.1999г. № 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения. Пункт 22 Приказа устанавливает, что заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения организует контроль за разработкой дислокации дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков (п.22.7). Из изложенного следует, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения - ГИБДД. По информации врио начальника ОГИБДД ОВД по Усть-Пристанскому району К. от 28.04.2011г. за ..., администрацией Краснодарского сельсовета в установленном порядке не разработана и не утверждена дислокация дорожных знаков. Таким образом, в нарушение указанных требований закона на территории муниципального образования «Краснодарский сельсовет» до настоящего времени не разработана и не утверждена в установленном порядке дислокация дорожных знаков, что нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора удовлетворяются как обоснованные, на муниципальное образование «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» в лице администрации возлагается обязанность в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу разработать и согласовать с ОГИБДД ОВД в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в МО «Краснодарский сельсовет». Суд полагает, что такой срок будет достаточным для исполнения ответчиком возложенных законом обязанностей по разработке и утверждению в установленном порядке дислокации дорожных знаков. Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга и Российской Федерации лиц правомерно основано на положениях ч.1 ст.45 ГПК РФ. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить. Возложить на администрацию МО «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» обязанность разработать и согласовать в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» в срок не позднее одного месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд. Судья А.Д.Кавунов