№ 2-236/2011 решение по иску прокурора района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований федерального законодательства (вступило в законную силу 13.09.11г.)



Дело № 2-236/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань             31 августа 2011г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего федерального судьи Кавунова А.Д.,

при секретаре Лоцманове М.В.,

с участием заместителя прокурора Усть-Пристанского района Петропавловского Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Пристанского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц, защиты государственных интересов, связанных с исполнением федерального законодательства к администрации муниципального образования «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований федерального законодательства,

установил:

прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, защиты государственных интересов, связанных с исполнением федерального законодательства к ответчику о признании незаконным бездействия в части неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, обязании администрацию муниципального образования «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» (далее по тексту - администрация МО «Краснодарский сельсовет», администрация) провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов, установив для этого определенный срок, а также проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой края проверки было установлено, что администрацией МО «Краснодарский сельсовет» не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. В нарушение требований ст.1, п.2 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в администрации при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов Краснодарского сельского Совета депутатов. Прокурор района также отметил, что решением Краснодарского сельского Совета депутатов утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов и их проектов (далее по тексту - Порядок). Пунктом 6 данного Порядка установлено, что антикоррупционная экспертиза проводится комиссией по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов, созданной в администрации МО «Краснодарский сельсовет». Вместе с тем, до настоящего времени такая комиссия в администрации не создана. Пунктом 2 Порядка определен перечень правовых актов и их проектов, подлежащих экспертизе. Однако, не смотря на то, что Краснодарским сельским Советом депутатов принят ряд правовых актов, в отношении которых проведение антикоррупционной экспертизы является обязательным, в том числе устав МО «Краснодарский сельсовет» в новой редакции, антикоррупционная экспертиза этих правовых актов и их проектов не проведена, заключения в администрации отсутствуют. Считает, что установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы органом местного самоуправления муниципального образования «Краснодарский сельсовет» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих правовые акты. Прокуратурой района 28.06.2011г. главе МО «Краснодарский сельсовет» в связи с выявленными нарушениями внесено представление. 04.08.2011г. в прокуратуру района поступила информация о результатах рассмотрения данного представления, из которой следует, что в ходе его рассмотрения мер, направленных на устранение нарушений - проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов, администрацией не принято. Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Бездействием администрации, выразившимся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан, в связи с чем и заявлен настоящий иск.

В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Пристанского района Петропавловский Д.В. иск поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, признав бездействие ответчика в части неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконными, и обязать администрацию МО «Краснодарский сельсовет» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов, установив срок для исполнения данных обязанностей до 01.10.2011г., а также обязать администрацию МО «Краснодарский сельсовет» проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

Представитель ответчика глава администрации Краснодарского сельсовета А.Н. Щербинин в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного разбирательства уведомлен надлежаще, в представленной телефонограмме просил рассмотреть иск прокурора в его отсутствие, решение на усмотрение суда.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав заместителя прокурора района Петропавловского Д.В., исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность её проведения.

На основании п.4 ст.3 выше названного Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п.2 п.1 ст.4 Федерального закона).

Судом установлено, что 28.06.2011г. прокуратурой Усть-Пристанского района главе Краснодарского сельсовета в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства внесено представление.

Из информации главы администрации Краснодарского сельсовета А.Н. Щербинина от 04.08.2011г. № 156, поступившей в прокуратуру района 04.08.2011г., следует, что в администрации МО «Краснодарский сельсовет» создана комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов; решение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов принималось 07.07.2009г., лица, принимавшие это решение в данный момент в администрации не работают и не могут быть привлечены ею к дисциплинарной ответственности; имеется заключение на проект решения Краснодарского сельского Совета депутатов «О внесении измененений и дополнений в Устав МО Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края», а также 04.08.2011г. главой администрации Краснодарского сельсовета А.Н. Щербининым издано распоряжение о создании комиссии по проведению антикорупционной экспертизы правовых актов.

В связи с чем, в администрации при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводилась, заключения о проведении данной экспертизы не составлялись.

Кроме этого, решением Краснодарского сельского Совета депутатов утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов и их проектов. Пунктом 6 названного Порядка установлено, что антикоррупционная экспертиза проводится комиссией по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов, созданной в администрации Нижнегусихинского сельсовета. Вместе с тем, до настоящего времени такая комиссия в администрации не создана.

Пунктом 2 Порядка определен перечень правовых актов и их проектов, подлежащих экспертизе. Однако, не смотря на то, что Краснодарским сельским Советом депутатов принят ряд правовых актов, в отношении которых проведение антикоррупционной экспертизы является обязательным, в том числе устав МО «Краснодарский сельсовет» в новой редакции, антикоррупционная экспертиза этих правовых актов и их проектов не проведена, заключения в администрации отсутствуют, что свидетельствует о том, что антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов Краснодарского сельского Совета депутатов также не проводится.

Таким образом, в нарушение указанных требований закона обязанность проведения антикоррупционной экспертизы органом местного самоуправления муниципального образования «Краснодарский сельсовет» не исполняется, несмотря на то, что данное требование федерального законодательства является обязанностью организаций, принимающих правовые акты.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. В связи с чем, бездействием администрации, выразившимся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора удовлетворяются как обоснованные, на муниципальное образование «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» возлагаются обязанности в срок до 01 октября 2011г. провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

Суд полагает, что такой срок будет достаточным для исполнения ответчиком возложенных законом обязанностей по проведению антикоррупционной экспертизы всех действующих правовых актов.

Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и защиты государственных интересов, связанных с исполнением федерального законодательства правомерно основано на положениях ст.45 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» в части неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным.

Возложить на администрацию МО «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» обязанность провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов в срок до 01 октября 2011г.

Возложить на администрацию МО «Краснодарский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» обязанность проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд.

Судья                                                          А.Д.Кавунов