Дело № 2- 262/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Усть-Чарышская Пристань 11 ноября 2011г. Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Соловарова С.В., при секретаре Забияка Е.Л., с участием помощника прокурора района Голотвиной Е.П., истицы Антоновой А.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах Антоновой А.Я. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиалу № 1 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о понуждении к совершению действий, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2010г., установил: Прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах ... Антоновой А.Я. к государственному учреждению Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ (далее по тексту - ГУ АРО ФСС РФ), его филиалу № 1 и представительству в с.Усть-Чарышская Пристань о возложении на ответчиков обязанности предоставить материальному истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2010г. за счет средств федерального бюджета. Требования мотивированы тем, что Антонова А.Я. как ... имеет в соответствии со ст.6.1 Федерального закона № 178 от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который согласно ст.6.2 того же закона включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в силу п.2 ст.6.3 данного закона является календарный год. В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв.приказом Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004г.), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ, при этом граждане при наличии справки для получения путевки обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы ФСС РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года. 13.01.2010г. Антонова А.Я. обратилась в Филиал № 1 АРО ФСС РФ с соответствующим заявлением, но до настоящего времени путевкой не обеспечена по причинам, от неё не зависящим. Реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, в силу положений ст.2 и ст.18 Конституции Российской Федерации не должна ставиться в зависимость от финансирования. Кроме того, гражданин согласно ст.ст.1 и 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение закон не ставит в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг; право инвалида на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году не ограничивается окончанием этого года и возможность получения путевки за текущий год не ставится в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться таким лечением в следующем году. Иск предъявлен прокурором на основании ст.45 ГПК РФ. В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязав ответчиков предоставить Антоновой А.Я. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010г. за счет средств федерального бюджета. Материальный истец Антонова А.Я. в суде поддержала иск прокурора и просила его удовлетворить, поскольку нуждается в санаторно-курортном лечении по состоянию здоровья, инвалидность установлена ей бессрочно. Представители ответчиков в судебное заседание не явились, ответчики о месте и времени судебного заседания были надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. В отзыве на иск представитель ответчика главный специалист филиала № 1 ГУ АРО ФСС РФ А.В.Долганова указывает, что обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением с 01 января 2005г. осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год и иными правовыми актами. По смыслу и содержанию Федерального закона и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. № 328, предоставление социальных услуг не носит гарантийного характера и является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги. То есть, законодатель прописывает субъективный состав граждан, которым могут быть предоставлены социальные услуги, предоставление этих услуг находится в прямой зависимости от финансовых возможностей бюджета. В Федеральном законе от 25.11.2008г. № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011г.г.» предусмотрено, что в соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. ГУ АРО ФСС РФ на 2010г. из федерального бюджета были выделены средства в сумме ... Перечисленные отделению средства были освоены полностью, приобретено и выдано 5273 санаторно-курортных путевок, в то время как количество поданных в отделение Фонда в 2010г. заявлений о предоставлении санаторно-курортных путевок составило 11510. Объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на указанные цели, не позволяет удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2010г. Путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена гражданину, имеющему право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, только при наличии у него всех необходимых условий, содержащихся в Федеральном законе от 17.07.1999г. № 178-ФЗ и Порядке предоставления набора социальных отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. № 328. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным. При этом названные Федеральный закон и Положение не гарантируют ежегодное (один раз в год) бесплатное первоочередное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, а лишь устанавливают порядок предоставления путевки в период предоставления набора социальных услуг. Для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с п.3 ст.17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение. Следовательно, при обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления. В связи с этим, обеспечить истицу путевкой в 2010г. согласно поданному заявлению от 13.01.2010г. в филиал № 1 регионального отделения и справке формы № 070/у-04 от 13.01.2010г. не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее. Нуждаемость в санаторно-курортном лечении подтверждается справкой формы № 070/у-04, срок действия которой в соответствии с п. 1.5 Порядка медицинского отбора направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2006г. № 256, составляет 6 месяцев. Согласно определению Верховного Суда РФ от 28.11.2006г. № КАС06-433 санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи и, как любая другая лечебная помощь может оказываться гражданам только при наличии медицинских показаний. Поскольку состояние здоровья гражданина может меняться, по истечение 6 месяцев с момента выдачи вышеназванной справки возникает необходимость уточнения медицинских показаний к санаторно-курортному лечению. В связи с этим при условии сохранения права на получение набора социальных услуг и отсутствия противопоказаний к лечению истица будет обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению, поданному в 2010г. в порядке очередности. По указанным основаниям просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчиков. Выслушав помощника прокурора Голотвину Е.П., истицу Антонову А.Я., исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленное требование ввиду следующего. Антонова А.Я. является ..., что подтверждается справкой серии МСЭ-2004 ... от 28.02.2005г., и нуждается в санаторно-курортном лечении, которое ей не противовопоказано, в том числе в 2010 -2011г. согласно информации МУЗ «...» от 04.10.2011г. (...) о выдаче ей соответствующих справок за №... и ...; сведений об отказе от социального пакета на 2010г. суду не представлено. 13 января 2010 года истица обратилась в филиал № 1 Государственного учреждения «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о своей нуждаемости в нем и отсутствии противопоказаний, о чем указано в сообщении директора филиала № 1 ГУ АРО ФСС РФ от 16.08.2011г. (...), однако путевка в 2010 году и до настоящего времени ей не была предоставлена. Изложенное свидетельствует о нарушении ответчиком права истицы на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. При этом суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из Федерального бюджета. В соответствии с п.4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации. В силу ст.ст.1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Реализация гражданами прав, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с положениями ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поскольку право истицы Антоновой А.Я. на получение в 2010г. путевки на санаторно-курортное лечение ответчиком нарушена, путевка ей не предоставлена, в силу ст.46 Конституции РФ оно подлежит судебной защите. По изложенным основаниям суд находит не убедительным довод ответчика о том, что обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств, не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством. Не принимаются во внимание возражения ответчика относительно того, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, в силу прямого указания в законе о праве инвалида на получение путевки ( п.8 ст.6.1 и п.1.1 ст.6.2 Федерального закона № 178-ФЗ); непредоставление Антоновой А.Я. повторной в течение 2010г. справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении не является основанием для отказа ей в обеспечении путевкой ввиду того, что о такой необходимости ответчик её не извещал и соответствующую путевку ей не выделял, на дату подачи заявления о выделении путевки справка о нуждаемости в лечении была предоставлена. Ввиду того, что право на получение санаторно-курортного лечения истицы в 2010 году не погашается истечением данного календарного года и осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, она не была обеспечена путевкой по не зависящим от неё причинам, нарушенное право подлежит восстановлению, так как закон не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, намерен ли гражданин в дальнейшем воспользоваться санаторно-курортным лечением, или нет. При таких обстоятельствах иск прокурора удовлетворяется, на ответчиков возлагается обязанность по предоставлению истице путевки на санаторно-курортное лечение за 2010г. за счет средств федерального бюджета. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить. Обязать ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и филиал № 1 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ предоставить Антоновой А.Я. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010г. за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме через Усть-Пристанский районный суд. Судья С.В. Соловаров Мотивированное решение изготовлено 14.11.2011г.