Дело № 2- 35/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Усть-Чарышская Пристань 28 февраля 2012г. Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Соловарова С.В., при секретаре Забияка Е.Л., с участием помощника прокурора района Голотвиной Е.П., истца Ушакова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах Ушакова Н.А. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиалу № 1 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и его представительству ... о понуждении к совершению действий, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г., установил: Прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах ... Ушакова Н.А. к государственному учреждению Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ (далее по тексту - ГУ АРО ФСС РФ), его филиалу № 1 и представительству ... о возложении на ответчиков обязанности предоставить материальному истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета. Требования мотивированы тем, что Ушаков Н.А. как ... имеет в соответствии со ст.6.1 Федерального закона № 178 от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который согласно ст.6.2 того же закона включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в силу п.2 ст.6.3 данного закона является календарный год. В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв.приказом Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004г.), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ, при этом граждане при наличии справки для получения путевки обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы ФСС РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года. 27.01.2011г. Ушаков Н.А. обратился в Филиал № 1 АРО ФСС РФ с соответствующим заявлением, но до настоящего времени путевкой не обеспечен по причинам, от него не зависящим. Как полагает прокурор, реализация прав граждан, предоставленных им федеральным законом, в силу положений ст.2 и ст.18 Конституции Российской Федерации не должна ставиться в зависимость от финансирования. Кроме того, гражданин согласно ст.ст.1 и 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение закон не ставит в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг; право инвалида на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году не ограничивается окончанием этого года и возможность получения путевки за текущий год не ставится в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться таким лечением в следующем году. Иск предъявлен прокурором на основании ст.45 ГПК РФ. В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязав ответчиков предоставить Ушакову Н.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета. Материальный истец Ушаков Н.А. в суде поддержал иск прокурора и просил его удовлетворить, поскольку нуждается в санаторно-курортном лечении по состоянию здоровья, ... с 2008г. установлена ему бессрочно. Представители ответчиков в судебное заседание не явились, ответчики о месте и времени судебного заседания были надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. В отзыве на иск представитель ответчика главный специалист филиала № 1 ГУ АРО ФСС РФ С.В.Насонов указывает, что обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением с 01 января 2005г. осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год и иными правовыми актами. В Федеральном законе от 08.12.2010г. № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011г. и на плановый период 2012 и 2013г.г.» предусмотрено, что в соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. ГУ АРО ФСС РФ на 2011г. из федерального бюджета были выделены средства в сумме 92.504.600,00руб. Перечисленные отделению средства были освоены полностью, приобретено и выдано 5272 санаторно-курортных путевок, в то время как количество поданных в отделение Фонда в 2011г. заявлений о предоставлении санаторно-курортных путевок составило 11953. Объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на указанные цели, не позволяет удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2011г. Согласно Федеральному закону от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующему предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан, все категории имеют равные права на получение санаторно-курортного лечения. Учитывая недостаточный объем средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета, с целью обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг, предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на оплату стоимости путевок. В 2011г. имелась очередность среди граждан на получение путевок на санаторно-курортное лечение. При этом многие из них ожидали получение путевок, которые им не были предоставлены по их заявлениям за предыдущие годы. Предоставить Ушакову Н.А. путевку на санаторно-курортное лечение вне очереди означало бы предпочтение ему за счет нарушения прав других инвалидов, что противоречит ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации. Действующее законодательство не предусматривает приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. В силу указанных обстоятельств обеспечить Ушакова Н.А. путевкой на санаторно-курортное лечение в 2011г. согласно поданного в исполнительный орган Фонда 27.01.2011г. заявления до окончания календарного года не представилось возможным. Кроме того, путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена гражданину, имеющему право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, только при наличии у него всех необходимых условий, содержащихся в Федеральном законе от 17.07.1999г. № 178-ФЗ и Порядке предоставления набора социальных отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. № 328. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным. Согласно ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний. Пункт 1.5. Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004г. № 256, предусматривает срок действия справки для получения путевки по форме № 070/у-04 шесть месяцев. Обязанность по обновлению справки по указанной форме лежит на гражданине - получателе социальных услуг. Ушаков Н.А. не предоставлял в исполнительный орган Фонда обновленную медицинскую справку для получения путевки по истечении срока действия справки от 23.01.2011г., подтверждающей наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению. Выделение Ушакову Н.А. путевки за пределами срока действия справки формы № 070/у-04, подтверждающей наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению, нарушает действующее законодательство в сфере государственной социальной помощи. В настоящее время исполнительный орган Фонда не располагает информацией о нуждаемости Ушакова Н.А. с истекшим сроком действия справки в санаторно-курортном лечении. Таким образом, существует вероятность, что у Ушакова Н.А. имеются противопоказания к санаторно-курортному лечению в связи с чем при оформлении санаторно-курортной карты ему могут запретить санаторно-курортное лечение и он не сможет воспользоваться путевкой. По указанным основаниям просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков. Выслушав помощника прокурора Голотвину Е.П., истца Ушакова Н.А., исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленное требование ввиду следующего. Ушаков Н.А. является ... бессрочно, что подтверждается справкой серии ... № ... от 27.11.2008г., и нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении, которое ему не противопоказано, в том числе в 2012г. согласно справки формы № 070/у-04, выданной КГБУЗ «... ЦРБ» 09.02.2012г.; сведений об отказе материального истца от социального пакета на 2011г. суду не представлено. 27 января 2011 года Ушаков Н.А. обратился в филиал № 1 Государственного учреждения «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о своей нуждаемости в нем от 23.01.2011г. и отсутствии противопоказаний, о чем указано в сообщении директора филиала № 1 ГУ АРО ФСС РФ № 16/5-11/351, однако путевка в 2011 году и до настоящего времени ему не предоставлена. Изложенное свидетельствует о нарушении ответчиком права истца на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. При этом суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из Федерального бюджета. В соответствии с п.4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации. В силу ст.ст.1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Реализация гражданами прав, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с положениями ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поскольку право истца Ушакова Н.А. на получение в 2011г. путевки на санаторно-курортное лечение ответчиком нарушено, путевка ему не предоставлена, в силу ст.46 Конституции РФ оно подлежит судебной защите. По изложенным основаниям суд находит не убедительным довод ответчика о том, что обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств, не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством. Не принимаются во внимание возражения ответчика относительно того, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, в силу прямого указания в законе о праве инвалида на получение путевки (п.8 ст.6.1 и п.1.1 ст.6.2 Федерального закона № 178-ФЗ); непредоставление Ушакову Н.А. повторной в течение 2011г. справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении не является основанием для отказа ему в обеспечении путевкой ввиду того, что о такой необходимости ответчик его не извещал и соответствующую путевку ему не выделял, на дату подачи заявления о выделении путевки справка о нуждаемости в лечении была предоставлена. Ввиду того, что право на получение санаторно-курортного лечения истца в 2011 году не погашается истечением данного календарного года и осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, он не был обеспечен путевкой по не зависящим от него причинам, а согласно справке для получения путевки от 09.02.2012г. (выданной КГБУЗ «... ЦРБ») он нуждается в санаторно-курортном лечении и в текущем 2012г., нарушенное право подлежит восстановлению, так как закон не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, намерен ли гражданин в дальнейшем воспользоваться санаторно-курортным лечением, или нет. При таких обстоятельствах иск прокурора удовлетворяется, на ответчиков возлагается обязанность по предоставлению материальному истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить. Обязать ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и филиал № 1 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ предоставить Ушакову Н.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд. Судья С.В. Соловаров