№ 2-35/2012г. решение по иску по делу о понуждении к совершению действий, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. (вступило в законную силу 29.03.12г.)



Дело № 2- 35/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань                                                           28 февраля 2012г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Забияка Е.Л.,

с участием помощника прокурора района Голотвиной Е.П.,

истца Ушакова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах Ушакова Н.А. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиалу № 1 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и его представительству ... о понуждении к совершению действий, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г.,

установил:

Прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах ... Ушакова Н.А. к государственному учреждению Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ (далее по тексту - ГУ АРО ФСС РФ), его филиалу № 1 и представительству ... о возложении на ответчиков обязанности предоставить материальному истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета.

Требования мотивированы тем, что Ушаков Н.А. как ... имеет в соответствии со ст.6.1 Федерального закона № 178 от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который согласно ст.6.2 того же закона включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в силу п.2 ст.6.3 данного закона является календарный год. В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв.приказом Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004г.), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ, при этом граждане при наличии справки для получения путевки обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы ФСС РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года. 27.01.2011г. Ушаков Н.А. обратился в Филиал № 1 АРО ФСС РФ с соответствующим заявлением, но до настоящего времени путевкой не обеспечен по причинам, от него не зависящим. Как полагает прокурор, реализация прав граждан, предоставленных им федеральным законом, в силу положений ст.2 и ст.18 Конституции Российской Федерации не должна ставиться в зависимость от финансирования. Кроме того, гражданин согласно ст.ст.1 и 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение закон не ставит в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг; право инвалида на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году не ограничивается окончанием этого года и возможность получения путевки за текущий год не ставится в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться таким лечением в следующем году. Иск предъявлен прокурором на основании ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязав ответчиков предоставить Ушакову Н.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета.

Материальный истец Ушаков Н.А. в суде поддержал иск прокурора и просил его удовлетворить, поскольку нуждается в санаторно-курортном лечении по состоянию здоровья, ... с 2008г. установлена ему бессрочно.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, ответчики о месте и времени судебного заседания были надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. В отзыве на иск представитель ответчика главный специалист филиала № 1 ГУ АРО ФСС РФ С.В.Насонов указывает, что обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением с 01 января 2005г. осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год и иными правовыми актами. В Федеральном законе от 08.12.2010г. № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011г. и на плановый период 2012 и 2013г.г.» предусмотрено, что в соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. ГУ АРО ФСС РФ на 2011г. из федерального бюджета были выделены средства в сумме 92.504.600,00руб. Перечисленные отделению средства были освоены полностью, приобретено и выдано 5272 санаторно-курортных путевок, в то время как количество поданных в отделение Фонда в 2011г. заявлений о предоставлении санаторно-курортных путевок составило 11953. Объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на указанные цели, не позволяет удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2011г. Согласно Федеральному закону от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующему предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан, все категории имеют равные права на получение санаторно-курортного лечения. Учитывая недостаточный объем средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета, с целью обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг, предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на оплату стоимости путевок. В 2011г. имелась очередность среди граждан на получение путевок на санаторно-курортное лечение. При этом многие из них ожидали получение путевок, которые им не были предоставлены по их заявлениям за предыдущие годы. Предоставить Ушакову Н.А. путевку на санаторно-курортное лечение вне очереди означало бы предпочтение ему за счет нарушения прав других инвалидов, что противоречит ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации. Действующее законодательство не предусматривает приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. В силу указанных обстоятельств обеспечить Ушакова Н.А. путевкой на санаторно-курортное лечение в 2011г. согласно поданного в исполнительный орган Фонда 27.01.2011г. заявления до окончания календарного года не представилось возможным. Кроме того, путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена гражданину, имеющему право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, только при наличии у него всех необходимых условий, содержащихся в Федеральном законе от 17.07.1999г. № 178-ФЗ и Порядке предоставления набора социальных отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. № 328. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным. Согласно ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний. Пункт 1.5. Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004г. № 256, предусматривает срок действия справки для получения путевки по форме № 070/у-04 шесть месяцев. Обязанность по обновлению справки по указанной форме лежит на гражданине - получателе социальных услуг. Ушаков Н.А. не предоставлял в исполнительный орган Фонда обновленную медицинскую справку для получения путевки по истечении срока действия справки от 23.01.2011г., подтверждающей наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению. Выделение Ушакову Н.А. путевки за пределами срока действия справки формы № 070/у-04, подтверждающей наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению, нарушает действующее законодательство в сфере государственной социальной помощи. В настоящее время исполнительный орган Фонда не располагает информацией о нуждаемости Ушакова Н.А. с истекшим сроком действия справки в санаторно-курортном лечении. Таким образом, существует вероятность, что у Ушакова Н.А. имеются противопоказания к санаторно-курортному лечению в связи с чем при оформлении санаторно-курортной карты ему могут запретить санаторно-курортное лечение и он не сможет воспользоваться путевкой. По указанным основаниям просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав помощника прокурора Голотвину Е.П., истца Ушакова Н.А., исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленное требование ввиду следующего.

Ушаков Н.А. является ... бессрочно, что подтверждается справкой серии ...... от 27.11.2008г., и нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении, которое ему не противопоказано, в том числе в 2012г. согласно справки формы № 070/у-04, выданной КГБУЗ «... ЦРБ» 09.02.2012г.; сведений об отказе материального истца от социального пакета на 2011г. суду не представлено.

27 января 2011 года Ушаков Н.А. обратился в филиал № 1 Государственного учреждения «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о своей нуждаемости в нем от 23.01.2011г. и отсутствии противопоказаний, о чем указано в сообщении директора филиала № 1 ГУ АРО ФСС РФ № 16/5-11/351, однако путевка в 2011 году и до настоящего времени ему не предоставлена.

Изложенное свидетельствует о нарушении ответчиком права истца на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

При этом суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из Федерального бюджета.

В соответствии с п.4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу ст.ст.1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

Реализация гражданами прав, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с положениями ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Поскольку право истца Ушакова Н.А. на получение в 2011г. путевки на санаторно-курортное лечение ответчиком нарушено, путевка ему не предоставлена, в силу ст.46 Конституции РФ оно подлежит судебной защите.

По изложенным основаниям суд находит не убедительным довод ответчика о том, что обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств, не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.

Не принимаются во внимание возражения ответчика относительно того, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, в силу прямого указания в законе о праве инвалида на получение путевки (п.8 ст.6.1 и п.1.1 ст.6.2 Федерального закона № 178-ФЗ); непредоставление Ушакову Н.А. повторной в течение 2011г. справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении не является основанием для отказа ему в обеспечении путевкой ввиду того, что о такой необходимости ответчик его не извещал и соответствующую путевку ему не выделял, на дату подачи заявления о выделении путевки справка о нуждаемости в лечении была предоставлена.

Ввиду того, что право на получение санаторно-курортного лечения истца в 2011 году не погашается истечением данного календарного года и осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, он не был обеспечен путевкой по не зависящим от него причинам, а согласно справке для получения путевки от 09.02.2012г. (выданной КГБУЗ «... ЦРБ») он нуждается в санаторно-курортном лечении и в текущем 2012г., нарушенное право подлежит восстановлению, так как закон не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, намерен ли гражданин в дальнейшем воспользоваться санаторно-курортным лечением, или нет.

При таких обстоятельствах иск прокурора удовлетворяется, на ответчиков возлагается обязанность по предоставлению материальному истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить.

Обязать ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и филиал № 1 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ предоставить Ушакову Н.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд.

Судья                                                           С.В. Соловаров