№ 2-94/2012г. решение по иску прокурора о понуждении к совершению действий, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год (вступило в законную силу 18.05.2012г.)



Дело № 2-94/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань                                                             17 апреля 2012г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Забияка Е.Л.,

с участием помощника прокурора района Голотвиной Е.П., материального истца Абрамова Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах Абрамова Р.Ю. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиалу № 1 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и его представительству в ... о понуждении к совершению действий, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год,

установил:

Прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах ... Абрамова Р.Ю. к государственному учреждению Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ (далее по тексту - ГУ АРО ФСС РФ), его филиалу № 1 и представительству в ... о возложении на ответчиков обязанности предоставить материальному истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета.

Требования мотивированы тем, что Абрамов Р.Ю. как ... имеет в соответствии со ст.6.1 Федерального закона № 178 от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который согласно ст.6.2 того же закона включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в силу п.2 ст.6.3 данного закона является календарный год. В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв.приказом Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004г.), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ, при этом граждане при наличии справки для получения путевки обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы ФСС РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года. 07.02.2011г. Абрамов Р.Ю. обратился в Филиал № 1 АРО ФСС РФ с соответствующим заявлением, но до настоящего времени путевкой не обеспечен по причинам, от него не зависящим. Как полагает прокурор, реализация прав граждан, предоставленных им федеральным законом, в силу положений ст.2 и ст.18 Конституции Российской Федерации не должна ставиться в зависимость от финансирования. Кроме того, гражданин согласно ст.ст.1 и 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение закон не ставит в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг; право инвалида на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году не ограничивается его окончанием и возможность получения путевки за текущий год не ставится в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться таким лечением в следующем году. Иск предъявлен прокурором на основании ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязав ответчиков предоставить Абрамову Р.Ю. путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета.

Материальный истец Абрамов Р.Ю. в суде поддержал требования прокурора и просил их удовлетворить, поскольку нуждается в санаторно-курортном лечении по состоянию здоровья, ... установлена ему бессрочно в 2004г.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. В отзыве на иск представитель ответчика главный специалист филиала № 1 ГУ АРО ФСС РФ А.В.Долганова просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, а также указала, что обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением с 01 января 2005г. осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год и иными правовыми актами. По смыслу и содержанию Федерального закона и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г.      № 328, предоставление социальных услуг не носит гарантийного характера и является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги. То есть, законодатель прописывает субъектный состав граждан, которым могут быть предоставлены социальные услуги, предоставление этих услуг находится в прямой зависимости от финансовых возможностей бюджета. В Федеральном законе от 25.11.2008г. № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011г.г.» предусмотрено, что в соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. ГУ АРО ФСС РФ на 2011г. из федерального бюджета были выделены средства в сумме 92.504.600.00руб. Перечисленные отделению средства были освоены полностью, приобретено и выдано 5272 санаторно-курортных путевок, в то время как количество поданных в отделение Фонда в 2011г. заявлений о предоставлении санаторно-курортных путевок составило 11953. Объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на указанные цели, не позволяет удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2011г. Путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена гражданину, имеющему право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, только при наличии у него всех необходимых условий, содержащихся в Федеральном законе от 17.07.1999г. № 178-ФЗ и Порядке предоставления набора социальных отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. № 328. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным. При этом названные Федеральный закон и Порядок не гарантируют ежегодное (один раз в год) бесплатное первоочередное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, а лишь устанавливают порядок предоставления путевки в период предоставления набора социальных услуг. Для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с п.3 ст.17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение. Следовательно, при обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления. Абрамова Р.Ю. 07.02.2011г. обратился с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в филиал № 1 отделения Фонда и предоставил справку по форме № 070/у-04 от 04.02.2011г. для получения путевки, на основании чего он был поставлена в очередь на получение санаторно-курортной путевки. Однако обеспечить Абрамова Р.Ю. путевкой в 2011г. не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее. Представленные справки для получения путевки по форме № 070/у-04 подтверждают наличие у истца медицинских показаний на санаторно-курортное лечение по профилю «травмы, захватывающие несколько областей тела». В пределах действия справки от 04.02.2011г. Абрамов Р.Ю. может получать лечение только по указанному профилю. Согласно ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению. Нуждаемость в санаторно-курортном лечении подтверждается справкой формы № 070/у-04, срок действия которой в соответствии с п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2006г. № 256, составляет 6 месяцев. Согласно решению № ГКПИ06-1232 от 25.10.2006г. и определению № КАС06-494 от 16.01.2007г., вынесенных Верховным Судом Российской Федерации, организация предоставления путевок возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации, который осуществляет оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение граждан льготных категорий в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи и, как любая другая лечебная помощь может оказываться гражданам только при наличии медицинских показаний. Поскольку состояние здоровья гражданина может меняться, по истечение 6 месяцев с момента выдачи вышеназванной справки возникает необходимость уточнения медицинских показаний к санаторно-курортному лечению. В связи с этим при условии сохранения права на получение набора социальных услуг и отсутствия противопоказаний к лечению истец будет обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению, поданному в 2011г., в порядке очереди. По указанным основаниям просит отказать прокурору и материальному истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав помощника прокурора района Голотвину Е.П., материального истца Абрамова Р.Ю., исследовав материалы дела, суд считает требование обоснованным и удовлетворяет его ввиду следующего.

Абрамов Р.Ю. является ..., что подтверждается справкой серии ... от ..., и нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении, которое ему не противопоказано, в том числе и в 2012г., о чем свидетельствует справка по форме № 070/у-04, выданная 17.04.2012г. КГБУЗ «... ЦРБ» на его имя; сведений об отказе материального истца от социального пакета на 2011г. суду не представлено.

07 февраля 2011 года Абрамов Р.Ю. обратился в филиал № 1 Государственного учреждения «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в нем, что подтверждается соответствующим списком на 2010-2011г.г., однако путевка в 2011 году и до настоящего времени ему не предоставлена.

По состоянию на дату рассмотрения дела главный врач КГБУЗ «... больница ...» П. сообщил, что Абрамов Р.Ю. нуждается в санаторно-курортном лечении, о чём имеется запись в амбулаторной карте от 04.02.2011г. и выдана справка.

Изложенное свидетельствует о нарушении ответчиками права истца на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

При этом суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из Федерального бюджета.

В соответствии с п.4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.

В силу ст.ст.1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

Реализация гражданами прав, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования, поскольку согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с положениями ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Так как право истца Абрамова Р.Ю. на получение в 2011г. путевки на санаторно-курортное лечение ответчиками нарушено, путевка ему не предоставлена, в силу ст.46 Конституции РФ оно подлежит судебной защите.

По изложенным основаниям суд находит не убедительным довод ответчика о том, что обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств, не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.

Необоснованными являются и ссылки ответчика на принятое Верховным Судом Российской Федерации решение от 25.10.2006г. по делу № ГКПИ06-1232 в части указания на то, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение граждан льготных категорий в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, поскольку предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации было оспаривание положений нормативного правового акта - пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: "расположенные на территории Российской Федерации", как не соответствующих действующему законодательству и ограничивающих права инвалидов на получение путевки в санаторно-курортное учреждение, расположенное на территории другого государства; содержащееся в упомянутом решении суждение, приводимое ответчиком как мнение суда высшей инстанции, в действительности является лишь объяснением представителя заинтересованного лица - Минздравсоцразвития РФ.

Учитывая, что право на получение санаторно-курортного лечения истца в 2011 году не погашается истечением данного календарного года и осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, Абрамов Р.Ю. не был обеспечен путевкой по не зависящим от него причинам, а согласно справке для получения путевки от 17.04.2012г. (выданной КГБУЗ «ЦРБ ...») он нуждается в санаторно-курортном лечении, нарушенное право подлежит восстановлению, так как закон не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, намерен ли гражданин в дальнейшем воспользоваться санаторно-курортным лечением, или нет.

При таких обстоятельствах иск прокурора удовлетворяется, на ответчиков возлагается обязанность по предоставлению материальному истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета и с учетом рекомендаций лечебного учреждения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить.

Обязать ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и филиал № 1 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ предоставить Абрамову Р.Ю., родившемуся ... в ..., путевку на санаторно-курортное лечение за 2011г. за счет средств федерального бюджета с учетом рекомендаций лечебного учреждения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд.

Судья                                                           С.В. Соловаров