№ 2-129/2012г. решение по иску прокурора о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки и организовать сбор и вывоз мусора (вступило в законную силу 22.06.2012г.)



Дело № 2-129/2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань                     21 мая 2012г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего федерального судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Забияка Е.Л.,

с участием помощника прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П., ответчика главы администрации Усть-Пристанского сельсовета Зырянова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Пристанского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки и организовать сбор и вывоз мусора,

установил:

прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» (далее по тексту - администрация МО «Усть-Пристанский сельсовет») о признании бездействия ответчика в части невыполнения обязанностей по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов незаконным и обязании ликвидировать несанкционированные свалки на территории села ..., установив для этого определенный срок, обязать ответчика организовать сбор и вывоз мусора на территории села ...

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Усть-Пристанского района проверкой исполнения органами местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза мусора установлено, что администрация МО «Усть-Пристанский сельсовет» требования законодательства об отходах производства и потребления не выполняет, на территории села ... имеют место несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные: на расстоянии 25 метров на северо-восток от дома ... по ..., диаметром 10 метров; на расстоянии 30 метров на север от дома ... по ..., площадью 50 кв.метров; на расстоянии 50 метров на запад от дома ... по ..., площадью 300 кв.метров; на расстоянии 10 метров на запад от дома ... по ..., площадью 25600 кв.метров; на расстоянии 500 метров на юг от дома ... по ..., площадью 150 кв.метров; по ... от дома ... до дома ... шириной 7 метров; на расстоянии 300 метров на северо-запад от дома ... по ..., площадью 2000 кв.метров; на спуске к реке ... в районе дома ... по ... и по берегу реки в районе ... Ответчиком контейнеры для сбора мусора не установлены, сбор и вывоз мусора не организованы, договоры на вывоз мусора не заключены, что свидетельствует о непринятии мер по организации сбора и вывоза мусора, предотвращения образования несанкционированных свалок. Мусор и бытовые отходы выбрасываются на почву, что привлекает грызунов, являющихся переносчиками опасных инфекционных заболеваний, захламляется территория населенного пункта. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей не только села ..., но и ... района и ... края на благоприятную окружающую среду, и могут привести к ухудшению экологической обстановки в районе, вспышкам инфекционных заболеваний. Индивидуализировать круг лиц, в интересах которых прокурором предъявлен иск, невозможно, в связи с чем право истца на обращение в суд основано на положениях ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. на требованиях настаивала и просила их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, признав бездействие муниципалитета в части невыполнения обязанностей по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов незаконным, обязав его ликвидировать несанкционированные свалки в ... по вышеуказанным адресам в срок до 31.07.2012г., а также обязать ответчика организовать сбор и вывоз мусора на территории села в срок до 21.06.2012г.

Представитель ответчика глава администрации Усть-Пристанского сельсовета Зырянов А.А. иск признал, о чем представил письменное заявление, и пояснил, что указанные в заявлении прокурора несанкционированные свалки мусора действительно имеют место; в настоящее время строительный мусор на берегу реки ... в районе дома ... по ... убран, в остальных местах свалки пока остаются. Ликвидация несанкционированных свалок администрацией сельсовета будет закончена в срок до конца июля т.г. Действительно, организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к одному из полномочий сельсовета. В настоящее время сбор и вывоз мусора организован силами МУП «Исток» только у жителей многоэтажных домов; сельсовет примет меры для решения этих вопросов и в отношении всех остальных жителей ... в срок до 21.06.2012г. Нарушения законодательства в области сбора и вывоза бытового мусора и отходов происходят из-за отсутствия достаточного финансирования на эти цели в местном бюджете.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.18 ст.14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.1 ст.7 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ст.8 Закона Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» от 11.02.2008г. № 11-ЗС (в ред. от 10.10.2011г.) порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Отходы производства в силу ст.ст.51, 52 Закона РФ «Об охране окружающей среды» подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст.2 вышеуказанного Закона Алтайского края № 11-ЗС, несанкционированные свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

К вопросам местного значения поселения согласно пункту 19 статьи 3 Устава МО «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» относится организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов.

Таким образом, на территории населенных пунктов создание несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов запрещено.

Вместе с тем, как следует из представленных актов проверки, проведенной 27.04.2012г. помощником прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П. совместно со специалистом Роспотребнадзора С. и при участии заместителя главы администрации МО «Усть-Пристанский сельсовет» К., а также приложенных к ним фотографий, на территории села ... организованы несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные: на расстоянии 25 метров на северо-восток от дома ... по ..., диаметром 10 метров; на расстоянии 30 метров на север от дома ... по ..., площадью 50 кв.метров; на расстоянии 50 метров на запад от дома ... по ..., площадью 300 кв.метров; на расстоянии 10 метров на запад от дома ... по ..., площадью 25600 кв.метров; на расстоянии 500 метров на юг от дома ... по ..., площадью 150 кв.метров; по ... от дома ... до дома ... шириной 7 метров; на расстоянии 300 метров на северо-запад от дома ... по ..., площадью 2000 кв.метров; на спуске к реке ... в районе дома ... по ... и по берегу реки в районе ...

Кроме того, сбор и вывоз мусора на территории поселения не организованы, контейнеры для сбора мусора не установлены, договоры на вывоз мусора не заключены, что свидетельствует о невыполнении администрацией МО «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» соответствующего полномочия, предусмотренного Уставом и законодательством, что, в свою очередь, влечет захламление территории поселения, создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний, поскольку к несанкционированным свалкам имеют доступ домашние животные и грызуны.

Согласно ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Установленные прокурором нарушения законодательства ответчиком ставят под угрозу права жителей села ..., ... района и ... края на благоприятную среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ, так как могут привести к ухудшению экологической обстановки в селе и вспышке инфекционных заболеваний.

Признание представителем ответчика иска не противоречит закону и не нарушает прав и интересов сторон, в связи с чем и на основании ст.ст.39 и 173 ГПК РФ такое признание судом принимается.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора удовлетворяются как обоснованные, бездействие ответчика в части организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов признается незаконным, на муниципальное образование «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» возлагается обязанность в срок до 31 июля 2012г. ликвидировать все вышеуказанные несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов, расположенные на территории села ..., а также организовать сбор и вывоз мусора на территории поселения в срок до 21.06.2012г.

Суд полагает, что такой срок с учетом мнения представителя ответчика будет достаточным и разумным для исполнения администрацией Усть-Пристанского сельсовета возложенных законом и Уставом обязанностей по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов.

Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц правомерно основано на положениях ч.1 ст.45 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить, признав незаконным бездействие администрации муниципального образования «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» в части невыполнения полномочий по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов.

Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» в срок до 31 июля 2012г. ликвидировать несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов, расположенные в ...: на расстоянии 25 метров на северо-восток от дома ... по ..., диаметром 10 метров; на расстоянии 30 метров на север от дома ... по ..., площадью 50 кв.метров; на расстоянии 50 метров на запад от дома ... по ..., площадью 300 кв.метров; на расстоянии 10 метров на запад от дома ... по ..., площадью 25600 кв.метров; на расстоянии 500 метров на юг от дома ... по ..., площадью 150 кв.метров; по ... от дома ... до дома ... шириной 7 метров; на расстоянии 300 метров на северо-запад от дома ... по ..., площадью 2000 кв.метров; на спуске к реке ... в районе дома ... по ... и по берегу реки в районе ...

Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов на территории села Усть-Чарышская Пристань Усть-Пристанского района Алтайского края в срок до 21 июня 2012г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд.

Судья                                                          С.В.Соловаров