№ 2-116/2012г. решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия в области осуществления дорожной деятельности (вступило в законную силу 29.06.2012г.)



Дело № 2-116/2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань                                                                 28 мая 2012г.

Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Хогаш М.Г.,

с участием помощника прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П., представителя ответчика администрации МО «Усть-Пристанский сельский Совет» Усть-Пристанского района Зырянова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Пристанский сельсовет» Усть-Пристанского района Алтайского края о признании незаконным бездействия в области осуществления дорожной деятельности,

установил:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Усть-Пристанский сельсовет» Усть-Пристанского района Алтайского края о признании незаконным бездействия в области осуществления дорожной деятельности, указывая, что в нарушение действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог ответчиком возложенные на него федеральными законами и иными правовыми актами обязанности по содержанию автомобильных дорог в границах населенного пункта, в том числе по проведению работ, входящих в состав работ по содержанию дорог, не исполняются. В частности, при обследовании 11.04.2012г. состояния дорожного покрытия на улицах ... были выявлены многочисленные нарушения ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»:

- на пересечении ... и ... - отсутствует дорожный знак «Пешеходный переход», что является нарушением п. 4.1.1 ГОСТа Р50597-93;

- на пересечении ... и ... - отсутствует дорожная разметка, что является нарушением п. 4.2.1 ГОСТа Р50597-93;

- на пересечении ... и ... - отсутствует дорожный знак «Пешеходный переход», что является нарушением п. 4.1.1 ГОСТа Р50597-93;

- на пересечении ... и ... - отсутствует дорожная разметка, что является нарушением п. 4.2.1 ГОСТа Р50597-93;

- на ... от дома ... до дома ... разрушено асфальтобетонное покрытие дороги, что является нарушением п. 3.1.1 ГОСТа Р50597-93;

- на пересечении ... и ... сформирован вал глины на пересечении проезжих частей в одном уровне, не обеспечен треугольник видимости на перекрестке, что является нарушением п. 3.1.1 ГОСТа Р50597-93;

Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами (ГОСТ Р50597-93).

Согласно п. 4.1.1 ГОСТа Р50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В нарушение названных выше требований, а также предусмотренных ст.ст.26, 35, 41 Конституции Российской Федерации прав каждого на жизнь, здоровье, частную собственность, администрацией МО «Усть-Пристанский сельсовет» по состоянию на 11.04.2012г. мер к установке дорожных знаков, нанесению разметки и восстановлению асфальтобетонного покрытия дорог в соответствии с ГОСТом 50597-93 в ... не было предпринято, имеющие место нарушения затрудняют скорость движения транспорта и создают угрозу причинения вреда здоровью и жизни участников дорожного движения, имуществу, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию дорог, возложенных п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, в связи с чем и на основании ст.45 ГПК РФ прокурором и предъявлен иск.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. в части требований о возложении на ответчика обязанности по установке дорожного знака «Пешеходный переход» и аналогичной дорожной разметки на пересечении улиц ... и ... в ... заявила отказ от иска, в остальной части на иске настаивала и просила установить администрации сельсовета срок для устранения отмеченных нарушений законодательства в области дорожной деятельности.

Глава администрации Усть-Пристанского сельсовета Зырянов А.А. пояснил, что часть нарушений, отмеченных прокурором в иске, была устранена: на перекрестке улиц ... и ... установлен знак «Пешеходный переход» и нанесена соответствующая ему дорожная разметка, на перекрестке улиц ... и ... установлен знак «Пешеходный переход», однако соответствующая ему дорожная разметка пока не нанесена, вал глины на пересечении проезжих частей в одном уровне на улице ... и ... убран, треугольник видимости на данном перекрестке обеспечен; в части требований о невосстановлении разрушенного асфальтобетонного покрытия на улице ... от дома ... до дома ... и ненанесения дорожной разметки «пешеходный переход» на перекрестке улиц ... и ... иск признал, о чем представил письменное заявление. Уточнил, что имеющейся дислокацией дорожных знаков и дорожной разметки в ... установка дорожных знаков «Пешеходный переход» и соответствующей им дорожной разметки в районе перекрестка улиц ... и ... не предусмотрено, в актах выявленных недостатков в содержании дорог от 15.03.2012г. и контрольной проверки от 11.04.2012г., составленных ОГИБДД МО МВД России «Алейский», указание на недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений в районе названного перекрестка отсутствует.

Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Алейский», надлежаще извещенный о времени и месте заседания, в суд не явился, о причинах не сообщил, об отложении не просил.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В силу статей 20, 27 (часть 1), 35 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, здоровье и частную собственность; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободного передвижения.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации (в ред. Федеральногозакона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Дорожной деятельностью в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации» (в ред. от 27.97.2010г.) установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 того же Закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (часть1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть2).

Разделом 1 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды; стандарт распространяется с 01.01.95г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

Пунктом 3.1.1 данного ГОСТа предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Пунктами 21 и 22 статьи 35 Устава МО «Усть-Пристанский сельсовет» к полномочиям администрации сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; по основаниям и в порядке, установленном законодательством, введение временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Актами от 15.03.2012г. и 11.04.2012г., составленными должностными лицами ОГИБДД, зафиксированы следующие нарушения законодательства в области содержания дорог в ...: по ... в районе дома ... отсутствует дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» и соответствующая ему дорожная разметка 1.14.1, на пересечении улиц ... и ... отсутствует дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» и дорожная разметка 1.14.1, на улице ... разрушено асфальтобетонное покрытие дороги, на пересечении улиц ... и ... сформирован вал глины на пересечении проезжих частей в одном уровне, не обеспечен треугольник видимости.

По состоянию на дату рассмотрения дела из отмеченных в иске нарушений законодательства в области содержания дорог остались не устраненными следующие: отсутствие дорожной разметки 1.14.1, предусмотренной п.4.2.1 ГОСТ «Р50597-93» в районе перекрестка улиц ... и ..., и частичное разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги по ....

При таких обстоятельствах частичный отказ прокурора от иска и признание ответчиком иска в оставшейся части не устраненных нарушений как не противоречащие закону и не нарушающие прав и интересов сторон принимаются судом.

С учетом мнения представителя ответчика суд для восстановления асфальтобетонного покрытия дороги по ... устанавливает срок до 01 августа 2012г., для нанесения дорожной разметки 1.14.1 на пересечении улиц ... и ... - до 01 июня 2012г.

Таким образом, требования прокурора в части подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить в части.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» в области дорожной деятельности по содержанию дорог в селе ... незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Пристанский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» восстановить асфальтобетонное покрытие на проезжей части улицы ... в ... от дома ... до дома ... в срок до 01 августа 2012г., на перекрестке улиц ... и ... нанести дорожную разметку 1.14.1 («зебра») Приложения 2 к Правилам дорожного движения в РФ в срок до 01 июня 2012г.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и третьим лицом в апелляционном порядке в течение месяца в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд.

Судья       С.В.Соловаров