№ 2-175/2012г. решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений ФЗ в свере пожарной безопасности (вступило в зак. силу 17.07.2012г.)



Дело № 2-175/2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Чарышская Пристань                         14 июня 2012г.

    Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:

судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Забияка Е.Л.,

с участием помощника прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П., ответчика главы МО «Клепиковский сельсовет» Светлекова Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Пристанского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Клепиковский сельсовет Усть-Пристанского района Алтайского края» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства в сфере пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Клепиковский сельсовет» Усть-Пристанского района Алтайского края (далее по тексту – МО «Клепиковский сельсовет») о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений требований федерального законодательства в области пожарной безопасности с установлением для этого конкретного срока.

Требования мотивированы тем, что вопреки требованиям ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» об обязанности предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, соблюдать правила пожарной безопасности, проверкой, проведенной ... в ..., были установлены нарушения правил противопожарного режима и пожарной безопасности, выразившиеся в том, что: противопожарные расстояния между зданиями не очищены от мусора и сухой травы (п.74 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»); подъезды к пожарным водоемам не оборудованы, нет знаков обозначения пожарных водоемов (п.80 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»); противопожарные минерализованные полосы выполнены с нарушениями (п.78 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»); отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории села (п.114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)). Данные нарушения правил противопожарного режима и правил пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара и их эвакуации, ставят под угрозу гарантированные Конституцией РФ права, свободы и законные интересы граждан, круг лиц которых является неопределенным, в связи с чем в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурором и предъявлен настоящий иск.

    В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. иск поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязать ответчика устранить все обнаруженные нарушения в срок до 31.07.2012г.

    Представитель ответчика глава администрации МО «Клепиковский сельсовет» Светлеков Э.Н. иск признал и подтвердил, что устранить в полном объеме имеющиеся нарушения противопожарного режима и правил пожарной безопасности до судебного заседания оказалось невозможным ввиду финансовых проблем, заявил, что в срок до 31.07.2012г. нарушения будут устранены.

Представитель третьего лица – ТО НД № 9 УНД ГУ МЧС России, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ (с последующими изменениями) в целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия: требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.37 того же Закона организации обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности и др.; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Как указано в статье 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, как и их должностными лицами, предпринимателями, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.10 ст.3 Устава МО «Клепиковский сельсовет» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Вместе с тем прокурорской проверкой, проведенной ... в ... совместно с дознавателем ОД ТО НД № 9 И., был установлен ряд нарушений в области пожарной безопасности.

Так, противопожарные расстояния между зданиями не очищены от мусора и сухой травы (п.74 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»); подъезды к пожарным водоемам не оборудованы, нет знаков обозначения пожарных водоемов (п.80 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»); противопожарные минерализованные полосы выполнены с нарушениями (п.78 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»); отсутствует звуковая система оповещения населения о пожаре.

Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности имели место и ранее, в связи с чем 12.05.2011г. на имя главы администрации МО «Клепиковский сельсовет Усть-Пристанского района должностным лицом МЧС России выносилось предписание ... об их устранении, однако необходимых мер принято не было.

Нарушение правил противопожарного режима препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, эвакуации людей на случай пожара, ставит под угрозу гарантированные Конституцией РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних детей и других граждан.

    Признание ответчиком иска как не противоречащее закону и не нарушающее прав и интересов сторон принято судом в соответствии со ст.ст.39 и 173 ГПК РФ.

    При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и удовлетворяются, длительное бездействие ответчика-муниципалитета по не устранению нарушений правил пожарной безопасности и противопожарного режима в части не очистки противопожарных расстояний между зданиями от мусора и сухой травы, не оборудования подъездов к пожарным водоемам, не установлению знаков обозначения пожарных водоемов, ненадлежащего обустройства защитных минерализованных полос на границе населенного пункта с лесным массивом, отсутствия звуковой системы оповещения населения о пожаре, признается незаконным, в связи с чем на главу МО «Клепиковский сельсовет» Усть-Пристанского района возлагается обязанность по устранению данных нарушений требований федерального законодательства в области пожарной безопасности в срок до 31.07.2012г.    

    Устанавливая такой срок, суд исходит из повышенной пожарной опасности текущего летнего периода времени и учитывает мнение главы МО «Клепиковский сельсовет» Светлекова Э.Н. о реальности такого срока.

Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц правомерно основано на положениях ч.1 ст.45 ГПК РФ.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Клепиковский сельсовет» Усть-Пристанского района в части не устранения нарушений правил пожарной безопасности и противопожарного режима в ..., а именно: не очистки противопожарных расстояний между зданиями от мусора и сухой травы, не оборудования подъездов к пожарным водоемам, не установлению знаков обозначения пожарных водоемов, ненадлежащего обустройства защитных минерализованных полос на границе данного населенного пункта с лесным массивом, отсутствия звуковой системы оповещения населения о пожаре.

Обязать муниципальное образование «Клепиковский сельсовет» Усть-Пристанского района Алтайского края очистить противопожарные расстояния между зданиями от мусора и сухой травы, оборудовать подъезды к пожарным водоемам, установить знаки обозначения пожарных водоемов, создать защитные минерализованные противопожарные полосы вдоль границы ... с лесным массивом, установить звуковую систему оповещения населения о пожаре в срок до 31 июля 2012г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд.

Судья      С.В.Соловаров