Об обязании оборудовать вход в здание отделения почтовой связи п. Уни специальными приспособлениями. (Решение изменено кассационной инстианцией в части срока исполнения решения суда)



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Уни, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Унинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Фоминых С.М., с участием помощника прокурора прокуратуры <адрес> Вершинина Д.О., при секретаре Шалыгиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи <адрес> – филиала ФГУП «Почта России» об обязании оборудовать вход в здание отделения почтовой связи <адрес> специальными приспособлениями,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором указал, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства в части защиты прав инвалидов по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры установлено, что отделением почтовой связи пгт Уни не обеспечен доступ в здание отделения почтовой связи пгт Уни инвалидов и иных маломобильных групп населения.

В соответствии со ст.ст. 15, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры – жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.

Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных этим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ , в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны быть оборудованы пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Здание отделения почтовой связи пгт Уни является объектом социальной инфраструктуры, однако вход в вышеуказанное здание не оборудован специальными приспособлениями для обеспечения доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения. При входе в здание отделения почтовой связи пгт Уни имеется 5 ступенек высотой 17 см каждая, специальные приспособления отсутствуют (настилы, рельсы, пандусы), не имеется пологого спуска, чем установлены препятствия для доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании изложенного прокурор <адрес> просит обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи <адрес> – филиала ФГУП «Почта России» создать условия инвалидам и иным маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание отделения почтовой связи пгт Уни, расположенного по адресу: пгт Уни, <адрес>, путем оборудования входа в указанное здание специальными приспособлениями (настилами, рельсами, пандусами и т.д.) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи <адрес> – филиала ФГУП «Почта России» (по доверенности) ФИО2 исковые требования прокурора <адрес> не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, при этом указала, что пандусы и поручни в отделении почтовой связи <адрес> они установят до окончания 2012 г. и одного месяца на исполнение решения суда им недостаточно. В возражениях указано, что согласно положениям, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", мероприятия по приспособлению находящихся в федеральной собственности средств связи (в том числе, и проведение обследования объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средств информации и связи на предмет соответствия нормативным требованиям в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов), осуществляется в рамках целевых программ с обязательным государственным финансированием «в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней», а также средств общероссийских общественных организаций инвалидов.

Данная позиция также отражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ГО6-15, в котором, проанализировав положения ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, суд отметил, что данная норма права относит расходы, связанные с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам почтовой связи к расходам, производимым за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней.

Согласно Уставу ФГУП «Почта России», предприятие является коммерческой организацией, финансирование деятельности которой осуществляется за счет собственных средств в рамках ежегодно утверждаемого бюджета предприятия. Требование об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов в отделения почтовой связи предполагает возложение на ответчика обязанности нести соответствующие расходы на оснащение отделения почтовой связи различными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов (пандусы, поручни при входе в здание, подъемными устройствами у лестниц и т.д.). В бюджете ФГУП «Почта России» денежные средства на строительство пандусов не запланированы.

Таким образом, мероприятия по приспособлению находящихся в федеральной собственности объектов социальной и производственной инфраструктуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов должны проводиться и финансироваться собственником из федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.

Нормативными актами установлено, что оборудование объектов федеральной почтовой связи пандусами проводится за счет средств, выделенных на эти цели в рамках федеральных целевых программ.

Финансирование ФГУП «Почта России» в рамках Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» ни из федерального бюджета, ни из бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных фондов, не осуществлялось.

ФГУП «Почта России» не является федеральным органом исполнительной власти, не является собственником помещений, не имеет прав и полномочий влиять на формирование федерального бюджета, не несет обязанности по установлению пандусов за счет собственных средств. Бремя по содержанию имущества несет собственник, следовательно, им и должны проводиться и финансироваться мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Считают, что прокуратурой не представлены достаточные доказательства того, что установка пандусов ОПС возложена на ФГУП «Почта России» и является обязательным и единственно возможным способом обеспечения удовлетворения потребностей инвалидов в оказании услуг почтовой связи.

Помещения отделения почтовой связи Куменского почтамта УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» закреплены за ФГУП «Почта России» на праве хозяйственного ведения. Собственником данных помещений является Российская Федерация. Полномочия собственника осуществляет федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Денежные средства на оборудование пандусов в текущем году не запланированы, включение в бюджет данных денежных средств запланировано в бюджете первого квартала 2012 года.

Кроме того, в соответствии с указанием ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ .2.1-18/2508 в рамках реализации проекта «Реконструкция ОПС» в 2012 году запланирована установка пандусов и поручней в отделении почтовой связи Уни Куменского почтамта УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» закреплены за ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес>, пгт Уни, <адрес>.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.ст. 9, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в качестве одной из мер по реабилитации инвалидов налагают обязанность на все организации независимо от организационно-правовых форм по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно положениям вышеназванных норм закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание отделения почтовой связи пгт Уни, расположенное по адресу: пгт Уни, <адрес>.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ , в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны быть оборудованы пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России», в лице Управления федеральной почтовой связи <адрес> – филиала ФГУП «Почта России», нарушаются вышеуказанные требования закона – в здание отделения почтовой связи пгт Уни, расположенное по адресу: пгт Уни, <адрес>, не обеспечен доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения, отсутствуют пандусы, настилы и иные приспособления для доступа в здание, что подтверждается протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему (л.д. 6-7).

Оценивая возражения ответчика по иску, основанные на обязанности финансирования доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников, суд не принимает их во внимание при вынесении решения по следующим основаниям. Во-первых, указанная в возражении ответчика федеральная целевая программа принята на 2006-2010 годы, в связи с чем данная программа на момент рассмотрения дела в суде не распространяется. Во-вторых, такая основная задача Программы как обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, императивно данной Программой, как это следует из ее содержания, не связано с обязательным финансированием только за счет средств федерального бюджета, а также за счет привлекаемых средств бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с 2007 года в части мер социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, а также внебюджетных источников - средств общероссийских общественных организаций инвалидов. Таким образом, указанные ответчиком аргументы необоснованны, при этом Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возможность доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в объекты социальной инфраструктуры не ставит в зависимость от наличия финансирования указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников, выполнение данных мероприятий возможно и за счет собственных средств ответчика, учитывая, при этом, что ФГУП «Почта России» является коммерческой организацией (п. 1.3. Устава ФГУП «Почта России»), а целью деятельности ответчика является получение прибыли (п. 3.1. Положения об УФПС <адрес>).

Возражения ответчика относительно того, что он не является собственником помещения, где размещается отделение почтовой связи <адрес>, по мнению суда, необоснованно, так как ответчик оказывает в указанном здании услуги населению, то есть здание отделения почтовой связи <адрес> является объектом социальной инфраструктуры. Кроме того, из указанных возражений ответчика не следует, что последнему запрещено создавать условия инвалидам и иным маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание отделения почтовой связи пгт Уни путем оборудования входа в указанное здание специальными приспособлениями (настилами, рельсами, пандусами и т.д.), при этом сам ответчик в своих возражениях утверждает, что установка пандусов и поручней в указанном отделении почтовой связи уже запланирована в 2012 г.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что несоблюдение вышеуказанных норм нарушает права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая, что установление срока исполнения решения суда до окончания 2012 г., как это просит представитель ответчика, при условии, что никаких действий по оснащению специальными приспособлениями ответчик не проводил, будет не соответствовать принципу осуществления судопроизводства в разумные сроки, а также учитывая мнение помощника прокурора, настаивающего на месячном сроке исполнения решения суда с момента его вступления в законную силу, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора в полном объеме, определив срок исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Представленное в судебное заседание соглашение ответчика с обществом инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответчик обязуется оборудовать пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов в ОПС Уни до ДД.ММ.ГГГГ, суд при определении сроков исполнения решения суда не принимает во внимание, поскольку указанный срок затягивает реальное исполнение решение суда на неоправданно длительный срок, какого-либо обоснования указанного длительного срока ответчик суду не предоставил, какой-либо проектной документации по указанному обязательству ответчиком суду не представлено, как и конкретного проекта по реконструкции ОПС <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи <адрес> – филиала ФГУП «Почта России» об обязании оборудовать вход в здание отделения почтовой связи <адрес> специальными приспособлениями – удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи <адрес> – филиала ФГУП «Почта России» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам и иным маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание отделения почтовой связи пгт Уни Куменского почтамта Управления федеральной почтовой связи <адрес> – филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: пгт. Уни, <адрес>, путем оборудования входа в указанное здание специальными приспособлениями (настилами, рельсами, пандусами и т.д.).

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд сторонами в течение 10-ти суток со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.М. Фоминых

С.М. Фоминых