Об устранении нарушений в части квотирования рабочих мест и создания таких рабочих мест для инвалидов



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Уни, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Унинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Фоминых С.М., с участием помощника прокурора <адрес> Вершинина Д.О., при секретаре Шалыгиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>ному союзу потребительских обществ об устранении нарушений в части квотирования рабочих мест и создания таких рабочих мест для инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории <адрес>, в части квотирования рабочих мест и создания таких мест для инвалидов, установлено, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории <адрес>», <адрес>ному союзу потребительских обществ (Унинский райпотребсоюз) установлена квота для трудоустройства инвалидов в количестве 6 человек, однако в настоящее время по квоте трудоустроен один человек.

Инвалидам гарантируется государственная поддержка в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации. Из анализа законодательства следует, что квотирование – это дополнительная гарантия государства по трудоустройству отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Квотирование производится для приема на работу лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов). Таким образом, данные меры носят характер государственной поддержки и направлены на защиту социально уязвимой категории граждан от безработицы. Статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Унинский райпотребсоюз зарегистрирован в качестве юридического лица, является некоммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Согласно штатному расписанию на перио<адрес> года в Унинском райпотребсоюзе числятся 153,4 штатные единицы. Из представленных письменных объяснений председателя следует, что в учреждении не созданы и не выделены рабочие места для инвалидов в пределах квоты – трудоустроен один инвалид, при установленной квоте 6 человек. Таким образом, в Унинском райпотребсоюзе – организации с численностью работников более 101 человека, рабочие места для инвалидов в полном объеме не созданы и не выделены. Бездействие Унинского райпотребсоюза по обеспечению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты нарушает и препятствует реализации конституционных прав неопределенного круга инвалидов на труд и социальную защиту от безработицы, поскольку инвалиды относятся к лицам с ограниченными физическими возможностями и испытывают трудности в поиске работы.

Просит признать незаконным бездействие Унинского райпотребсоюза по обеспечению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты и обязать ответчика обеспечить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

В судебном заседании помощник прокурора Вершинин Д.О. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – <адрес> союза потребительских обществ ФИО4 исковые требования прокурора <адрес> признала в полном объеме, подтвердив признание иска письменным заявлением, при этом указала в отзыве на иск, что среднесписочная численность работников ее предприятия на данный момент составляет 138 человек.

Третье лицо – КОГКУ Центр занятости населения <адрес>, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направили, дело рассмотрено без участия их представителя.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять признание иска от представителя ответчика – <адрес> союза потребительских обществ – ФИО4, так как это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации, в том числе, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О занятости населения в Российской Федерации", государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории <адрес>", квота для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным и областным законодательством (п. 2.1 постановления). Среднесписочная численность работников организаций определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной службы государственной статистики (п. 2.2). Организациям со среднесписочной численностью работников от 101 до 300 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников (п. 2.3).

В судебном заседании установлено, что <адрес> союз потребительских обществ зарегистрирован в качестве юридического лица, является некоммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.

Согласно информации Унинского райпотребсоюза, среднесписочная численность работников данной организации в настоящее время составляет 138 человек.

Согласно информации КОГКУ ЦЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , размер квоты для трудоустройства инвалидов в Унинском райпотребсоюзе составляет 6 человек (л.д. 7).

В настоящее время Унинским райпотребсоюзом количество трудоустроенных инвалидов по квоте составляет 1 человек.

Таким образом, в Унинском райпотребсоюзе – организации со среднесписочной численностью работников более 101 человека, рабочие места для инвалидов в полном объеме не созданы и не выделены. Бездействие Унинского райпотребсоюза по обеспечению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты нарушает и препятствует реализации конституционных прав неопределенного круга инвалидов на труд и социальную защиту от безработицы, поскольку инвалиды относятся к лицам с ограниченными физическими возможностями и испытывают трудности в поиске работы. Поскольку, согласно пояснениям представителя ответчика среднесписочная численность работников по возглавляемую ей предприятию меняется в силу тяжелого финансового состояния предприятия, суд приходит к выводу об обязании ответчика обеспечить рабочие места для трудоустройства инвалидов именно в пределах установленной квоты от среднесписочной численности работников, как это установлено действующим законодательством, а не от штатного расписания, на что ссылается истец, не указывая при этом конкретное количество таких квотированных рабочих мест.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>ному союзу потребительских обществ об устранении нарушений в части квотирования рабочих мест и создания таких рабочих мест для инвалидов – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие <адрес> союза потребительских обществ по обеспечению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

<адрес> союз потребительских обществ обеспечить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Унинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья С.М. Фоминых