Дело № – 25/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Уни ДД.ММ.ГГГГ
Судья Унинского районного суда <адрес> Овечкин А.В., при секретаре Хохриной С.М., с участием представителя ответчика Исуповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявления Лялиной Ольги Александровны и Шумихиной Людмилы Геннадьевны к ГУ отделу пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным отказа ГУ отдел пенсионного фонда РФ в <адрес> в назначении им ежемесячной денежной выплаты взамен набора социальных услуг и об обязании Отдела пенсионного фонда о назначении им ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ
У С Т А Н О В И Л
Лялина О.А. и Шумихина Л.Г. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа ГУ отдел пенсионного фонда РФ в <адрес> в назначении им единой денежной выплаты взамен набора социальных услуг и об обязании Отдела Пенсионного Фонда РФ в <адрес> назначения им ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ)как вдовам участников боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ.
В своем заявлении они указали, что они являются вдовами участников боевых действий.
В ноябре 2010 года им стало известно, что вдовы участников боевых действий имеет право на получение ЕДВ, до этого им ЕДВ не платили, но до ДД.ММ.ГГГГ они являлись получателем пенсии и льгот, как вдовы участников боевых действий. Потом им с ДД.ММ.ГГГГ в получении пенсии было отказано.
В ноябре 2010 года им случайно стало известно, что они как вдовы участников боевых действий имеют право на ЕДВ. Они обратились в отдел, и им была назначена ЕДВ. Однако они считают, что если изменения в закон « О ветеранах» вступило в законную силу в июле 2010 года, то им отдел пенсионного фонда мог бы сообщить, или опубликовать данные изменения в газете, так как их вдов участников боевых действий немного.
Они считают действия работников пенсионного фонда незаконными и просят вместо набора социальных услуг оформить получение ЕДВ, так как если бы работники им заранее сообщили, то они бы подали заявления до ДД.ММ.ГГГГ. Они считают, что срок подачи заявления о назначении единой денежной выплаты взамен набора социальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ пропущен не по их вине.
В судебном заседании Лялина О.А. заявленные исковые требования поддержала в увеличенном объеме, заявила требование о назначении ЕДВ в полном объеме с отказом от набора социальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, с момента вступления Закона 160-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ст.21 ФЗ «О ветеранах». Она также пояснила, что после прекращения ей выплат пенсии в 2006 году она в Пенсионный фонд с заявлениями не обращалась. В конце октября она от Шумихиной узнала о возникновении права на ЕДВ, собрала документы и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОПФР с заявлением о назначении ЕДВ. Ей при этом объяснили, что размер ЕДВ 1019 рублей, но из этой суммы будут удержаны 705 рублей, стоимость набора социальных услуг. Она получает ЕДВ в сумме 314 рублей, набором услуг не пользуется, поэтому желает чтобы ЕДВ ей выплачивали в полном объеме без удержаний. По линии соцзащиты она получает льготы по оплате за дрова и электроэнергию
В судебном заседании Шумихина Л.Г. увеличенные заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что она является вдовой участника боевых действий и ее изменить дату назначения ЕДВ и отказа от НСУ. Изменение срока возможно только в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.
Дополнительно представитель Исупова Е.А. пояснила, что в их базе данных нет списков вдов участников боевых действий. Лялина и Шумихина до вступления изменений ст.21 закона «О ветеранах» в силу не имели права на получение ЕДВ и не имели права на набор социальных услуг. Это право у них возникло с момента обращения в ОПФР со всеми документами. В первую очередь гражданину предоставляется помощь в виде набора социальных услуг, а потом он уже может отказаться от неё. Она возражает против увеличения ими исковых требований, потому, что суть иска не меняется. Информацию в газету об изменении законодательства они не давали. Дата назначения выплат не связана с изменениями в законодательстве, а связана после возникновения права на назначение и выплату ЕДВ с датой подачи лицом заявления о назначении ЕДВ с соответствующими документами в ОПФР.
Заслушав заявителей, представителя ответчика Исупову Е.А., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.23 ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции 160-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Соответствии с п.14 Порядка осуществления ЕДВ отдельными категориями граждан, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Граждане могут обращаться за ЕДВ в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
В судебном заседании установлено, что заявители Лялина О.А. и Шумихина Л.Г. является вдовами погибших ветеранов боевых действий. Шумихина Л.Г. и Лялина О.А. впервые обратились за назначением ЕДВ после ДД.ММ.ГГГГ, соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, им обоим с момента подачи заявлений были назначены ЕДВ с предоставлением набора социальных услуг согласно ст.6.2 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в виде.
При обращении за назначением ЕДВ, при оформлении выплат в ОПФР в <адрес> и Лялина О.А. и Шумихина Л.Г. заявляли об отказе от набора социальных услуг, предусмотренных ст.6.1 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с заменой их денежными выплатами, однако специалистами ГУ ОПФР в <адрес> им в этом было отказано по тем мотивам, что в соответствии с п.4 ст.6.5 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», заявление об отказе от НСУ и замене его денежной выплатой на следующий период возможно только до 01 октября года текущего периода.
Суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Лялиной О.А. и Шумихиной Л.Г. в части признания их права на назначение им ЕДВ с момента вступления в законную силу изменений в ст.21 ФЗ «О Ветеранах», с ДД.ММ.ГГГГ и об обязании ОПФР в <адрес> производить им выплаты именно с этого момента удовлетворению не подлежат. ЕДВ назначено Шумихиной Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ и Лялиной О.В. с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством, с момента их обращения в ОПФР с заявлением о назначении.
Суд признает, что в части подлежат удовлетворению исковые требования истцов об отказе от набора социальных услуг и замене их денежной компенсацией на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Частичное удовлетворение исковых требований суд присуждает по следующим основаниям.
Согласно ст.3 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» с последующими изменениями и дополнениями Государственная социальная помощь оказывается, в том числе и в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан и создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг.
В соответствии с п.п.2, 3 ст.6.3 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» с последующими изменениями и дополнениями
Учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с законом, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
В соответствии с п.п.4 ст.6.3 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» с последующими изменениями и дополнениями, действовавшим на момент подачи заявлений Лялиной О.А. и Шумихиной Л.Г., Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января по 31 декабря года, следующего за годом подачи указанного заявления, в котором гражданин обратится с заявлением или о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, при подаче заявления о назначении ЕДВ 27.10 и ДД.ММ.ГГГГ Шумихина Л.Г. и Лялина О.А. сразу заявляли об отказе от наборе социальных услуг и просили сразу заменить НСУ денежной компенсацией. Это следует из их объяснений и ответчиком не оспаривалось.
Так же установлено, что специалистами ГУ ОПФР в <адрес> им в этом было отказано по тем мотивам, что в соответствии с п.4 ст.6.5 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», заявление об отказе от НСУ и замене его денежной выплатой на следующий период возможно только до 01 октября года текущего периода.
Установленные обстоятельства подтверждаются заявлениями Шумихиной Л.Г. и Лялиной О.А. по поводу выплат ЕДВ в полном объеме, письменными ответами представителей ГУ ОПФР в <адрес> и так же сторонами не оспаривались (л.д.4, 6, 7-10, 13-16)
Суд признает, что в данном случае отказ Лялиной О.А. и Шумихиной Л.Г. в замене НСУ денежными выплатами неправомерен и основан на неправильном применении норм материального права.
По смыслу п.4 ст.6.3 178-ФЗ, данная норма регулирует правоотношения для лиц, которые реализовали свое право на получение набора социальных услуг текущего периода (который для данной нормы составляет календарный год с 01 января по 31 декабря текущего года), до 01 октября текущего года и которые решили изменить способ реализации данного вида социальной помощи. То есть срок от волеизъявления лица имеющего и реализующего право на получение НСУ о замене НСУ денежными выплатами в текущем году до реализации, до фактической замены НСУ денежными выплатами должно быть не более 12 календарных месяцев.
Положения п.4 ст.6.3 178-ФЗ не могут быть применены к правоотношения для лиц, у которых право на получение НСУ реально возникло и реализуется после первого октября и до 31 декабря текущего периода, поскольку до 01 октября они не являются субъектами такого права и не могли совершить каких-либо юридически значимых действий с этим правом.
В то же время п.4 ст.6.3 178-ФЗ не отменяет положений п.2, 3 данной статьи, которые предусматривают право отказа от набора социальных услуг и замены их денежными выплатами на следующий период для лиц, у которых право на получение НСУ возникло и реализовано после 01 октября текущего календарного года. В данном случае отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований о замене НСУ денежными выплатами со следующего периода, с ДД.ММ.ГГГГ, ОПФР в <адрес> без оснований, предусмотренных Федеральным законом, увеличивает до 14 месяце срок реализации Шумихиной Л.Г. и Лялиной О.А. их законных прав на получение мер социальной защиты в виде наиболее предпочтительном, эффективным и удобным для них, чем безусловно нарушает их законные права.
Суд признает, что данные действия специалистов ОПФР в <адрес>, ограничивающие прав истцов при реализации их законных прав, противоречат целям оказания государственной социальной помощи определенным ст.3 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» - которая оказывается, в том числе и в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан и создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг. Действия ГУ ОПФР в этой части неправомерны. Суд находит необходимым обязать ГУ ОПФР в <адрес> осуществить для Шумихиной Л.Г. и Лялиной О.А. замену набора социальных услуг, предусмотренных для них ст.6.1-6.2 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», денежными выплатами начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ
Исковые требования Лялиной Ольги Александровны и Шумихиной Людмилы Геннадьевны к государственному учреждению- отдел пенсионного фонда РФ в <адрес> удовлетворить в части.
Признать право Шумихиной Людмилы Геннадьевны и Лялиной Ольги Александровны как супругов погибших (умерших) участников боевых действии, право на замену набора социальных услуг денежными выплатами с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ ОПФР в <адрес> осуществить для Шумихиной Людмилы Геннадьевны и Лялиной Ольги Александровны замену набора социальных услуг, предусмотренных для них ст.6.1-6.2 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», денежными выплатами начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течении 10-ти суток со дня его объявления.
Судья (Овечкин А.В.)