Копия
Дело № год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Уни ДД.ММ.ГГГГ
Унинский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Овечкина А.В.
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО4,
при секретаре ФИО1,
представителя МУП «Унинское АТП» ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МО «Унинский муниципальный район» и к МУП «Унинское АТП» о возложении обязанности устранить нарушения закона в части обеспечения транспортной и пожарной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МО «Унинский муниципальный район» и к МУП «Унинское АТП» о возложении обязанности устранить нарушения закона в части обеспечения транспортной и пожарной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
В заявлении указано, что прокуратурой района с привлечением начальника ОГИБДД ОВД по <адрес> ФИО2, начальника ОГПН <адрес> ФИО3 проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности хозяйствующими субъектами, занимающиеся перевозкой пассажиров, в ходе которой выявлены грубые нарушения федерального законодательства в деятельности МУП «Унинское АТП».
В соответствии со ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Пункт 5 части 1 статьи 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры относит в том числе и автобусные станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с распоряжением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Кировское областное государственное унитарное предприятие «Унинское автотранспортное предприятие» имущественным комплексом принято в муниципальную собственность во исполнение программы управления государственным имуществом <адрес> в 2005 году.
Устав МУП «Унинское АТП» утвержден главой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п.п. 2.1,2.2 Устава основная деятельность МУП «Унинская АТП» осуществление перевозки пассажиров автобусами, выполнение ремонта, технического обслуживания транспортных средств, содержание в технически исправном состоянии подвижного состава и гаражного оборудования, осуществление транспортно- экспедиционного обслуживания предприятий, учреждений и населения.
Согласно Устава МУП «Унинское АТП» имущество предприятия находится в муниципальной собственности <адрес> и передано предприятию на праве хозяйственного ведения. Приложение к Уставу содержит перечень объектов недвижимого имущества, переданное в хозяйственное ведение МУП «Унинское АТП», в который включены: административное здание, теплая производственная стоянка, котельная, водопроводная башня, автозаправочная станция, деревянный навес под дрова.
Распоряжением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Унинское АТП» во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения передано здание автостанции, расположенное по адресу <адрес>.
В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются в том числе, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно статьи 9 вышеуказанного закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
В нарушении вышеуказанных требований закона оценка уязвимости объектов МУП «Унинское АТП» и транспортных средств не проведена, план обеспечения транспортной безопасности предприятия отсутствует.
Согласно приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов» требования к оборудованию автовокзалов обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами на правах собственности или ином законном основании.
Кроме того, в нарушение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ППБ, здание автовокзала не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли не проведена, молниезащита отсутствует, противопожарная разделка на обеих печах занижена, потолок во всем здании обшит сгораемым материалом-деревом, на окнах ожидания автовокзала смонтированы глухие решетки (внутри оконные решетки), вблизи здания в радиусе 200 метров отсутствует искусственный наружный пожарный водоем.
При этом выявленные нарушения требований пожарной безопасности, эксплуатация автовокзала при наличии таких нарушений создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, как работающих в нем, так и посетителей, могут привести возникновению пожара и другим тяжким последствиям.
Отсутствие плана обеспечения транспортной безопасности в МУП «Унинское АТП», не проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, свидетельствует о не защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, создают угрозу совершения противоправных действий, в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо угрозу наступления таких последствий.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что не возражает о необходимости предоставления разумных сроков для устранения нарушений требований Закона «О транспортной безопасности» и Правил пожарной безопасности.
Представитель ответчика МО «Унинский муниципальный район», в судебное заседание не явился, в суд предоставил отзыв в котором против заявленных требований возражал, полагал, что единственным надлежащим ответчиком в данном случае является МУП «Унинское АТП».
Представитель ответчика МУП «Унинское АТП» ФИО5 заявленные требования в части устранения нарушений требований Правил пожарной безопасности на автовокзале признал в полном объеме. Он пояснил, что для устранения выявленных нарушений необходим срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в зимнее время выполнить весь объем работ по устранению выявленных нарушений невозможно. В части требований об устранении нарушений Закона «О транспортной безопасности» пояснил, что в данном случае не проведена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры МУП «Унинское АТП» по той причине, что не принята необходимая нормативно-правовая база в части котегорирования объектов транспортной инфраструктуры, что препятствует проведению оценки уязвимости соответствующих объектов. Эти обстоятельства подтверждаются письмами соответствующих органов Минтранса РФ. При принятии соответствующих нормативно-правовых актов все необходимые мероприятия по безопасности будут проведены, но для этого необходим срок не менее года.
Заслушав заместителя прокурора района, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены права и свободы граждан.
В соответствии с ч.2 ст.2, ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются в том числе, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии со ст.37,38 ФЗ «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно п.10 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № собственники имуществ, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписания постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно Устава МУП «Унинское АТП» имущество предприятия находится в муниципальной собственности <адрес> и передано предприятию на праве хозяйственного ведения, в том числе распоряжением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Унинское АТП» во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения передано здание автостанции, расположенное по адресу <адрес>.
В судебном заседании установлено, что ответчиками, муниципальным образованием «Унинский район», МУП «Унинское АТП» на момент подачи искового заявления прокурора района не устранены нарушения в части обеспечения транспортной безопасности, а именно не проведена оценка уязвимости муниципальных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не разработан план обеспечения транспортной безопасности МУП «Унинское АТП», а также в части обеспечения пожарной безопасности, а именно не оборудовано здание автовокзала автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли не проведена, молниезащита отсутствует, противопожарная разделка на обеих печах занижена, потолок во всем здании обшит сгораемым материалом-деревом, на окнах ожидания автовокзала смонтированы глухие решетки (внутри оконные решетки), вблизи здания в радиусе 200 метров отсутствует искусственный наружный пожарный водоем.
Данные обстоятельства кроме объяснений лиц, участвующих в деле, подтверждается материалами дела.
Согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Унинское АТП» принято в муниципальную собственность. (л.д.4).
Согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «Унинское АТП» на праве хозяйственного ведения закреплено здание автостанции и другое недвижимое имущество. (л.д.5,12).
В соответствии с Уставом муниципального унитарного предприятия «Унинское автотранспортное предприятие» учредителем предприятия является администрация Унинского муниципального района. (л.д.6-11).
Из информации начальника ОНД ФИО3 следует, что в результате проверки от ДД.ММ.ГГГГ пожарно-технического обследования здания автовокзала выявлены нарушения требований пожарной безопасности указанных в исковом заявлении (л.д.15).
Согласно п.п. 3,6 ч.1 ст.8, ст.40 Устава МО «Унинский муниципальный район» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах района. В собственности района находится пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения. (л.д.16-28).
Таким образом, суд признает заявленные прокурором требования законными и обоснованными. Суд так же признает надлежащими ответчиками по делу МУП «Унинское АТП» как Субъект, владелец транспортной инфраструктуры и Муниципальное образование «Унинский район» поскольку согласно п/п 21, 25 п.1 ст.8 устава <адрес> вопросы обеспечения транспортной и пожарной безопасности отнесены к вопросам местного значения. При данных обстоятельствах суд признает требования об устранении нарушений правил пожарной безопасности и нарушений в части обеспечения транспортной безопасности ответчиками законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Обязать МО «Унинский муниципальный район» и МУП «Унинское автотранспортное предприятие» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения закона в части обеспечения транспортной безопасности: провести оценку уязвимости муниципальных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности МУП «Унинское АТП».
Обязать МО «Унинский муниципальный район» и МУП «Унинское автотранспортное предприятие» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения в части обеспечения пожарной безопасности здания автовокзала в <адрес>: оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре; провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли; установить молниезащиту; противопожарную разделку на обеих печах привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности; на окнах в зале ожидания ликвидировать глухие решетки (внутри оконные решетки).
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его объявления.
Судья Овечкин А.В.
Копия верна