Копия Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Унинский районный суд <адрес> в составе: с участием заместителя прокурора Унинского <адрес> Охотниковой Т.В., с участием представителя ответчика МБУК «Унинское МСКО» Вотиновой Е.В., представителя администрации Унинского <адрес> Черанева И.И., при секретаре Хохриной С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Унинского <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Унинский муниципальный район <адрес>» в лице администрации Унинского <адрес> и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в развлекательных учреждениях с массовым пребыванием граждан УСТАНОВИЛ: Прокурор Унинского <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Унинский муниципальный район <адрес>», в лице администрации Унинского <адрес> и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в развлекательных учреждениях с массовым пребыванием граждан – в Сурвайском сельском доме культуры МБУК «Унинское МСКО». В исковом заявлении указано, прокуратурой района с привлечением специалиста - дознавателя ОНД Унинского <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности развлекательными учреждениями, расположенными на территории Унинского <адрес>, в ходе которой в Сурвайском сельском доме культуры МБУК «Унинское МСКО» выявлены грубые нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, противодействии терроризму и чрезвычайных ситуациях. В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно п.4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Из содержания ст.7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В Сурвайском сельском доме культуры МБУК «Унинское МСКО», расположенном по адресу д. У. Сурвай <адрес> Унинского <адрес> не соблюдаются требования вышеуказанного законодательства, а именно: отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС) и система оповещения людей (СОЛ) о пожаре (НПБ 110-03, НПБ 104-03); здание не оборудовано молниезащитой (РД п.1.1 34.122.21-87); деревянные конструкции сцены и чердачного помещения не обработаны огнезащитными составами (ППБ 01-03 п. 150); не проведены замеры сопротивления электроизоляции токоведущих частей осветительного оборудования; проход к пожарным водоемам не расчищен; огнетушители с истекшим сроком годности. <адрес> и специалистами ОГПН Унинского <адрес> неоднократно проводились проверки соблюдения требований пожарной безопасности муниципальных сельских и центрального Домов культуры, выявлялись аналогичные нарушения, начальнику управления культуры прокурором вносилось представление об устранении нарушений закона, директор МУК «Унинское МСКО» привлекался в дисциплинарной ответственности, начальнику управления культуры начальником ОГПН вручались предписания об их устранении, директора Домов культуры привлекались к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Так, за нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ руководитель СДК д.У.Сурвай была привлечена к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ. По результатам проверки, проведенной в декабре 2010 года, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Управления культуры внесено представление об устранении нарушений закона, где были подробно изложены все выявленные нарушения пожарной безопасности относительно каждого дома культуры, в т.ч. Сурвайского СДК. По результатам рассмотрения представления прокурора директор МУК «Унинское МСКУ» привлечена к дисциплинарной ответственности. Согласно информации начальника Управления культуры № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ проведены работы, не требующие затрат. Иные нарушений требований пожарной безопасности не устранены в виду отсутствия финансовых средств. Согласно информации Управления культуры администрации Унинского <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на устранение нарушений пожарной безопасности на объектах культуры района необходимо 3 млн. 256 тысяч рублей, а именно: установка АПС – 936, 2 тысяч рублей, молниезащиты – 830 тыс. рублей, ремонт электрооборудования и проведение замер сопротивления электропроводки – 660 тысяч рублей, обработка деревянных конструкций огнезащитным составом – 830 тысяч рублей. Между тем, в перечне муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета Унинского <адрес> на 2012 год, утвержденном решением Унинской <адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете МО Унинский муниципальный район <адрес> на 2012 год и плановый перио<адрес> 2014 годов» программа в области пожарной безопасности муниципального образования отсутствует, бюджетные ассигнования на её реализацию в бюджете района не предусмотрены. В соответствии с информацией Управления культуры администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ размер денежных средств, предусмотренных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в культурно-досуговых учреждениях района в 2012 год составляет 60 тысяч рублей. Таким образом, несмотря на предпринятые меры, до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, надлежащих мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности не принято. Согласно п.п. 1.5, 1.3 Устава муниципального бюджетного учреждения культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение», утвержденного постановлением главы Унинского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учреждение является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование Унинский муниципальный район <адрес>. Полномочия Учредителя от имени муниципального образования осуществляет муниципальное учреждение «Администрация Унинского <адрес>». Полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, от имени муниципального образования Унинский муниципальный района <адрес> осуществляет муниципальное учреждение Управление по вопросам муниципальной собственности и жизнеобеспечения администрации Унинского <адрес>. В соответствии с п. 1.13 Устава учреждение имеет в своем составе следующие структурные подразделения без права юридического лица: Унинский Центральный дом культуры и 12 сельских домов культуры, в том числе Сурвайский дом культуры. В соответствии с п. 3.2. источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению Учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из районного бюджета в виде субсидий на выполнение муниципального задания; бюджетные инвестиции и субсидии на иные цели и т.п. Согласно п. 3.1. имущество Учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования Унинский муниципальный район <адрес>, закреплено за ним на праве оперативного управления. В соответствии с п. 3.4. Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным Учредителем Планом финансово-хозяйственной деятельности. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Соблюдение мер пожарной безопасности в первую очередь направлено на сохранение жизни и здоровья людей. Федеральный закон "О пожарной безопасности" не ставит выполнение правил пожарной безопасности в зависимость от наличия финансирования. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, эксплуатация указанных выше зданий при наличии таких нарушений создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, как работающих в них, так и посетителей и могут привести к возникновению пожара или другим тяжким последствиям. В судебном заседании помощник прокурора Унинского <адрес> заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика МБУК «Унинское МСКО» Вотинова Е.В. заявленные требования прокурора района признала частично. Она не оспаривала наличие выявленных нарушений пожарной безопасности и пояснила, что частично нарушения устраняют. Проведены замеры изоляции токоведущих соединений осветительного и иного оборудования. Заказаны и находятся в стадии исполнения схемы эвакуации при пожаре. Подана заявка в управление культуры Унинского муниципального района на выделение финансирования на цели пожарной безопасности. Но для устранения требуется значительный срок для устранения, она просит определить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, она просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель администрации Унинского <адрес> Черанев И.И. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях не иск, в которых указано, что в домах культуры имеются нарушения пожарной безопасности, но администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку согласно ст. 120 ГК РФ в новой редакции, Муниципальные бюджетные учреждения самостоятельно отвечают по своим обязательствам, учредители, в данном случае администрация субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения не несет. Кроме того Ответчик не может в полной мере удовлетворить требования прокурора, так как источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами. В бюджете Унинского <адрес> на 2012 годы, утвержденном решением Унинской <адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № и на плановый перио<адрес> года» программа в области пожарной безопасности МО отсутствует, бюджетные ассигнования на ее реализацию не предусмотрены в бюджете. Просят, в случае удовлетворения заявленных требований установить разумный срок исполнения решения, учитывая, что в 2012 году устранить нарушения не представляется возможным по причине отсутствия финансовых средств. Заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены права и свободы граждан. В соответствии со ст.37,38 ФЗ «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Согласно п.4,10 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имуществ, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписания постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В судебном заседании установлено, что ответчиками Администрацией муниципального образования Унинский <адрес>, и МБУК «Унинское МСКО» на момент подачи искового заявления прокурора района не устранены нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе совместной проверки прокуратуры района и инспектора госпожнадзора по Унинскому <адрес>, а именно: отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС) и система оповещения людей (СОЛ) о пожаре (НПБ 110-03, НПБ 104-03); здание не оборудовано молниезащитой (РД п.1.1 34.122.21-87); деревянные конструкции сцены и чердачного помещения не обработаны огнезащитными составами (ППБ 01-03 п. 150); не проведены замеры сопротивления электроизоляции токоведущих частей осветительного оборудования; проход к пожарным водоемам не расчищен; огнетушители с истекшим сроком годности. Данные обстоятельства кроме объяснений лиц, участвующих в деле, подтверждается материалами дела. Согласно п.п. 3,6 ч.1 ст.8, ст.40 Устава МО «Унинский муниципальный район» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района. В собственности района находится имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. (л.д.30-36) Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц следует, что учредителем МБУК «Унинское МСКО» является МУ Управление культуры администрации Унинского <адрес>. (л.д.37-49). В соответствии с Уставом муниципального бюджетного учреждения культуры Унинского межпоселенческого социально-культурного объединения учредителем является администрация Унинского муниципального района, полномочия собственника имущества осуществляет МУ Управление по вопросам муниципальной собственности и жизнеобеспечения администрации Унинского <адрес>. Учреждение является бюджетным. (л.д.50-65). Согласно представленных сведений, прокуратурой района выдавались представления на устранение нарушений закона в области пожарной безопасности в адрес начальника управления культуры администрации района в декабре 2010 года. (л.д.23-25). Из сообщений начальника управления культуры администрации района следует, что директор МУК Унинское МСКО Вотинова Е.В. привлечена к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, а также данное представление было рассмотрено на совещании работников культуры ДД.ММ.ГГГГ. часть нарушений выполнена в январе-феврале 2011 года. (л.д.26-28) Согласно справки из управление культуры следует, что на устранение нарушений пожарной безопасности в 2012 году выделено 60 тысяч рублей. (л.д.29). Данные обстоятельства также подтверждаются информацией представленной в прокуратуру района о частичной выполненной работой по устранению неисправностей по пожарной безопасности. (л.д.6-22). Таким образом, ответчики законность и обоснованность иска не оспаривают. Они фактически приступили к исполнению требований прокурора района об устранении выявленных нарушений пожарной безопасности. При данных обстоятельствах суд признает требования об устранении нарушений правил пожарной безопасности ответчиками законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ РЕШИЛ: Исковое заявлениея прокурора Унинского <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МО Унинский <адрес> в лице администрации района и муниципальному образованию Унинский муниципальный район <адрес> и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в развлекательных учреждениях с массовым пребыванием граждан – в Сурвайском сельском доме культуры – удовлетворить. Обязать МО Унинский <адрес> в лице администрации района и муниципальное бюджетное учреждение культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение» устранить нарушения пожарной безопасности в развлекательных учреждениях с массовым пребыванием граждан, а именно: в Сурвайском сельском Доме культуры привести в исправное состояние автоматическую установку пожарной сигнализации (АУПС) и систему оповещения людей (СОЛ) о пожаре; оборудовать здание молниезащитой; обработать деревянные конструкции сцены и чердачного помещения огнезащитными составами; сделать замеры сопротивления электроизоляции токоведущих частей осветительного оборудования. Решение может быть обжаловано Кировский областной суд в течении одного месяца со дня вынесения. Судья А.В. Овечкин Копия верна