пожарная безопасность



Копия

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Унинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Овечкина А.В.,

с участием заместителя прокурора Унинского <адрес> Охотниковой Т.В.,

с участием представителя ответчика МБУК «Унинское МСКО» Вотиновой Е.В., представителя администрации Унинского <адрес> Черанева И.И.,

при секретаре Хохриной С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Унинского <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Унинский муниципальный район <адрес>» в лице администрации Унинского <адрес> и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в развлекательных учреждениях с массовым пребыванием граждан

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Унинского <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Унинский муниципальный район <адрес>», в лице администрации Унинского <адрес> и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в развлекательных учреждениях с массовым пребыванием граждан – в Сурвайском сельском доме культуры МБУК «Унинское МСКО».

В исковом заявлении указано, прокуратурой района с привлечением специалиста - дознавателя ОНД Унинского <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности развлекательными учреждениями, расположенными на территории Унинского <адрес>, в ходе которой в Сурвайском сельском доме культуры МБУК «Унинское МСКО» выявлены грубые нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, противодействии терроризму и чрезвычайных ситуациях.

В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п.4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Из содержания ст.7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В Сурвайском сельском доме культуры МБУК «Унинское МСКО», расположенном по адресу д. У. Сурвай <адрес> Унинского <адрес> не соблюдаются требования вышеуказанного законодательства, а именно: отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС) и система оповещения людей (СОЛ) о пожаре (НПБ 110-03, НПБ 104-03); здание не оборудовано молниезащитой (РД п.1.1 34.122.21-87); деревянные конструкции сцены и чердачного помещения не обработаны огнезащитными составами (ППБ 01-03 п. 150); не проведены замеры сопротивления электроизоляции токоведущих частей осветительного оборудования; проход к пожарным водоемам не расчищен; огнетушители с истекшим сроком годности.

<адрес> и специалистами ОГПН Унинского <адрес> неоднократно проводились проверки соблюдения требований пожарной безопасности муниципальных сельских и центрального Домов культуры, выявлялись аналогичные нарушения, начальнику управления культуры прокурором вносилось представление об устранении нарушений закона, директор МУК «Унинское МСКО» привлекался в дисциплинарной ответственности, начальнику управления культуры начальником ОГПН вручались предписания об их устранении, директора Домов культуры привлекались к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Так, за нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ руководитель СДК д.У.Сурвай была привлечена к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ. По результатам проверки, проведенной в декабре 2010 года, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Управления культуры внесено представление об устранении нарушений закона, где были подробно изложены все выявленные нарушения пожарной безопасности относительно каждого дома культуры, в т.ч. Сурвайского СДК. По результатам рассмотрения представления прокурора директор МУК «Унинское МСКУ» привлечена к дисциплинарной ответственности.

Согласно информации начальника Управления культуры от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ проведены работы, не требующие затрат. Иные нарушений требований пожарной безопасности не устранены в виду отсутствия финансовых средств.

Согласно информации Управления культуры администрации Унинского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на устранение нарушений пожарной безопасности на объектах культуры района необходимо 3 млн. 256 тысяч рублей, а именно: установка АПС – 936, 2 тысяч рублей, молниезащиты – 830 тыс. рублей, ремонт электрооборудования и проведение замер сопротивления электропроводки – 660 тысяч рублей, обработка деревянных конструкций огнезащитным составом – 830 тысяч рублей.

Между тем, в перечне муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета Унинского <адрес> на 2012 год, утвержденном решением Унинской <адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете МО Унинский муниципальный район <адрес> на 2012 год и плановый перио<адрес> 2014 годов» программа в области пожарной безопасности муниципального образования отсутствует, бюджетные ассигнования на её реализацию в бюджете района не предусмотрены.

В соответствии с информацией Управления культуры администрации района от ДД.ММ.ГГГГ размер денежных средств, предусмотренных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в культурно-досуговых учреждениях района в 2012 год составляет 60 тысяч рублей.

Таким образом, несмотря на предпринятые меры, до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, надлежащих мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности не принято.

Согласно п.п. 1.5, 1.3 Устава муниципального бюджетного учреждения культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение», утвержденного постановлением главы Унинского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ учреждение является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование Унинский муниципальный район <адрес>. Полномочия Учредителя от имени муниципального образования осуществляет муниципальное учреждение «Администрация Унинского <адрес>». Полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, от имени муниципального образования Унинский муниципальный района <адрес> осуществляет муниципальное учреждение Управление по вопросам муниципальной собственности и жизнеобеспечения администрации Унинского <адрес>.

В соответствии с п. 1.13 Устава учреждение имеет в своем составе следующие структурные подразделения без права юридического лица: Унинский Центральный дом культуры и 12 сельских домов культуры, в том числе Сурвайский дом культуры.

В соответствии с п. 3.2. источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению Учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из районного бюджета в виде субсидий на выполнение муниципального задания; бюджетные инвестиции и субсидии на иные цели и т.п.

Согласно п. 3.1. имущество Учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования Унинский муниципальный район <адрес>, закреплено за ним на праве оперативного управления. В соответствии с п. 3.4. Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным Учредителем Планом финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Соблюдение мер пожарной безопасности в первую очередь направлено на сохранение жизни и здоровья людей. Федеральный закон "О пожарной безопасности" не ставит выполнение правил пожарной безопасности в зависимость от наличия финансирования.

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, эксплуатация указанных выше зданий при наличии таких нарушений создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, как работающих в них, так и посетителей и могут привести к возникновению пожара или другим тяжким последствиям.

В судебном заседании помощник прокурора Унинского <адрес> заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика МБУК «Унинское МСКО» Вотинова Е.В. заявленные требования прокурора района признала частично. Она не оспаривала наличие выявленных нарушений пожарной безопасности и пояснила, что частично нарушения устраняют. Проведены замеры изоляции токоведущих соединений осветительного и иного оборудования. Заказаны и находятся в стадии исполнения схемы эвакуации при пожаре. Подана заявка в управление культуры Унинского муниципального района на выделение финансирования на цели пожарной безопасности. Но для устранения требуется значительный срок для устранения, она просит определить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, она просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель администрации Унинского <адрес> Черанев И.И. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях не иск, в которых указано, что в домах культуры имеются нарушения пожарной безопасности, но администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку согласно ст. 120 ГК РФ в новой редакции, Муниципальные бюджетные учреждения самостоятельно отвечают по своим обязательствам, учредители, в данном случае администрация субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения не несет.

Кроме того Ответчик не может в полной мере удовлетворить требования прокурора, так как источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами. В бюджете Унинского <адрес> на 2012 годы, утвержденном решением Унинской <адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ и на плановый перио<адрес> года» программа в области пожарной безопасности МО отсутствует, бюджетные ассигнования на ее реализацию не предусмотрены в бюджете. Просят, в случае удовлетворения заявленных требований установить разумный срок исполнения решения, учитывая, что в 2012 году устранить нарушения не представляется возможным по причине отсутствия финансовых средств.

Заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены права и свободы граждан.

В соответствии со ст.37,38 ФЗ «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно п.4,10 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имуществ, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписания постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В судебном заседании установлено, что ответчиками Администрацией муниципального образования Унинский <адрес>, и МБУК «Унинское МСКО» на момент подачи искового заявления прокурора района не устранены нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе совместной проверки прокуратуры района и инспектора госпожнадзора по Унинскому <адрес>, а именно: отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС) и система оповещения людей (СОЛ) о пожаре (НПБ 110-03, НПБ 104-03); здание не оборудовано молниезащитой (РД п.1.1 34.122.21-87); деревянные конструкции сцены и чердачного помещения не обработаны огнезащитными составами (ППБ 01-03 п. 150); не проведены замеры сопротивления электроизоляции токоведущих частей осветительного оборудования; проход к пожарным водоемам не расчищен; огнетушители с истекшим сроком годности.

Данные обстоятельства кроме объяснений лиц, участвующих в деле, подтверждается материалами дела.

Согласно п.п. 3,6 ч.1 ст.8, ст.40 Устава МО «Унинский муниципальный район» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района. В собственности района находится имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. (л.д.30-36)

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц следует, что учредителем МБУК «Унинское МСКО» является МУ Управление культуры администрации Унинского <адрес>. (л.д.37-49).

В соответствии с Уставом муниципального бюджетного учреждения культуры Унинского межпоселенческого социально-культурного объединения учредителем является администрация Унинского муниципального района, полномочия собственника имущества осуществляет МУ Управление по вопросам муниципальной собственности и жизнеобеспечения администрации Унинского <адрес>. Учреждение является бюджетным. (л.д.50-65).

Согласно представленных сведений, прокуратурой района выдавались представления на устранение нарушений закона в области пожарной безопасности в адрес начальника управления культуры администрации района в декабре 2010 года. (л.д.23-25).

Из сообщений начальника управления культуры администрации района следует, что директор МУК Унинское МСКО Вотинова Е.В. привлечена к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, а также данное представление было рассмотрено на совещании работников культуры ДД.ММ.ГГГГ. часть нарушений выполнена в январе-феврале 2011 года. (л.д.26-28)

Согласно справки из управление культуры следует, что на устранение нарушений пожарной безопасности в 2012 году выделено 60 тысяч рублей. (л.д.29).

Данные обстоятельства также подтверждаются информацией представленной в прокуратуру района о частичной выполненной работой по устранению неисправностей по пожарной безопасности. (л.д.6-22).

Таким образом, ответчики законность и обоснованность иска не оспаривают. Они фактически приступили к исполнению требований прокурора района об устранении выявленных нарушений пожарной безопасности. При данных обстоятельствах суд признает требования об устранении нарушений правил пожарной безопасности ответчиками законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковое заявлениея прокурора Унинского <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МО Унинский <адрес> в лице администрации района и муниципальному образованию Унинский муниципальный район <адрес> и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в развлекательных учреждениях с массовым пребыванием граждан – в Сурвайском сельском доме культуры – удовлетворить.

Обязать МО Унинский <адрес> в лице администрации района и муниципальное бюджетное учреждение культуры «Унинское межпоселенческое социально-культурное объединение» устранить нарушения пожарной безопасности в развлекательных учреждениях с массовым пребыванием граждан, а именно: в Сурвайском сельском Доме культуры привести в исправное состояние автоматическую установку пожарной сигнализации (АУПС) и систему оповещения людей (СОЛ) о пожаре; оборудовать здание молниезащитой; обработать деревянные конструкции сцены и чердачного помещения огнезащитными составами; сделать замеры сопротивления электроизоляции токоведущих частей осветительного оборудования.

Решение может быть обжаловано Кировский областной суд в течении одного месяца со дня вынесения.

Судья А.В. Овечкин

Копия верна