о предоставлении жилого помещения, выделении денежных средств



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Уни, ФИО4 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Унинский районный суд ФИО4 <адрес> в составе:

председательствующего судьи Фоминых С.М., с участием помощника прокурора прокуратуры <адрес> ФИО4 <адрес> Вотинцевой Т.А.,

истца Мальцевой Е.А.,

при секретаре Шалыгиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Мальцевой Екатерины Александровны к муниципальному учреждению «<адрес> ФИО4 <адрес>» и к ФИО4 <адрес> о предоставлении жилого помещения, выделении денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> ФИО4 <адрес> обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором указал, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения органом опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации <адрес> ФИО4 <адрес>» законодательства о защите жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено следующее.

Мальцева Екатерина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: одинокая мать ФИО3 лишена родительских прав решением Унинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения администрации поселка Уни от ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Е.А. была направлена в учреждение для детей-сирот и до окончания срока пребывания ее в государственном детском учреждении за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Е.А. находилась в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>, затем поступила в КОГОАУ СПО «Куменский государственный аграрно-технологический техникум», которое окончила в июне 2012 года.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ФИО4 <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации <адрес> за Мальцевой Е.А. закреплено право внеочередного предоставления жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Е.А. обратилась в органы опеки и попечительства администрации <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ включена в областной регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений.

Вместе с тем, до настоящего времени Мальцева Е.А. жильем не обеспечена.

Таким образом, администрацией <адрес> не исполняется возложенная на них Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилого помещения Мальцевой Е.А. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО4 <адрес> – предусмотренная этим же Законом обязанность финансирования его приобретения.

Мальцева Е.А. в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение по договору социального найма за счет средств бюджета области жилое помещение на территории <адрес>, общей площадью не ниже установленных социальных норм, и обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления.

На основании изложенного прокурор <адрес> ФИО4 <адрес> просит обязать ФИО4 <адрес> выделить из областного бюджета денежные средства на приобретение жилого помещения для Мальцевой Екатерины Александровны, а также обязать МУ «<адрес> ФИО4 <адрес>» предоставить Мальцевой Екатерине Александровне вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм на территории <адрес> ФИО4 <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора района ФИО9 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, согласна на установление срока исполнения решения суда в течение 3 месяцев с момента его вынесения.

Истец Мальцева Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, возражала против установления срока исполнения решения суда в течение 3 месяцев с момента его вынесения.

Ответчик – МУ «<адрес> ФИО4 <адрес>» в суд своего ФИО4 не направили, просили, по письменному заявлению, рассмотреть дело без их участия, представили письменный отзыв, в котором указано, что администрация <адрес> иск прокурора в интересах Мальцевой Е.А. признает, но просит суд установить реальный срок для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения истцу. Для приобретения жилого помещения администрация в соответствии с законом должна объявить аукцион в электронной форме, провести его. Результат аукциона может быть оформлен не ранее 30 дней со дня объявления. Далее должны последовать регистрационные действия по оформлению права собственности муниципального образования на жилое помещение. В соответствии с нормами законодательства о регистрации прав на недвижимость, на эти действия будет затрачено не менее 30 дней. Учитывая указанные обстоятельства, администрация полагает, что реальный срок для исполнения решения составляет 3 месяца со дня вынесения решения.

ФИО4 <адрес> ФИО10, действующая по доверенности, просит рассмотреть дело в их отсутствие, в иске прокурору отказать. Свои доводы ФИО4 ответчика мотивирует тем, что ФИО4 <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу.

Заслушав помощника прокурора района, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Абзац 4 статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Законом ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО4 <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО4 <адрес> наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда (ст. 1 Закона). Финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета (ст. 2 Закона). Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны вести учет и обеспечивать целевое расходование средств областного бюджета, выделенных для осуществления государственных полномочий (п.2 ч. 2 ст. 3 Закона). Настоящий Закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и вводится в действие ежегодно законом области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом области об областном бюджете предусмотрено предоставление субвенций на осуществление передаваемых настоящим Законом государственных полномочий (ст. 4 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый перио<адрес> 2014 годов", Закон ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО введен в действие на период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени Мальцева Екатерина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.

Так, согласно свидетельству о рождении IV-ИР от ДД.ММ.ГГГГ, выданному отделом ЗАГС <адрес> ФИО4 <адрес>, следует, что Мальцева Екатерина Александровна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ФИО4 <адрес>, ФИО5 указан в качестве отца, ФИО3 указана в качестве матери.

Согласно справе о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Унинским подразделением Куменского МРО ЗАГС, Мальцева Екатерина Александровна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ФИО4 <адрес>, ФИО3 указана в качестве матери, ФИО5 указан в качестве отца. Составлена запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Согласно копии решения Унинского районного суда ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, 1968 года рождения, лишена родительских прав в отношении дочери Мальцевой Екатерины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно справке о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Унинским подразделением Куменского МРО ЗАГС, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно копии распоряжения администрации поселка <адрес> ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , за Мальцевой Екатериной Александровной, 1991 года рождения, сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>, до окончания срока пребывания её в государственном детском учреждении.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной 57-й Пожарной частью л. Уни ФИО4 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в квартире Мальцевой Е.А. по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате пожара квартира уничтожена полностью и восстановлению не подлежит.

Согласно распоряжению главы администрации Унинского муниципального района ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении права внеочередного предоставления жилого помещения несовершеннолетней Мальцевой Екатерине Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», за Мальцевой Е.А. закреплено право внеочередного предоставления жилой площади по достижении совершеннолетия или по окончании ей обучения в учреждениях образования, в том числе во всех видах профессионального образования.

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ , межведомственная комиссия произвела обследование жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 187,9 кв.м. Комиссией установлено, что дом находится в аварийном состоянии и дальнейшая эксплуатация данного дома не возможна, дом подлежит сносу.

Согласно аттестату об основном общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ, Мальцева Екатерина Александровна закончила обучение в МОУ СКОШИ VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <адрес> в 2008 году.

Согласно диплому о начальном профессиональном образовании 43 НПА 0004223 от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , Мальцева Екатерина Александровна закончила обучение в КОГОАУ СПО «Куменский государственный аграрно-технологический техникум» в июне 2012 года.

ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Е.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации <адрес> ФИО4 <адрес> о признании нуждающейся в жилых помещениях или включении в реестр для получения денежных средств на приобретение жилья.

Список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, куда включена Мальцева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был направлен главой <адрес> ФИО4 <адрес> в орган, уполномоченный на ведение регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – департамент образования ФИО4 <адрес>.

Согласно информации МУ «Управление образования администрации <адрес> ФИО4 <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Мальцева Екатерина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, занесена в список лиц, зарегистрированных на территории <адрес> в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья.

Право Мальцевой Е.А. на получение жилого помещения, возникшее при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, администрацией <адрес> ФИО4 <адрес> до настоящего времени не реализовано, в связи с чем, заявленные требования прокурора в части возложения на ответчика – муниципальное учреждение «<адрес> ФИО4 <адрес>» - обязанности предоставить истцу жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм на территории <адрес> ФИО4 <адрес> подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на ФИО4 <адрес> по выделению из бюджета области денежных средств для приобретения истцу жилого помещения, по следующим основаниям.

По закону ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО4 <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО4 <адрес> (далее - органы местного самоуправления) наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда (далее - государственные полномочия), при этом финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета, рассчитанных в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим Законом, которые должны предусматриваться законом о бюджете ФИО4 <адрес> на очередной финансовый год при условии, если законом области об областном бюджете предусмотрено предоставление субвенций на осуществление передаваемых настоящим Законом государственных полномочий.

Закон ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый перио<адрес> 2014 годов" предусматривает бюджетные ассигнования для исполнения бюджетных обязательств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые распределяются и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций (ст. 21).

В целях установления порядка распределения и использования средств областного бюджета на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий, законом ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО была утверждена "Методика расчета субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда".

Таким образом, государственные полномочия по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на органы местного самоуправления с соблюдением установленного законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильём не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

Учитывая перечень необходимых действий администрации Унинского муниципального района для предоставления истцу жилого помещения, включающих в себя, в том числе, необходимость его приобретения и последующей регистрацией права собственности на него, суд считает целесообразным и разумным установить срок исполнения обязательства по настоящему решению в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Согласно п.п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ орган местного самоуправления, которым является администрация Унинского муниципального района ФИО4 <адрес>, освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Унинского муниципального района ФИО4 <адрес> в течение 3 месяцев с момента вынесения решения суда предоставить Мальцевой Екатерине Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм на территории <адрес> ФИО4 <адрес>.

В иске прокурора <адрес> ФИО4 <адрес> в части возложения обязанности на ФИО4 <адрес> выделения из областного бюджета денежных средств на приобретение жилого помещения Мальцевой Екатерине Александровне – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в ФИО4 областной суд через Унинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья С.М. Фоминых