2-483/ 2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Унеча 10 августа 2010 года
Унечский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Поставневой Т.Н.,
при секретаре Марченко Г.В.,
с участием истца Кукуновой Т.В., представителя ответчика Москаленко Т.В. действующей на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску Кукуновой Татьяны Васильевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кукунова Татьяна Васильевна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Унечском районе Брянской области ( далее ГУ УПФР) о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что ей необоснованно не был зачтен в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период с 18 мая 1992 года по 30 сентября 1992 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Просит засчитать в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, указанный период.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции Российской федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственное пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 28 п. 1 п/п 11 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 3 173-ФЗ от 17.12.2001 года ( ред. 29.06.2004) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона ( т. е, для женщин ранее 55 лет), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 30 лет в городах.
Медицинские работники имеют право на льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации ( ст. 63 ч. 1 п. 9 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Из материалов дела усматривается, что истица окончила в 1980 году Новозыбковское медицинское училище по специальности « медицинская сестра общего профиля».
С 1.08.1980 года по 5.08.1982 года работала медсестрой терапевтического отделения Унечской центральной районной больницы, с 19.08.1982 года по 21.05.1985 года участковой медсестрой терапевтического отделения № 2 Светлогорской центральной районной больницы, с 22.05 по 2.10.1985 года участковой медсестрой участка № 9 Светлогорской детской больницы, с 17.10.1985 года по 5.02.1986 года медицинской сестрой поликлинического отделения Узловой больницы ст. Унеча, с 5.02.1986 года переведена на должность медсестры цехового врачебного участка поликлинического отделения, где и работала по 31.12.2004 года, с 1.01.2005 года по настоящее время работает медицинской сестрой амбулаторно-поликлинического отделения НУЗ «Узловая больница на станции Унеча» ОАО «РЖД».
ФИО9, сын истицы, родился 17 ноября 1990 года, поэтому истице с 29.01.1991 года был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения полутора лет, а затем с 18 мая 1992 по 30 сентября 1992 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения деятельностью подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Кукуновой Т.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Это же подтверждается и позицией, изложенной в Определении Верховного Суда от 14.05.2009 года № 19-В09-3.
Лечебный характер работы Кукуновой Т.В. у ответчика по делу сомнения не вызывал и не оспаривался.
Вины Кукуновой Т.В. не имеется, права ее ущемлены и подлежат восстановлению
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения Кукуновой Т.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 18 мая 1992 года по 30 сентября 1992 года также подлежит включению в специальный стаж.
Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за назначением трудовой пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как установлено в судебном заседании, истица Кукунова Т.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Унечском районе по вопросу определения права на назначение досрочной пенсии, что не отрицали в судебном заседании истица и представитель ГУ УПФ РФ в Унечском районе Брянской области. Однако к моменту обращения у нее еще не возникло право на указанную пенсию, как лицу, занимающемуся лечебной деятельностью, поэтому исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с определенной даты, истица не выставляет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кукуновой Татьяны Васильевны удовлетворить.
Включить в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Кукуновой Татьяны Васильевны период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с 18 мая 1992 года по 30 сентября 1992 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья подпись
Копия верна:
Федеральный судья Т.Н. Поставнева