Дело №2-472/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
г.Унеча 13 сентября 2010 года.
Унечский районный суд Брянской области в составе:
судьи Дмитриева А.Н.,
при секретаре Татуйко Т.А.,
с участием заявителя Дмитроченко А.Н.,
представительницы органа местного самоуправления, чьи действия оспариваются, Козыревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дмитроченко Александра Никифоровича об оспаривании действий Унечской городской администрации,
У С Т А Н О В И Л :
Дмитроченко А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Унечской городской администрации, утверждая, что он, являющийся ветераном Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, касающимся обеспечения ветеранов данной войны жильём, передал через свою дочь 25 ноября 2009 года в Унечскую городскую администрацию необходимые документы для того, чтобы его поставили там на жилищный учёт.
1 марта 2010 года он, опять же через дочь, получил из Унечской городской администрации справку о том, что поставлен на учёт лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25 ноября 2009 года под Номер обезличен. Устно же ему было обещано, что он будет обеспечен жилым помещением в течение 2010 года.
Но в июне 2010 года он, при обращении в жилищную комиссию Унечской городской администрации, выяснил, что его фамилия ни в каких списках очередников на получение жилого помещения не значится. Поданные же им в эту администрацию документы почему-то там отсутствуют.
А 6 июля 2010 года Унечская городская администрация письменно отказала ему в постановке на учёт по улучшению жилищных условий.
Дмитроченко считает, что Унечская городская администрация сняла его с учёта на улучшение жилищных условий, не поставив об этом его даже в известность.
Дмитроченко просит суд признать неправомерными действия городской администрации, касающиеся снятия его с очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одновременно он просит суд восстановить его в очереди по улучшению жилищных условий, с момента подачи им для этого документов.
Также заявитель Дмитроченко обращает внимание суда в заявлении, что он проживает в неблагоустроенном доме, в котором пришло в негодность печное отопление, а электропроводка является аварийной (л.д.3-4).
Козырева О.А. – представительница Унечской городской администрации, чьи действия оспариваются, считает: заявление не подлежит удовлетворению, поскольку заявитель Дмитроченко, проживает в собственном доме, имеющем общую площадь 35,9 кв.м., что превышает учётную норму площади жилого помещения на одного человека, то есть он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Она же считает: на жилищный учёт Дмитроченко поставлен не был и, естественно, с этого учёта не мог быть снят.
Выслушав объяснения заявителя Дмитроченко, представительницы Унечской городской администрации, чьи действия оспариваются, Козыревой О.А., заинтересованного лица Гордеенко О.М., ( она давала объяснения в судебном заседании, состоявшемся 27 августа 2010 года. допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях за исключением установленных настоящим Кодексом / ЖК РФ/ случаев ( ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса /ЖК РФ/ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору, такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям ( ч.2 ст.52 ЖК РФ).
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправлении ( далее- орган, осуществляющий принятие на учёт на основании заявления данных граждан (далее- заявление о принятии на учёт), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учёт не по месту своего жительства. Принятие на указанный учёт недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учёт, поданных их законными представителями ( ч.3 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с изложенными законодательными нормами заявитель Дмитроченко- участник Великовой Отечественной войны, он же инвалид с детства вследствие ранения, контузии, полученных в связи с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, проживающий один в доме Номер обезличен по ... в д. Воробьевка ( его жена умерла Дата обезличенаг.), и полагающий, что имеет право в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильём ветеранов Великов Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2010 года № 30, состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, мог быть принят на таковой учёт согласно поданного им заявления именно в Унечской городской администрации – исполнительно- распорядительном органе муниципального образования «Унечское городское поселения, поскольку в силу ст.2 Устава муниципального образования «Унечское городское поселение» д. Воробьевка находится в пределах границ данного муниципального образования.
И таковое заявление о принятии на учёт Дмитроченко подал через свою дочь ФИО11 25 ноября 2009 года в приёмную Унечской городской администрации, что подтвердила в судебном заседании при допросе в качестве свидетеля и FIO6. Сам же Дмитроченко тогда не смог, по состоянию здоровья, явиться в Унечскую городскую администрацию
Кроме того, Козырева О.А. – представительница Унечской городской администрации, чьи действия оспариваются, тоже подтвердила факт подачи Дмитроченко в 2009 году заявления о принятии его на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как, по её утверждению, в электронной базе данных Унечской городской администрации имеются сведения об этом заявлении Дмитроченко.
Также свидетель Пилипушко М.А., работающая с июня 2010 года в Унечской городской администрации в должности специалиста I категории жилищной комиссии, она же с июня 2010 года – секретарь жилищной комиссии при Унечской городской администрации, при допросе показала суду, среди прочего, что в орготделе Унечской городской администрации зарегистрировано поданное Дмитроченко заявление о принятии его на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, суд считает: установленным, что Дмитроченко подал в Унечскую городскую администрацию в 2009 году вышеуказанное заявление, причем 25 ноября 2009 года, так как у суда нет оснований сомневаться в показаниях свидетеля FIO6 о том, что она это заявление подала от имени отца именно 25 ноября 2009 года
Помимо заявления Дмитроченко, в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ, через дочь подал в Унечскую городскую администрацию и иные документы, подтверждающее его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. Это обстоятельство подтверждено не только показаниями свидетеля FIO6, но и объяснениями Козыревой – представительницы Унечской городской администрации о том, что Дмитроченко подал все документы, необходимые для решения вопроса о принятии его на жилищный учёт.
Справкой от Дата обезличена выданной Унечскй городской администрацией на имя ФИО12 подтверждено, что этот заявитель «действительно сдал документы в Унечскую городскую администрацию как ветеран ВОВ ( регистр. Номер обезличен от Дата обезличенаг.).» л.д.5). Оригинал этой справки был представлен суду свидетелем FIO6 и обозрён в судебном заседании.
В связи с изложенным суд считает: требования ч.4 ст.52 ЖК РФ заявителем Дмитроченко были выполнены.
Согласно ч.5 ст.52 ЖК РФ Унечская городская администрация не позднее тридцати рабочих дней со дня представления заявителем Дмитроченко указанных всех документов, предусмотренных ч.4 ст.52 ЖК РФ, должна была через соответствующий свой орган принять решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт Дмитроченко в качестве нуждающегося в жилом помещении. Органом, решающим, в частности, вопросы о принятии гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении является жилищная комиссия, действующая на основании Положения о жилищной комиссии при Унечской городской администрации, утвержденного распоряжением Унечской городской администрации от Дата обезличена года Номер обезличен.
Распоряжением Унечской городской администрации от Дата обезличена года Номер обезличен с Дата обезличена года секретарём указанной жилищной комиссии была назначена Гордеенко О.М, в обязанности которой входили согласно п. 2.2. Положения о жилищной комиссии при Унечской городской администрации и такие как : во время заседания вести протоколы заседания и оформлять решения комиссии по каждому рассмотренному делу.
Решение комиссии отражается в протоколе заседания комиссии и вступает в силу с момента принятия соответствующего решения главой администрации города (п.5.3 Положения о жилищной комиссии при Унечской городской администрации).
Гордеенко О.М. привлечённая судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании, состоявшемся 27 августа 2010 года, пояснила, что в первой половине декабря 2009 года состоялось заседание жилищной комиссии при Унечской городской администрации, на котором было принято решение поставить Дмитроченко в льготный список ветеранов Великой Отечественной войны в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, под номером Номер обезличен с Дата обезличена. Это решение было ею занесено в протокол заседания жилищной комиссии. Она, Гордеенко, Дата обезличена года по просьбе дочери Дмитроченко выдала ей справку на имя заявителя Дмитроченко, которой подтвердила, что Дмитроченко действительно поставлен на жилищный учёт в льготном списке за Номер обезличен с Дата обезличена года. ( Светокопия этой справки имеется нал.д.6, а подлинник этого документа был представлен суду свидетелем FIO6 и обозрен в судебном заседании).
В июне 2010 года она, Гордеенко, уволилась и при увольнении свои дела, включая и папки с протоколами заседания жилищной комиссии, передала новому секретарю жилищной комиссии FIO7, но акта о приёмке-передаче документов между ней и FIO7 не составлялось. (FIO7 при допросе в качестве свидетеля подтвердила, что акта приёмки- передачи документов между Гордеенко и ею не составлялось, а протокола заседания жилищной комиссии, в котором бы решался вопрос о постановке на жилищный учёт заявителя Дмитроченко ею, среди переданных ей Гордеенко документов, обнаружено не было).
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей FIO10, FIO9 - члены жилищной комиссии показали, что им неизвестно: был –ли поставлен на жилищный учёт заявитель Дмитроченко или же нет; как неизвестно им и то, когда решался вопрос о постановке Дмитроченко на таковой учёт. Теплый А.П. – председатель жилищной комиссии в судебное заседание не явился, но направил в суд заявление, в котором указал, что с Дата обезличена года он уволился с Унечской городской администрации, и после этого в заседаниях жилищной комиссии при Унечской городской администрации не участвовал.
Из представленной суду представительницей Унечской городской администрации, чьи действия оспариваются, для обозрения книги регистрации граждан, принимаемых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (льготная очередь) вытекает: всего на этот учёт поставлено 11 граждан, причем последний из них – Дата обезличена года ( Копия данной книги регистрации граждан имеется нал.д.38-41). После Дата обезличена года других записей в этой книге не имеется. Однако, напоминает суд, Дмитроченко только Дата обезличена года подал заявление о постановке его на учёт.
Из объяснения представительницы Унечской городской администрации, чьи действия оспариваются, следует, что решения в виде отдельного правового акта, которым бы было утверждено решение жилищной комиссии по вопросу принятия на жилищный учёт заявителя Дмитроченко, Унечской городской администрацией не выносилось. Вместе с тем, суд считает, что заинтересованное лицо Гордеенко О.М. давала правдивые объяснения о постановке заявителя Дмитроченко в декабре 2009 года на жилищный учёт и справка от Дата обезличена года, выданная ею на имя Дмитроченко о постановке последнего на жилищный учёт в льготном списке за Номер обезличен с Дата обезличена года соответствует действительности, а решение жилищной комиссии при Унечской городской администрации в отношении FIO3 имело место. Так, если бы заявителю FIO3 было отказано в постановке на жилищный учёт, то, в этом случае, Унечская городская администрация должна была, в силу ч.5 ст. 52 ЖК РФ и ч.1 ст.4 Закона Брянской области « О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» № 37-З от 9.06.2006г., с последующими изменениями, ( далее – Закон Брянской области № 37-З), сообщить об этом, не позднее чем через тридцать рабочих дней заявителю, но такового сообщения Унечская городская администрация в адрес Дмитроченко не сделала. Правового акта, как установлено в судебном заседании из объяснения представительницы Унечской городской администрации, в соответствии с ч.2 ст.4 Закона Брянской области № 37-З, об отказе Дмитроченко в постановке на жилищный учёт не издавалось ( не выносилось).
Суд не принимает во внимание доводы представительницы Унечской городской администрации о том, что заявитель Дмитроченко не принимался жилищной комиссией на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как не принимает во внимание и письмо Унечской городской администрации от Дата обезличена года Номер обезличен, направленное в адрес Дмитроченко об отсутствии основании для признания того нуждающимся в жилом помещении и об отсутствии оснований для постановки этого же заявителя на жилищный учёт л.д.17). Поскольку суд считает: на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях Дмитроченко был поставлен с Дата обезличена года, причем в льготной очереди, под Номер обезличен, подтверждением чему являются не только объяснение заинтересованного лица FIO5 – бывшего секретаря жилищной комиссии при Унечской городской администрации и справка, выданная Дата обезличена года (л.д.6), но и письменные возражения на заявление Дмитроченко об оспаривании действий Унечской городской администрации. Так, в данных возращениях Унечская городская администрация, в лице главы этой администрации, указала: «Таким образом, жилищной комиссией Унечской городской администрации было принято правомерное решение об исключении гражданина Дмитроченко А.Н. из льготного списка ветеранов ВОВ, членов семей погибших ( умерших) инвалидов и участников ВОВ в связи с утратой им оснований, для признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.» л.д. 49, второй абзац снизу).
Следовательно, если в письменных возражениях л.д.48-49) на заявление Дмитроченко сама Унечская городская администрация признаёт, что Дмитроченко был по некоемому решению жилищной комиссии исключен «из льготного списка ветеранов ВОВ, членов семей погибших ( умерших) инвалидов и участников ВОВ в связи с утратой им оснований, для признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», значит он, Дмитроченко, ранее состоял на жилищном учёте. /Если бы он на этом учёте не состоял, то его нельзя было бы с такового учёта и из конкретного льготного списка исключить/.
На основании изложенного суд пришёл к убеждению заявитель Дмитроченко действительно был поставлен на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, причем в льготную очередь ( льготный список), а потом был исключён ( снят) из таковых учёта и списка.
Снятие же граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещения происходит в случаях, указанных в ч.2 ст.56 ЖК РФ.
Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ и ч.2 ст. 9 Закона Брянской области №37-З для того, чтобы снять гражданина, в данном случае заявителя Дмитроченко, с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято решение органом, на основании которого гражданин ( заявитель Дмитроченко) был принят на данный учёт. Но, как пояснила в судебном заседании представительница Унечской городской администрации, какого-либо решения о снятии Дмитроченко с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении не принималось, отдельного правового акта о снятии Дмитроченко с этого учёта также не издавалось.
А раз так, то суд делает вывод: снятие заявителя Дмитроченко с указанного учёта является незаконным. Поэтому подлежит удовлетворению требование по заявлению о признании незаконными действий Унечской городской администрации о снятии его, заявителя Дмитроченко, с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В качестве устранения нарушенных прав заявителя суд полагает необходимым обязать Унечскую городскую администрацию восстановить Дмитроченко на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в льготной очереди, с Дата обезличена года. То есть заявление
подлежит удовлетворению.
Одновременно суд полагает нужным разъяснить: Унечская городская администрации, если она полагает, что Дмитроченко не имеет оснований состоять на жилищном учёте, может воспользоваться правом на снятие этого гражданина с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, но в строгом соответствии с действующим жилищным законодательством; в случае, если Унечская городская администрация таким своим правом в будущем воспользуется, Дмитроченко может конкретное решение этой администрации обжаловать, при несогласии с таковым решением.
Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия Унечской городской администрации о снятии Дмитроченко Александра Никифоровича с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Унечскую городскую администрацию восстановить Дмитроченко Александра Никифоровича на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в льготной очереди, с Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.
Судья Дмитриев А.Н.
Решение не вступило в законную силу.