Решение о включении в специальный трудовой стаж конкретных периодов работы.



Дело №2-473/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2010 года г.Унеча

Унечский районный суд Брянской области в составе:

судьи Дмитриева А.Н.

при секретаре Татуйко Т.А.,

а также с участием истца Булова В.А.,

представительницы ответчика Москаленко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булова Владимира Анатольевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Унечском муниципальном районе Брянской области о наложении на это учреждение обязанности по включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода службы по призыву в Вооруженных Силах бывшего СССР,

У С Т А Н О В И Л :

Булова В.А., 1966 года рождения, с Дата обезличена года по Дата обезличена года работал учителем биологии в Роговской восьмилетней школе Почепского района.

С Дата обезличена года по Дата обезличена года он служил по призыву в Советской армии ( в вооруженных Силах бывшего СССР).

С Дата обезличена года по Дата обезличена года Булова трудился учителем начальных классов в школе №39, которая в 1999 году переименована в общеобразовательную школу №4, а в 2000 году перерегистрирована в муниципальное общеобразовательное учреждение (МОУ) «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Унеча Брянской области» ( сокращенно: МОУ СОШ №4 г.Унеча). Потом, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, он работал учителем начальных классов в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Унеча Брянской области». С Дата обезличена года по Дата обезличена года он трудился руководителем ОБЖ (обеспечение безопасности и жизнедеятельности учащихся) МОУ СОШ с.Староселье и МОУ СОШ №5 г.Унеча. С Дата обезличена года Булова работал учителем физкультуры в государственном образовательном учреждении для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, «Унечская школа-интернат», а затем в государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии « Унечская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», в котором продолжает трудиться и в настоящее время.

Решив, что имеет 25-летний педагогический стаж в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и, полагая, что имеющийся стаж педагогической деятельности позволяет воспользоваться правом на назначение (получение) государственной пенсии при выслуге лет, Булова Дата обезличена года подал в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области заявление по вопросу об определении у него права на назначение ему же льготной пенсии по выслуге лет. Однако Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области Дата обезличена года письменно сообщило Булова о том, что права на назначение досрочной пенсии по старости у него не возникло, поскольку на момент обращения Булова в данный пенсионный орган у него, Булова, стаж педагогической деятельности составлял, по мнению пенсионного органа, менее необходимых 25 лет, а именно: 22 года 8 месяцев 10 дней. Так, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области ( далее – Управление Пенсионного фонда) считает, что в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на льготное досрочное назначение трудовой пенсии по старости, нельзя включить в отношении Булова период службы последнего в Советской Армии.

Будучи несогласным с указанным письменным ответом Управления Пенсионного фонда от Дата обезличена года, в части фактического отказа данного пенсионного органа включить в специальных стаж времени военной службы, Булова обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда о наложении на это учреждение обязанности по включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода его, Булова, службы по призыву в вооруженных Силах бывшего СССР.

Представительница ответчика Управления Пенсионного фонда Москаленко Т.В. иск не признала.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста (ст.55 п.5 абз.3 Закона РФ «Об образовании»).

А согласно подп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого же Закона, (то есть - ранее, для мужчин, 60 лет), лицам не менее 25 лет осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии, в частности, с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 этого Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначение указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежат применению Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 г. №449. Однако Правила …, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002. №781, в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009г. №449, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. №516 период службы в Советской Армии не включают ( не засчитывают) в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Вместе с тем, в указанный спорный период времени ( с Дата обезличена года по Дата обезличена года) действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 ( с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 №593, постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 г. №313), Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Однако пунктом 4 вышеуказанного Положения время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением (постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397), приходится на работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Таким образом, для нужного Булова зачета времени службы в Советской Армии, педагогический стаж работы последнего должен составлять не менее 16 лет 8 месяцев.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года №2 -П, а также в ряде его определений, положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2 –П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Период службы истца Булова в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период военной службы истцом подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него такого права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации период военной службы истца Булова с Дата обезличена года по Дата обезличена подлежит включению, в отношении Булова же, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

На основании изложенного суд пришёл к убеждению: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области действовало незаконно, когда не включило Булова, имевшему на момент обращения в данный пенсионный орган более 22 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, в стаж по специальности период службы в Советской Армии ( в Вооруженных Силах СССР).

Таким образом, суд пришёл к убеждению: требование по иску подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Булова Владимира Анатольевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Унечском муниципальном районе Брянской области удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области включить Булова Владимиру Анатольевичу в стаж для назначения трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью период военной службы Булова В.А. по призыву в Вооруженных Силах бывшего СССР с Дата обезличена года по Дата обезличена года..

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.

Судья Дмитриев А.Н.

Решение не вступило в законную силу.