2-502/2010 г. Копия
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Унеча 17 сентября 2010
Унечский районный суд Брянской области
в составе:
председательствующего судья Поставневой Т.Н.
при секретаре Марченко Г.В.
с участием истца заместителя прокурора Унечского района Кондратович Л.И., представителя ответчика Муниципального учреждения здравоохранения «Унечская центральная районная больница» Владимирова А.М., представителя третьего лица Государственного учреждения «Центр занятости населения Унечского района» Поцелуйко О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Унечская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий по созданию рабочих мест для инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Унечского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Унечская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий по созданию рабочих мест для инвалидов,
При этом ссылается на то, что была проведена проверка по факту выполнения ответчиком требований федерального и регионального законодательства о занятости инвалидов. Численность работников Муниципального учреждения здравоохранения «Унечская центральная районная больница» составляет 598 человек, отсюда квота для приема на работу инвалидов составляет 23 человека – 4 % от среднесписочной численности работников, установленная законом Брянской области № 7-З от 9 марта 2005 года «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области». Ответчик не создал и не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты.
В судебном заседании представитель прокуратуры настаивала на требованиях по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что работодатель не должен самостоятельно разыскивать безработных инвалидов и принимать их на работу, обязанность по трудоустройству, поиск вакантных мест, подбор нужных вакансий должен лежать на службе занятости. В связи со спецификой работы учреждения затруднительно создать и адаптировать рабочие места для инвалидов с учетом их индивидуальной программой реабилитации.
Представитель третьего лица Государственного учреждения «Центр занятости населения Унечского района» в судебном заседании указала, что, по ее мнению, исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 45 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Унечского района Брянской области обратился в защиту прав неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями ( инвалидов).
Социальная защита инвалидов- это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ( компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества ( ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ.
Согласно ст. 13 ч. 1 Федерального закона от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций ( включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами ( в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 года № 8-ФЗ), от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 27.12.2009 года № 367-ФЗ). Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе в виде установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно ст. 21 указанного федерального закона, организациям,
численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников ( не менее 2 и не более 4 процентов).
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов- рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Суд особо обращает внимание, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов ( ст. 21 Федерального закона № 181 –ФЗ от 24.11.1995 года).
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
При этом под квотированием понимается резервирование рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите ( инвалидов) в организациях независимо от ее организационно-правовой формы и форм собственности. Квота- это минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которая рассчитывается исходя из среднесписочной численности работников организации.
В соответствии с требованиями ст. 1.2 Закона Брянской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.
Среднесписочная численность работников Муниципального учреждения здравоохранения «Унечская центральная районная больница» составляет 598 человек. Следовательно, данному предприятию установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 23 рабочих места. Работает же в организации только 12 инвалидов. Таким образом, установленная законом квота не соблюдена, рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы и не выделены.
Согласно требованиям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона « О занятости населения в Российской Федерации» рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты должны быть уже созданы и выделены, квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные установленной в счет квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Ссылка представителя ответчика на то, что они не могут создать рабочие места под инвалидов, создать все необходимые условия труда, поскольку рабочее место должно быть адаптированным для инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации неосновательна, поскольку специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты должны быть уже созданы и выделены, принимая на работу инвалида, работодатель должен при необходимости создать для него дополнительные меры по организации труда сего индивидуальной программой реабилитации.
Установление процентного отношения квоты ни федеральным ни законодательством Брянской области не ставится в зависимость от организационно-правовых форм и форм собственности.
Законодательством Брянской области, по сравнению с законодательством некоторых субъектов Российской Федерации, не предусмотрены и снижение размера указанной квоты для организаций, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест условиям труда более 50 % признано условно аттестованными, условия труда-противопоказанными для трудоустройства инвалидов.
Доводы, приведенные представителем ответчика в обоснование своей позиции, свидетельствуют о его несогласии с положениями регионального законодательства.
Между тем, проверка целесообразности на законодательном уровне установления размера квоты для приема на работу инвалидов не входит в компетенцию суда общей юрисдикции.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора, заявленные к ответчику, подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении срок в течение которого решение суда должно бать исполнено.
Учитывая, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, а также дополнительные финансовые затраты, суд полагает целесообразным установить разумный двухмесячный срок после вступления настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Унечская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий по созданию рабочих мест для инвалидов, удовлетворить.
Обязать ответчика Муниципальное учреждение здравоохранения «Унечская центральная районная больница» в двух месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 4 % от среднесписочной численности штата организации и направить информацию о создании указанных рабочих мест в Государственное учреждение «Центр занятости населения Унечского района».
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья подпись
Копия верна:
Федеральный судья Т.Н. Поставнева