Гр.дело №2-517 (10г.)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Унеча «13» сентября 2010 года
Унечский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Балыко А.Н.
при секретаре Кошечко О.Н.,
а также с участием истца Шкраба Александра Николаевича, представителя Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области Панченко Натальи Анатольевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску Шкраба Александра Николаевича к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области о возложении обязанности по включению периода трудовой деятельности в специальный стаж трудовой деятельности, дающий право на назначение досрочной пенсии и назначении досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Шкраба А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области /далее Пенсионный фонд/ в котором просит суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью, период службы в рядах Вооруженных сил СССР с Дата обезличена по Дата обезличена и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью с момента обращения, то есть с Дата обезличена.
В обоснование заявленных требований Шкраба А.Н. указывает, что он, считая, что у него вышел льготный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью обратился Дата обезличена к ответчику /Пенсионному фонду/ с ответствующим заявлением за назначением пенсии, однако, ответчик отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии, исключив при этом из педагогического стажа период службы в рядах Вооруженных сил СССР с Дата обезличена по Дата обезличена Считая отказ Пенсионного фонда неправомерным Шкраба А.Н. обратился в суд с настоящим иском.
В настоящем судебном заседании Шкраба А.Н. в полном объеме поддержал заявленные требования, подробно обосновав свои доводы.
Представитель ответчика – Пенсионного фонда Панченко Н.А. /действовавшая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена/ заявленные требования истца Шкраба А.Н. не признала, подробно обосновав свои доводы в судебном заседании.
Выслушав объяснения истца Шкраба А.Н., представителя Пенсионного фонда Панченко Н.А., изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В силу ст.27 п.1 подпункта 19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В настоящем судебном заседании установлено, что истец Шкраба А.Н. в Дата обезличена году поступил в Новозыбковское педагогическое училище Брянской области на специальность – учитель труда и черчения в 4-8 классах, общеобразовательной школы. Истец окончил Новозыбковское педагогическое училище Брянской области Дата обезличена с получением диплома установленного образца.
Затем, Дата обезличена Шкраба А.Н. был призван на обязательную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, где и прослужил до Дата обезличена.
После прохождения обязательной военной службы прибыл в место постоянного проживания, где Дата обезличена был принят на работу учителем трудового обучения Лыщичской средней школы.
Дата обезличена Лыщичская средняя школа была переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Лыщичи Унечского района Брянской области.
Истец Шкраба А.Н. продолжает трудиться по настоящее время учителем технологии МОУ ООШ с. Лыщичи Унечского района Брянской области.
Судом установлено, что с Дата обезличена по Дата обезличена деятельность истца Шкраба А.Н. непрерывно связана с осуществлением педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении, лишь Дата обезличена. истцом был взят отпуск на один день без сохранения заработной платы.
Дата обезличена Шкраба А.Н. считая, что у него вышел стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обратился в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением и приложенными документами.
Однако, Пенсионный фонд отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж не были включены следующие периоды трудовой деятельности: с Дата обезличена по Дата обезличена обязательная военная служба в рядах Вооруженных Сил СССР; Дата обезличена(один день) отпуск без сохранения заработной платы.
Истец Шкраба А.Н. не согласен с Пенсионным фондом о не включении в специальный стаж педагогической деятельности период прохождения обязательной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с Дата обезличена по Дата обезличена и просит суд включить данный период в льготный стаж.
По убеждению суда, отказ Пенсионного фонда в зачете данного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости является необоснованным, по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Список).
Действующее правовое регулирование не предусматривает включение (зачета) в специальный стаж работы, период службы в Советской Армии, а лишь предусматривает такое право только для лиц, проходящих службу в особых условиях, а не по призыву.
Истец Шкраба А.Н. проходил обязательную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР с Дата обезличена по Дата обезличена и на тот момент пенсионное обеспечение регулировалось Законом СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях».
В соответствии со статей 58 Закона СССР «О государственных пенсиях» Совет Министров СССР принял 17.12.1959г. Постановление № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».
Согласно пункта 1 подпункта «г» Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась учителям в стаж работы по специальности, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 4 данного Положения предусматривалось, что период службы в Вооруженных Силах засчитывался в стаж работы в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Постановление № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953.
Представитель ответчика считает, что в момент обращения истца Шкраба А.Н. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, действовавшее на момент службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения Шкраба А.Н. за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.
Между тем, с таким утверждением представителя ответчика суд не может согласиться, по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 05 ноября 2002 года №320- О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
И, так в указанный спорный период времени действовало вышеуказанное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца Шкраба А.Н. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Следовательно, вышеназванный период службы Шкраба А.Н. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, по убеждению суда, период прохождения истцом Шкраба А.Н. службы в составе Вооруженных Сил СССР с Дата обезличена по Дата обезличена, должен быть полностью включен в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, независимо от времени обращении истца за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначении пенсии по старости, при этом суд учитывает то, что истец Шкраба А.Н. до службы в Вооруженных Силах окончил педагогическое училище, а после службы непосредственно у него следовала педагогическая деятельность по основному месту работы, а поскольку истцом Шкраба А.Н. на момент обращения в Пенсионный фонд выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, и на момент обращения, то есть на 05 Дата обезличена, стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии у него составил более 25 лет, то истцу Шкраба А.Н. необходимо назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью с Дата обезличена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шкраба Александра Николаевича удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области включить Шкраба Александру Николаевичу в специальный стаж трудовой деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с Дата обезличена по Дата обезличена.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области назначить Шкраба Александру Николаевичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью с момента его обращения, то есть Дата обезличена.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Н. Балыко
Решение суда не вступило в законную силу.