о понуждении к совершению действий



Дело 2-606/2010 г. Копия

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Унеча 30 сентября 2010

Унечский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего судьи Поставневой Т.Н.

при секретаре Кащеевой С.А.

с участием помощника прокурора Унечского района Ступак С.Л., представителя Найтоповичской сельской администрации Боярко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Найтоповичской сельской администрации Найтоповичского сельского поселения Унечского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Унечского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Найтоповичской сельской администрации Найтоповичского сельского поселения Унечского района Брянской области о понуждении к совершению действий, указывая, что прокурором Унечского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления сельских поселений законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

При этом ссылается на то, что на территории Найтоповичского сельского поселения находится объект культурного наследия, соответствующий требованиям ст.3 ФЗ РФ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: братская могила советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками ( пос. Строгонов, кладбище) - гос. номер М 406 1501655000.

Указанный объект культурного наследия в собственности сельского поселения не находится. Так же не имеется его и в собственности муниципального района, федеральной собственности и собственности субъекта РФ. Он является бесхозяйным, бремя его содержания и сохранения никто не несет.

Прокурор просит обязать Найтоповичскую сельскую администрацию принять меры по постановке указанного бесхозяйного объекта культурного наследия на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования признал.

Представитель третьего лица Комитета по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области, ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», Унечское отделение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть гражданское дело без их участия, исковые требования считают подлежащими удовлетворению.

Суд, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам ( недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 3 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации к объектам культурного наследия ( памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с вышеназванным Федеральным законом подразделяются на виды, одним из видов которых являются памятники- отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями ; мемориальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения, памятные места, произведения монументального искусства, объекты науки и техники, включая военные.

Установлено, что братская могила советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками ( пос. строгонов, кладбище) является памятником истории и монументального искусства на основании решения исполкома Брянского Совета народных депутатов от 10.07.1979 года № 406).

Следовательно, данный объект культурного наследия, обладающий определенными законом характеристиками, относится к объектам недвижимого имущества.

Это подтверждается и ответом Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области.

В силу требований ст. 15 Федерального закона «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Порядок включения объектов культурного наследия в реестр установлен ст. 18 указанного закона.

Исходя из п. 1 ст. 18 закона «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», федеральный орган охраны объектов культурного наследия органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, археологии, архитектуры, антропологии, эстетики и рекомендуемых для включения в реестр.

Вместе с тем, согласно ответу от 20.07.2010 года Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, а также ответу от 16.07.2010 года Управления имущественных отношений Брянской области объект, указанный в рассматриваемом исковом заявлении, в реестре федерального (государственного ) имущества в Брянской области не значится.

Орган, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, Комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области указал в письменном отзыве на исковое заявление, что объект, указанный в рассматриваемом исковом заявлении, не относится к объектам федерального значения, однако этот орган не отрицает ценность этого объекта с точки зрения истории.

В соответствии с письмом от 3.08.2010 года Аминистрации Унечского района Брянской области в муниципальной собственности Унечского муниципального района памятников истории и монументального искусства нет.

На основании ответа Унечской городской администрации от 13.07.2010 года спорный памятник истории и монументального искусства не находится в муниципальной собственности муниципального образования «Унечское городское поселение».

В архивах бюро технической инвентаризации на вышеперечисленный объект инвентаризационного дела не имеется и никаких номеров тоже.

Следовательно, в собственности городского поселения данный объект не находится. Также не имеется его и в собственности муниципального района, федеральной собственности и собственности субъекта РФ.

Не находится в собственности и Найтоповичского сельского поселения.

Фактически он является бесхозяйным, бремя его содержания и сохранения официально никто не несет.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. п. 4-5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества, которое не имеет собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности, на которые собственники отказались в порядке, предусмотренном ст. 225 и 236 ГК РФ, осуществляются на основании представленного в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Конституция Российской Федерации предусматривает обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В ч. 2 ст. 44 Конституции РФ закреплено право каждого на доступ к культурным ценностям.

Ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В соответствии с п. 13 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследий ( памятников истории и культуры) местного ( муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Ст. 9 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного значения.

До настоящего времени никто прав на указанный объект не заявил.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

Проект решения Правительства, который на настоящий момент не утвержден, будет регулировать вопросы собственности лишь в отношении объектов федерального значения, имевших такой статус по состоянию на 27 декабря 1991 года, которых на территории Унечского района не имеется.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Исключение составляют памятники археологии и объекты федерального значения, имевшие такой статус по состоянию на 27 декабря 1991 года. Они отнесены к собственности РФ.

Объект, указанный в исковом заявлении прокурора Унечского района, имеет статус объекта культурного наследия регионального ( областного) значения, памятником истории и может находиться в любой форме собственности как объект недвижимого имущества. На него распространяется общий порядок постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества ( ст. 225 ГК РФ)- по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

Следовательно, обязанность по обращению в органы государственной регистрации прав для постановки на учет недвижимых объектов культурного наследия, в том числе памятников воинской славы, возложена на органы местного самоуправления.

Объект включен в перечень объектов, расположенных на территории Найтоповичской сельской администрации Найтоповичского сельского поселения.

Особый правовой статус вышеуказанного объекта культурного наследия указывает о необходимости совершения ответчиком установленных законодательством мер.

Бездействие Найтоповичской сельской администрации Найтоповичского сельского поселения Унечского района Брянской области по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам как граждан, проживающих в Унечском районе, так и муниципального образования- Найтоповичского сельского поселения, связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанный объект культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

Отсутствие собственника вышеуказанного объекта культурного наследия является причиной его разрушения либо изменения облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативних воздействий, чем нарушается право каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении срок в течение которого решение суда должно бать исполнено.

Учитывая, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, а также дополнительные финансовые затраты, суд полагает целесообразным установить разумный срок до 1 января 2013 года.

При рассмотрении дела суд учитывает и признание ответчиком иска, что является основаним к удовлетворению иска.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Унечского района Брянской области удовлетворить.

Обязать ответчика Найтоповичскую сельскую администрацию Найтоповичского сельского поселения Унечского района Брянской области принять меры по постановке бесхозяйного объекта культурного наследия: братской могилы советских воинов, погибших в 1943 году в боях с немецко-фашистскими захватчиками ( пос. Строгонов, кладбище) - гос. номер М 406 1501655000 на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья подпись

Копия верна

Федеральный судья Т.Н. Поставнева