Гр.дело № 2-516 (10г.)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Унеча «15» октября 2010 года
Унечский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Балыко А.Н.
при секретаре Кащеевой С.А.,
а также с участием истца Шкода Василия Григорьевича, представителя Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области Москаленко Татьяны Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску Шкода Василия Григорьевича к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области о возложении обязанности по включению периода трудовой деятельности в специальный стаж трудовой деятельности, дающий право на назначение досрочной пенсии и назначении досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Шкода В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области /далее Пенсионный фонд/ в котором просит суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью, период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований Шкода В.Г. указывает, что он, считая, что у него вышел льготный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельность обратился ДД.ММ.ГГГГ к ответчику /Пенсионному фонду/ с соответствующим заявлением за назначением пенсии, однако, ответчик отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии, исключив при этом из педагогического стажа период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В настоящем судебном заседании Шкода В.Г. в полном объеме поддержал заявленные требования, подробно обосновав свои доводы.
Представитель ответчика – Пенсионного фонда Москаленко Т.В. /действовавшая на основании доверенности №03/2 от 11.01.2010г./ заявленные требования истца Шкода В.Г. не признала, подробно обосновав свои доводы в судебном заседании.
Выслушав объяснения истца Шкода В.Г., представителя Пенсионного фонда Москаленко Т.В., допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В силу ст.27 п.1 подпункта 19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В настоящем судебном заседании установлено, что истец Шкода В.Г. ДД.ММ.ГГГГ был призван в ряды Вооруженных Сил СССР, в которых прослужил по ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и ни кем из участников процесса не оспаривается.
После прохождения военной службы Шкода В.Г. прибыл на постоянное место жительства в Брянскую область.
Согласно диплома серии ФВ № истец Шкода В.Г. в 1985 году поступил в Брянский государственный педагогический институт имени академика И.Г. Петровского и окончил в 1990 году по специальности общетехнические дисциплины и труд.
По приказу Клинцовского РОНО Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу воспитателем в Душкинскую вспомогательную школу, что подтверждается записями в трудовой книжке истца.
ДД.ММ.ГГГГ истец по приказу № РОНО от ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность учителя истории и пения Вепринской неполной школы Клинцовского района. В данной школе истец проработал по ДД.ММ.ГГГГ, после чего по приказу РОНО №-в от ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность учителя физической культуры Ущерпской средней школы Клинсцовского района.
По приказу №-к от ДД.ММ.ГГГГ истец Шкода В.Г. был по собственному желанию уволен с должности учителя физической культуры Ущерпской средней школы Клинцовского района и в связи с переездом из района, подвергшегося радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
После чего, по приказу РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен учителем физической культуры Лыщичской школы среднего (полного) общего образования Унечского района Брянской области.
Работая в Лыщичской школе среднего (полного) общего образования Унечского района Брянской области приказом районного отдела образования (РОО) № от ДД.ММ.ГГГГ, истец был переведен на должность и.о. директора школы, а после по приказу РОО № от ДД.ММ.ГГГГ назначен директором школы.
Приказом РОО № от ДД.ММ.ГГГГ Лыщичская школа среднего (полного) общего образования переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу села Лыщичи Унечского района Брянской области, на основании государственной перерегистрации в администрации Унечского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ
Отдел образования администрации Унечского района реорганизован в Управление образования администрация Унечского района (УО).
Приказом УО №-к от ДД.ММ.ГГГГ истец Шкода В.Г. по собственному желанию с должности директора МОУ ООШ <адрес> был уволен и по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность учителя физкультуры и ОБЖ той же школы.
В настоящее время истец Шкода В.Г. продолжает трудиться в МОУ ООШ с. Лыщичи Унечского района Брянской области в должности учителя физкультуры и ОБЖ.
В связи с изложенным, суд пришел к однозначному выводу о том, что трудовая деятельность истца Шкода В.Г. началась ДД.ММ.ГГГГ и непрерывно продолжается по настоящее время, то есть по ДД.ММ.ГГГГ и данная деятельность связана с осуществлением педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении.
ДД.ММ.ГГГГ Шкода В.Г. считая, что у него вышел стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обратился в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением и приложенными документами.
Однако, Пенсионный фонд отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Ответчик не включил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как эти периоды не предусмотрены действующим законодательством.
Истец Шкода В.Г. не согласен с Пенсионным фондом о не включении в специальный стаж педагогической деятельности периодов прохождения обязательной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и просит суд включить данные периоды в льготный стаж.
По убеждению суда, отказ Пенсионного фонда о зачете периода прохождения обязательной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости является необоснованным, по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Список).
Действующее правовое регулирование не предусматривает включение (зачета) в специальный стаж работы, период службы в Советской Армии, а лишь предусматривает такое право только для лиц, проходящих службу в особых условиях, а не по призыву.
Истец Шкода В.Г. проходил обязательную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на тот момент пенсионное обеспечение регулировалось Законом СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях».
В соответствии со статей 58 Закона СССР «О государственных пенсиях» Совет Министров СССР принял 17.12.1959г. Постановление № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».
Согласно пункта 1 подпункта «г» Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась учителям в стаж работы по специальности, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 4 данного Положения предусматривалось, что период службы в Вооруженных Силах засчитывался в стаж работы в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Постановление № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953.
Представитель ответчика считает, что в момент обращения истца Шкода В.Г. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, действовавшее на момент службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения Шкода В.Г. за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.
Между тем, с таким утверждением представителя ответчика суд не может согласиться, по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 05 ноября 2002 года №320- О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
И, так в указанный спорный период времени действовало вышеуказанное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца Шкода В.Г. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Следовательно, вышеназванный период службы Шкода В.Г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, по убеждению суда, период прохождения истцом Шкода В.Г. службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, должен быть полностью включен в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, независимо от времени обращении истца за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначении пенсии по старости, при этом суд учитывает то, что истец Шкода В.Г. после службы в Вооруженных Силах поступил в Брянский государственный педагогический институт имени академика И.Г. Петровского, а затем был принят на работу воспитателем в Душкинскую вспомогательную школу и трудовая деятельность истца непрерывно продолжается по настоящее время и связана с осуществлением педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении.
Что же касается исковых требований истца о включение в специальный стаж трудовой деятельности, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то по убеждению суда данные периоды также подлежат включению в специальный стаж, по следующим обстоятельствам.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу же ст.187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В судебном заседании установлено, что в период осуществления своей трудовой деятельности по осуществлению педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении истец был направлен работодателем на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и за ним на этот период сохранялась средняя заработная плата и место работы, были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд, что не оспаривается в судебном заседании сторонами по делу.
Следовательно, период пребывания истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в льготный трудовой стаж.
Поскольку у истца Шкода В.Г. на момент обращения в Пенсионный фонд выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, и на момент обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии у него составил более 25 лет, то истцу Шкода В.Г. необходимо назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента его обращения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шкода Василия Григорьевича удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области включить Шкода Василию Григорьевичу в специальный стаж трудовой деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском районе Брянской области назначить Шкода Василию Григорьевичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью с момента его обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Н. Балыко
Решение суда не вступило в законную силу.