Гр.дело № 2-644 (10г.)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Унеча «11» октября 2010 года
Унечский районный суд Брянской области в составе:
судьи Унечского районного суда Балыко А.Н.
при секретаре Сухоруковой Е.Е.,
а также с участием помощника прокурора Унечского района Брянской области Коварда Алексея Николаевича, представителя ответчика – Унечского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального обслуживания Разгонова Юрия Николаевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Унечского района Брянской области обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к Унечскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального обслуживания о возложении обязанности по принятию мер по разработке проекта санитарно-защитной зоны для полигона твердо-бытовых отходов и утверждении его в установленном порядке,
УСТАНОВИЛ:Прокурор Унечского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Унечскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального обслуживания /далее Унечское МУП ЖКО/, в котором просит суд обязать ответчика принять меры по разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона твердо-бытовых отходов и утверждении его в установленном порядке.
В обоснование заявленных требований Прокурор указывает, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Унечское МУП ЖКО занимается деятельностью по предоставлению коммунальных услуг населению. В ведении предприятия находится полигон для твердых бытовых отходов. Полигон ТБО эксплуатируется с 2001 года и находится на балансе МУП ЖКО с 2003 года. Полигон располагается на расстоянии 3 км. от г. Унеча. На момент проверки и до настоящего времени МУП ЖКО не имеет утвержденного в установленном порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является грубым нарушением действующего законодательства.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора Унечского района – Коварда А.Н. в полном объеме поддержал заявленные требования, подробно обосновав свою позицию.
Представитель ответчика – Унечского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального обслуживания Разгонова Ю.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме признал требования истца, подробно обосновав свою позицию в судебном заседании.
Выслушав объяснения помощника прокурора Унечского района Коварда А.Н., представителя ответчика Разгонова Ю.Н., изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.
Конституция РФ в ст. 42 определяет право каждого на благоприятную окружающую среду, которое невозможно без санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, Государственной Думой РФ был 12 марта 1999 года был принят Федеральный закон от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» /далее ФЗ №52/, который одобрен Советом Федерации 17.03.1999г.
Это благополучие Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяется как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статьей 11 ФЗ №52 установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу пункта 1 ст. 20 ФЗ №52, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Пунктами 2.1, 2.2, 2.5, 3.1 и 3.10 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) 2.1., предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. При этом, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной.
Прокуратурой Унечского района Брянской области была в целях проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в части соблюдения режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведена проверка Унечского муниципального предприятия жилищно-коммунального обслуживания в части предоставления коммунальных услуг населению.
В ходе проведенной проверки было установлено, что Унечское МУП ЖКО осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, сортировке, размещению (захоронению) опасных отходов и в их ведении находится полигон для твердо-бытовых отходов (ТБО).
Данный полигон находится на удаленности 3-х км. от города Унеча и эксплуатируется с 2001 года, является муниципальной собственность Унечского района и находится на балансе Унечского МУП ЖКО с 2003 года.
В соответствие с санитарной классификацией сооружений санитарно-технической транспортной инфраструктуры, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов относятся к объектам 1-го класса опасности, для которых устанавливается санитарно-защитная зона. (СЗЗ) 1000 м.
Границы единой нормативной СЗЗ для указанной группы предприятий определены в соответствии с действующей санитарной классификацией (раздел 7.1.12 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 «О введение в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПнН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).
Промышленные объекты и производства 1-3 классов опасности, являющиеся источниками воздействия на окружающую среду, должны иметь установленные санитарно-защитные зоны.
Деятельность объектов и производства 1-3 классов опасности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оказывает вредное воздействие на человека и среду его обитания.
Отсутствие санитарно-защитных зон вокруг промышленных объектов и производств 1-3 классов опасности создает потенциальную угрозу причинения вреда человеку и среде его обитания, так как по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме и предназначена для уменьшения воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1-2 классов опасности - как для значении, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Как на момент проведения прокуратурой Унечского района Брянской области проверки, так и до настоящего времени Унечское МУП ЖКО не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является грубым нарушением указанных выше нормативных актов.
В настоящем судебном заседании представитель ответчика – Унечского МУП ЖКО Разгонов Ю.Н. заявленные требования прокурора Унечского района Брянской области признал полностью, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Унечское МУП ЖКО заключило договор на разработку проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) полигона по захоронению и складированию твердых бытовых отходов в г. Унеча, предоставив суду подтверждающие документы. Данное признание представителем ответчика занесено в протокол судебного заседания и им же подписано.
Суд, считает возможным принять признание иска прокурора Унечского района Брянской области представителем ответчика Разгоновым Ю.Н., поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 198 ч.4 абз. 2 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Исковые требования прокурора Унечского района Брянской области удовлетворить.
Обязать Унечское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального обслуживания разработать проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) полигона по захоронению и складированию твердых бытовых отходов в г. Унеча Брянской области и утвердить его в установленном порядке, в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Унечского районного суда А.Н. Балыко
Решение суда не вступило в законную силу.