Дело 2-572/2010 год Копия
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Унеча 12 октября 2010
Унечский районный суд Брянской области
в составе:
председательствующего судьи Поставневой Т.Н.
при секретаре Марченко Г.В.
с участием адвоката Шук П.С., представителя ответчика Козыревой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску Шук Павла Семеновича, действующего по нотариально удостоверенной доверенности, в интересах Жировой Екатерины Илларионовны к Унечской городской администрации о признании незаконным отказа в принятии ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении на ответчика обязанности поставить Жирову Екатерину Илларионовну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Шук П.С., действующий по нотариально удостоверенной доверенности, в интересах Жировой Екатерины Илларионовны обратился в суд с иском к Унечской городской администрации о признании незаконным отказа в принятии ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении на ответчика обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При этом ссылается на то, что Жирова Е.И. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, своего жилья не имеет, зарегистрирована и проживает в <адрес>. 10 по <адрес> в г. Унеча Брянской области, которая принадлежит ее сыну, ФИО3. Более того она вселена в вышеуказанную квартиру на основании договора коммерческого найма от 4 марта 2010 года. В связи с этим она обратилась к ответчику с письменным заявлением об улучшении жилищных условий, но решением жилищной комиссии от 9 июля 2010 года ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Истица Жирова Е.И. в судебное заседание не явилась.
Представитель истца адвокат Шук П.С., действующий на основании доверенности и ордера, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Пояснил, что истица Жирова Е.И. не является членом семьи своего сына, собственника <адрес>, в г. Унеча на ул. <адрес> так как насильно нельзя признать человека членом семьи собственника, просит при этом учесть, что Жирова Е.И. имеет свое мировоззрение, свой характер, самостоятельно ведет хозяйство, ранее добровольно подарила жилое помещение своему сыну, а впоследствии заключила со своим сыном, собственником квартиры, договор коммерческого найма.
Представитель ответчика Унечской городской администрации иск не признала, пояснив, что решением жилищной комиссии в приеме на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истице отказано. Общая площадь занимаемого ею жилого помещения более учетной нормы на человека, кроме этого она является членом семьи собственника жилого помещения, предоставленная в жилищную комиссию копия договора коммерческого найма не содержит даты составления, а поэтому договор не мог быть признан заключенным, истицей не был предоставлен договор дарения, кроме этого договор дарения и договор коммерческого найма свидетельствуют о намеренном совершении ею и ее сыном действий направленных на ухудшение жилищных условий
Представитель ГУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, пояснив, что их учреждением был составлен акт обследования материально- бытовых условий проживания Жировой Е.И., в функции ГУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района» не входит постановка на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель Департамента по строительству в Брянской области в судебное заседание не явился.
В силу ст.167 ГПК РФ суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, материалы учетного дела, находящегося в жилищной комиссии, ветерана Великой Отечественной войны, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» ( с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ») инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. предусмотрено обеспечение ветеранов жильем за счет средств федерального бюджета.
Истица Жирова Е.И. является участником Великой Отечественной войны, имеет 2 группу инвалидности общего заболевания.
Истице на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от 23.11.1992 года, постановления администрации г. Унеча Брянской области от 23.11.1992 года № 600, регистрационного удостоверения № 213, выданного БТИ г. Унеча 26.11.1992 года на праве собственности принадлежала двухкомнатная квартира общей площадью 44,0 кв. м, расположенная на третьем этаже, находящаяся по адресу: Брянская обл., г. Унеча, ул. <адрес>
11 февраля 2010 года между истицей Жировой Е.И. и ее сыном ФИО3 оформлен договор дарения указанной квартиры. Договор зарегистрирован 4 марта 2010 года.
4 марта 2010 года оформлено и свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО3 на эту квартиру.
На основании предоставленной в суд истицей ксерокопии договора коммерческого найма жилого помещения ( датирован на ксерокопии 4 марта 2010 года) истица Жирова Е.И. стала нанимателем <адрес>. 10 по <адрес> в г. Унеча, которую она же подарила своему сыну ФИО3 ( по договору коммерческого найма наймодателю).
Довод представителя истца адвоката Шук П.С. о том, что Жирова Е.И. не является членом семьи собственника квартиры, суд считает несостоятельным.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, подп. А п. 11 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 2.07.2009 года № 14 вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ.
В силу ст. 31 ЖК РФ членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении, в частности, родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Жирова Е.И. приходится ФИО3, собственнику жилого помещения, в котором она проживает, родной матерью, а поэтому суд считает ее членом семьи ФИО3.
Исходя из абз. 4 п. 13 вышеназванного Постановления Пленума ВС РФ и положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ следует, что отсутствие факта ведения общего хозяйства между собственником жилого помещения ( сыном ) и лицом, вселенным им в данное жилое помещение ( матерью), либо прекращение ими ведения общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Данное обстоятельство оценивается судом в совокупности с иными доказательствами по делу.
Ссылка представителя истца на тот факт, что истица самостоятельна в финансовом положении, питается и ведет хозяйство отдельно от собственника жилого помещения не имеет юридического значения и не может свидетельствовать о прекращении между истцом и собственником жилого помещения семейных отношений.
Ссылка истца на положение подп. «б» п. 11 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» от 2.07.2009 года № 14 несостоятельна, поскольку в данном подпункте речь идет о признании членами семьи собственника жилого помещения других родственников ( кроме супруга, детей, родителей данного собственника) независимо от степени родства и нетрудоспособных иждивенцев как самого собственника так и членов его семьи, и в исключительных случаях иных граждан ( например, лицо проживающие совместно с собственником без регистрации брака).
Согласно п. 1-2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане : не являющиеся нанимателями ( членами семьи нанимателя) жилых помещений по договорам социального найма жилого помещения, либо собственниками ( членами семьи собственника) жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками ( членами семьи собственника) жилого помещения, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного гражданина менее учетной нормы.
Жирова Е.И. обратилась в жилищную комиссию Унечской городской администрации с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности.
Поэтому именно это основание и проверялось членами жилищной комиссии, а также на основании тех документов, которые были истцом предоставлены.
Причем, перечень и содержание документов, предоставленных истицей в жилищную комиссию не оспаривался и не оспаривается истицей и ее представителем.
На день вынесения решения жилищной комиссией и отказа истице в постановке на учет в распоряжении членов жилищной комиссии не был предоставлен договор дарения квартиры от 11.02.2010 года, а поэтому они не могли предугадать, что именно истица является дарителем квартиры.
Доказательств, опровергающих это, истцом и его представителем не предоставлено.
В предоставленной справке о составе семьи указано 2 человека члена семьи, а именно: истица и ее сын ФИО3
Следовательно, учитывалось именно это число лиц при установлении обеспеченности общей площадью жилого помещения. Кроме этого копия домовой книги, предоставленная истцом в жилищную комиссию, также подтверждала, что в квартире зарегистрированы 2 человека : истица и ее сын ФИО3
Подлинник договора коммерческого найма жилого помещения, предоставленный в жилищную комиссию ( и находящийся в материалах учетного дела), действительно не содержит даты заключения договора, а п. 5.1 данного договора предусматривает условие, что договор заключен сроком на пять лет и вступает в силу с момента его заключения.
Следовательно, члены жилищной комиссии правомерно не приняли во внимание данный договор.
На основании предоставленных в жилищную комиссию Унечской городской администрации документов членами комиссии было принято правомерное решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку Жирова Е.И. является членом семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрирована и фактически проживает и обеспечена жилым помещением общей площадью на одного человека более учетной нормы 22 кв. м.
В соответствии с Решением Унечского городского Совета народных депутатов «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» от 26.02.2007 года № 1-110 учетная норма площади жилого помещения на территории Унечского городского поселения составляет 12 кв. м общей площади помещения на одного члена семьи.
Кроме этого суд обращает внимание на следующее.
При рассмотрении и разрешении настоящего гражданского дела суд, в силу ст. 246 ГПК РФ, проверяет правомерность оспариваемых действий в полном объеме, не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Предоставленные истицей договор дарения и договор коммерческого найма свидетельствует о намеренном совершении ею и сыном действий, направленных на ухудшение жилищных условий истицы с целью получения мер государственной поддержки по предоставлению жилья, предусмотренных Указом Президента РФ от 7.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» и ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.
Согласно ст. 53 ЖК РФ и ст. 5 Закона Брянской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставленных по договорам социального найма, на территории Брянской области» от 9.06.2006 года № 37-З граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Эта позиция подтверждается и Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 «По вопросу обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших ( умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны».
Факт сознательного ухудшения жилищных условий подтверждается следующим.
Об этом свидетельствуют фактические обстоятельства и последовательность действий истицы.
Подарив данную квартиру, истица злоупотребила своим правом, поскольку договор дарения был оформлен 11 февраля 2010 года, зарегистрирован 4 марта 2010 года, то есть уже после принятия и вступления в законную силу норм на получение мер государственной поддержки по предоставлению жилья.
При этом суд обращает внимание, что истица на момент заключения данного договора дарения <адрес>. 10 по <адрес> в г. Унеча Брянской области знала о том, что государство расширило меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, выделив данную категорию граждан из общего порядка предоставления жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно заявлению без даты установленной формы о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поданного от имени истицы в Унечскую городскую администрацию, истица ставит основание принятия ее на учет : отсутствие жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности.
Суд обращает внимание на то, что ранее Жировой Е.И. 16 марта 2010 года было написано заявление рукописным способом.
То есть истица просила поставить ее на очередь спустя 12 дней после официальной государственной регистрации 4.03.2010 года договора дарения квартиры и оформления договора коммерческого найма жилого помещения.
Сбор документов производился спустя 8 дней после официальной государственной регистрации договора дарения квартиры.
Так, уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области датировано 12 марта 2010 года № 09/001/2010 -482.
Справка из ГУП «Брянскоблтехинвентраризация» об отсутствии квартир и индивидуальных домовладений в собственности у Жировой Е.И. датирована также 12 марта 2010 года №.
Справка о составе семьи, предоставленная в жилищную комиссию содержит сведения о составе ее семьи из 2 человек: ее и ее сына, а в справке предоставленной в суд состав семьи уже 3 человека, в том числе и племянник ФИО6 То есть истицей предпринята попытка к расширению числа проживающих и зарегистрированных в жилом помещении и уменьшению площади жилого помещения на одного человека.
Сведений о проживании в квартире еще и гражданской жены сына истицы ФИО3, несовершеннолетнего ребенка ( внука истицы) ( на что ссылается в судебном заседании представитель истца ) в жилищную комиссию предоставлено не было как не предоставлено подобных сведений и суду на момент судебного разбирательства.
В договоре коммерческого найма предоставленной в материалы гражданского дела дата 4 марта 2010 года, то есть истица зарегистрировав ( безвозмездно) договор дарения 4 марта 2010 года в тот же день оформляет и ( возмездный) договор найма с оплатой за проживание 500 руб. ежемесячно.
Следовательно, переход права собственности на квартиру не связывается с состоянием здоровья истицы и необходимостью постоянного ухода за ней со стороны своего сына ФИО3, не связан и с тяжелым материальным положением истицы, так как она добровольно отказалась от собственности на квартиру и тут же возложила на себя обязанности нести дополнительные расходы по оплате найма квартиры.
Довод представителя истца о том, что квартира была до договора дарения в собственности истицы и ее сына ( в последующем одаряемого) опровергается самим договором дарения от 11.02.2010 года, в котором указывается на то, что лишь истица была собственником <адрес>. 10 по <адрес> в г. Унеча Брянской области.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что истицей в жилищную комиссию предоставлены договор коммерческого найма ( подлинник) без даты заключения, а в суд к иску приложена ксерокопия данного договора, но уже содержащая дату составления, кроме этого в жилищную комиссию была предоставлена ксерокопия домовой книги, которая отличается от домовой книги, имеющейся в распоряжении суда.
Поэтому суд доводы истицы о правильном оформлению ею документов при подаче в жилищную комиссию, берет под сомнение.
Отдел социальной защиты формирует списки ветеранов и инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий.
До заключения договора дарения квартиры, а в последующем и договора коммерческого найма проводилось обследование материально-бытовых условий проживания ветерана Великой Отечественной войны Жировой Е.И., составлен акт от 17.11.2009 года.
То есть переоформление прав на квартиру стало производиться истицей ФИО2 уже после составленного акта обследования, согласно которого членом ее семьи значится лишь ее сын ФИО3, а она « на учете не состоит и исходя из условий проживания не нуждается в улучшении жилищных условий».
В силу ст. 54 ЖК РФ содержит перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся, в частности, если предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок ( то есть 5 лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий).
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о правомерном отказе жилищной комиссии истице в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, у истицы отсутствуют основания для постановки ее на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать Жировой Екатерине Илларионовне в удовлетворении исковых требований, заявленных адвокатом Шук Павлом Семеновичем в ее интересах, к Унечской городской администрации о признании незаконным отказа в принятии ее как ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на ответчика обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.
Федеральный судья Т.Н. Поставнева