Решение об обжаловании действий ГУЗ `ОСЗН Унечского района`



Гр.дело № 2-553 (10г.)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Унеча «06» октября 2010 года

Унечский районный суд Брянской области в составе:

судьи Унечского районного суда Балыко А.Н.

при секретаре Сухоруковой Е.Е.,

а также с участием истицы Макаровой Инессы Ивановны, представителя ответчика Государственного учреждения « Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» - Ефременко Оксаны Дмитриевны, третьего лица Стрижак Татьяны Николаевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску Макаровой Инессы Ивановны к отделу социальной защиты населения Унечского района Брянской области о признании действий Государственного учреждения « Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» по предоставлению льготы по оплате коммунальных услуг по статье «содержание и ремонт, отопление» незаконными, и о возложении обязанности на ответчика по предоставлению ей льготы начиная с августа 2010 года, суд

У С Т А Н О В И Л :

Макарова И.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению « Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» /далее ОСЗН/, в котором просит суд взыскать с ответчика недоплаченную сумму за отопление за 3 месяца в размере 653 руб.67 коп., за содержание и ремонт за 3 месяца в размере 303 руб.06 коп. и обязать ответчика в дальнейшем, начиная с августа 2010 года, производить ей начисление этих коммунальных услуг с учетом льготы, предусмотренной действующим законодательствам.

В обоснование заявленных требований истица Макарова И.И. указывает в исковом заявлении, что она является инвалидом 2 группы и ветераном труда. С того момента как ей установлено 2 группа инвалидности, ей стали предоставлять 50% льготу по оплате коммунальных услуг. С мая 2010 года компенсацию начисляет ответчик за отопление и содержание и предоставляет льготу из расчета 22 кв.м., без учета 10 кв.м. дополнительной площади по заболеванию. С истицей прописана её дочь Стрижак Т.Н., которая проживает раздельно, она более 10 лет проживает по годовой временной регистрации по адресу: <адрес> вместе со своими детьми, то есть фактически она проживает одна. В этой связи, она имеет право на получение льготы на содержание и отопление 33 кв.м. + 10 кв.м. дополнительно.

В настоящем судебном заседании истица Макарова И.И. уменьшила размер исковых требований, просила суд признать действия ОСЗН в части предоставления ей льготы за отопление, содержание и ремонт с мая по июль (включительно) 2010 года незаконными, обязать ответчика в дальнейшем, начиная с августа 2010 года, производить ей начисление этих коммунальных услуг с учетом льгот, предусмотренных Федеральными Законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», согласно представленного ее расчета, без учета ее дочери Стрижак Т.Н., которая зарегистрирована в ее квартире, так как ее дочь фактически не проживает в ее квартире, а в части искового требования о взыскания недоплаченной суммы за отопление, содержание и ремонт, истица Макарова И.И. отказалась, подробно обосновав свои доводы.

Представитель отдела социальной защиты населения Унечского района Брянской области Ефременко О.Д., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования Макаровой И.И. не признала, подробно обосновав свою позицию.

Третье лицо на стороне истицы – Стрижак Т.Н. в полном объеме поддержала заявленные требования, считая, что требования истицы подлежат полному удовлетворению, по изложенным в судебном заседании доводам.

Выслушав объяснения истицы Макаровой И.И., представителя ответчика Ефременко О.Д., третьего лица Стрижак Т.Н., изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.

Истица Макарова И.И. проживает в приватизированной <адрес>. Установлено, что в квартире истицы Макаровой И.И. зарегистрирована с 1997 года ее дочь Стрижак Т.Н., что подтверждается материалами дела.

Макаровой И.И. ДД.ММ.ГГГГ году экспертной комиссией в установленном законом порядке была установлена вторая группа инвалидности вследствие общего заболевания и учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы выдана справка серии ВТЭ-103 номер №. Данная инвалидность истице была установлена бессрочно, то есть без последующего переосвидетельствования.

Истице Макаровой И.И. предоставляется компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Истица Макарова И.И. считает, что ответчик неправильно ей предоставляет льготу в размере 50% за содержание и ремонт, за отопление.

Основанием предоставления таких льгот гражданам из числа инвалидов, проживающих в Брянской области, являлось постановление администрации области от 20 марта 2001г. №93 «Об утверждении временного порядка финансирования расходов на реализацию федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О ветеранах»», которое признано утратившим силу с 1 января 2005г. в связи с принятием указанным органом власти другого акта - постановления от 27 января 2005г. №13 «О реализации законов Брянской области» от 10 декабря 2004г. №91-3 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области» и от 10 декабря 2004г. №89-3 «О социальной поддержке жертв политических репрессий».

На федеральном уровне правоотношения, связанные с предоставлением льготы по оплате жилья инвалидам, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №181-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 13 ст. 17 названного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Данные полномочия Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании ст. 28.2 Федерального закона №181-ФЗ.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Таким образом, Федеральным законом №181-ФЗ установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Понятие жилищного фонда и его видов приведены в Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ).

Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд -совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду.

При этом ЖК РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).

В связи с этим, право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в многоквартирных домах в квартирах, принадлежащих к частному жилищному фонду, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения, не имеют.

Следовательно, истица Макарова И.И. в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», как инвалид 2-ой группы, проживающая в квартире, находящейся в многоквартирном доме и принадлежащей ей на праве собственности право на предоставление ей 50% скидки на оплату жилого помещения (содержание и ремонт), не имеет, о чем и указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2008 года, утвержденный Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 04 марта 2009 года и от 25 марта 2009 года.

И так, в судебном заседании установлено, что истице Макаровой И.И. принадлежит квартира на праве собственности, в котором также зарегистрирована ее дочь Стрижак Т.Н., и меры социальной поддержки по оплате этого жилого помещения (содержание и ремонт), предоставляются истице, как ветерану труда в размере 50%.

Статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона Брянской области №91-З от 10 декабря 2004 года « О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области», мера социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляется в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством Брянской области.

Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Согласно Постановления администрации Брянской области №118 от 20 февраля 2006 года « О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и решения Унечского районного Совета народных депутатов Унечского района №135 от 19.11.1999 года, стандарт социальной нормы площади жилья на одного члена семьи составляет 21 кв.м. или 42 кв.м.- на семью из двух человек.

Согласно решения Унечского городского Совета народных депутатов №2-337 от 23 декабря 2009 года размер платежа за содержание и ремонт за 1кв.м. составляет 9 руб.20 коп. (тариф), а по решению Унечского городского Совета народных депутатов №2-352 от 28 января 2010 года тариф за отопление составляет 21 руб.68 коп.

Согласно представленных суду документов видно, что истице Макаровой И.И. компенсация по оплате жилья (содержание и ремонт жилья), за отопление, которые по существу и оспариваются истицей, начисляется следующим образом: содержание и ремонт - 21 кв.м.(норматив площади) х 9,20 руб. (тариф) х 50% = 96 руб.60 коп., за отопление – 44,2кв.м.(площадь квартиры) : 2 (состав семьи) х 21руб.68коп.(тариф) х 50% = 239 руб.56 коп.

Таким образом, данная компенсация за содержание и ремонт, отопление, по убеждению суда, ответчиком производится правильно и законно.

Утверждение же истицы Макаровой И.И. о том, что она, как одиноко проживающая, имеет право на получение льготы по оплате за жилье (содержание и ремонт) и за отопление с учетом социальной нормы площади не 21 кв.м., а 33 кв.м., является не обоснованным, поскольку стандарт этой указанной социальной нормы в размере 33 кв.м., согласно Постановления администрации Брянской области №118 от 20 февраля 2006 года « О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и решения Унечского районного Совета народных депутатов Унечского района №135 от 19.11.1999 года, установлен на одиноко проживающих граждан, а в данном случае установлено, что в квартире истицы Макаровой И.И. на постоянной основе с 29.09.1997 года и по настоящее время зарегистрирована ее дочь Стрижак Т.Н.

Согласно свидетельства № о регистрации по месту пребывания, выданного органом регистрационного учета, Стрижак Т.Н. временно до ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированной по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением №307 от 23 мая 2006 года Правительством Российской Федерации были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008 года, от 29.07.2010 года №580), (далее Правила).

Пунктами 54, 55 раздела 6 (Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом доме) вышеуказанных Правил предусмотрено, что при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение, при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета, по соответствующим видам коммунальных услуг.

То есть, вышеуказанными Правилами предусмотрен перерасчет размера платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителя, но только на отдельные виды коммунальных услуг, указанные в п.54 Правил, и данные Правила не предусматривают перерасчета размера платы за содержание и ремонт и отопление.

Истица Макарова И.И. в судебном заседании пояснила, что именно к газоснабжению относится и отопление, а поэтому она считает, что ответчик обязан был и сделать перерасчет. По убеждению суда, данное мнение истицы Макаровой И.И. является ошибочным, по следующим основаниям.

Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). То есть, отопление является отдельным видом коммунальных услуг.

Утверждение истицы Макаровой И.И. о том, что ответчик должен предоставлять льготу за содержание и отопление еще и с учетом 10 кв.м. дополнительной площади, представив при этом суду справку№225 от 05 июня 1992 года, выданную врачебно-консультативной комиссией при поликлинике №82 Советского района г.Москвы, по убеждению суда является необоснованным, поскольку истица Макарова И.И. не представила суду никаких доказательств, которые бы подтверждали о том, что истице предоставлялась эта дополнительная площадь, что она пользуется дополнительной площадью, в том числе и не представила специальное удостоверение, подтверждающее право на дополнительную площадь, так как согласно Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930 года, на основании которого выдавалась справка №225 (как указано в справке), права на дополнительную площадь устанавливается специальными удостоверениями.

Что же касается остальных коммунальных услуг: водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, канализация, то истице Макаровой И.И. на законном основании предоставляется по этим всем видам коммунальных услуг льгота в размере 50%.

Таким образом, суд считает, что истице Макаровой И.И. за май, июнь, июль 2010 года на законном основании ответчиком была произведена ежемесячная денежная компенсация по оплате за содержание и ремонт жилья, отопление, следовательно, исковые требования истицы удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований, Макаровой Инессы Ивановны к Государственному учреждению «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» о признании действий по предоставлению ей льготы по оплате коммунальных услуг по статье «содержание и ремонт, отопление» за май, июнь, июль 2010 года незаконными, и о возложении обязанности на ответчика по предоставлению ей льготы, начиная с августа 2010 года, согласно представленного ее расчета, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья А.Н. Балыко

Решение суда не вступило в законную силу.