по ликвидации несанкционированных свалок и восстановлении нарушенных компонентов окружающей среды



Дело 2-702/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Унеча 8 ноября 2010

Унечский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Поставневой Т.Н.

при секретаре Марченко Г.В.

с участием помощника Брянского природоохранного прокурора Курильского А.А., представителя заинтересованного лица Администрации Березинской сельской администрации Березинского сельского поселения Зверек М.М., представителей заинтересованных лиц Администрации Унечского района Брянской области Саянок Н.Д., Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области Чиглинова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по заявлению Брянского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Березинскую сельскую администрацию Березинского сельского поселения Унечского района Брянской области по ликвидации несанкционированных свалок и восстановлении нарушенных компонентов окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о возложении обязанности на Березинскую сельскую администрацию Березинского сельского поселения Унечского района Брянской области принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов на территории Березинского сельского поселения у д. <адрес>- урочище за буртами ( карьер) площадью 0,3 га, у <адрес>- урочище за асфальтом по Стародубской трасс площадью 0,2 га и восстановлении нарушенных компонентов окружающей среды в соответствии с проектом рекультивации нарушенных земельных участков.

При этом ссылается на то, что разрешительные документы на размещение отходов на указанных территориях отсутствуют, то есть указанные места складирования отходов являются несанкционированными и подлежат ликвидации. Несанкционированные свалки представляют потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья жителей Унечского района и других граждан, и тем самым нарушают их законные права и интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 41,42 Конституции РФ.

В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора поддержал требования в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании указали, что заявленные требования, по их мнению, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения участвующих лиц, считает возможным продолжить рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав помощника природоохранного прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы настоящего дела, суд пришел к следующему.

Статьями 42 Конституции Российской Федерации, 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду ( среду обитания), на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей и на возмещение вреда окружающей среды.

Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды, выполнением природопользователями эффективных планов природоохранных мероприятий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами хозяйственной и иной деятельности является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплены основные понятия.

Размещение отходов- это хранение и захоронение отходов. Хранение отходов- это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов- это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объект размещения отходов- это оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов ( полигон, шламохранилище, отвал горных пород и др.)

Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, а порядок сбора отходов определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных ( геологических, гидрологических и т.п. ) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Проверкой, произведенной природоохранной прокуратуры, установлено, что постановлением главы Березинской сельской администрации Березинского сельского поселения определены места временного складирования бытовых отходов и мусора у д. <адрес>-урочище за буртами ( карьер) площадью 0,3 га., у <адрес>- урочище за асфальтом по Стародубской трассе площадью 0,2 га.

Вместе с тем, судом установлено, что разрешительных документов на данные места размещения отходов не имеется, а вывоз отходов с указанных мест размещения не производился с 2007 года, то есть места временного хранения преобразовались в несанкционированные свалки.

Образующиеся на территориях населенных пунктов отходы относятся к 3 и 4 классу опасности.

В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Применительно к полигонам твердых бытовых отходов действуют санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СП 2.1.7.1038-01».

Кроме этого требованиями п. 3.1 и 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

На территории Березинского сельского поселения утилизация и переработка отходов не организована.

В местах хранения отходов из-за нарушения требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень ее бактериального загрязнения.

Нарушение установленных правил по размещению отходов создает угрозу причинения существенного реального вреда окружающей среде и здоровью граждан.

В ходе несанкционированного размещения отходов в неустановленных местах негативному воздействию подвергаются все компоненты окружающей среды: атмосфера, подземные и поверхностные воды, грунт, почва, растительность, животные. Человек же подвергается как прямому влиянию несанкционированной свалки, так и непосредственно при контакте с измененными компонентами окружающей среды.

В соответствие со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Березинскую сельскую администрацию Березинского сельского поселения Унечского района Брянской области принять меры по ликвидации ( сбор и вывоз) несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов на территории Березинского сельского поселения Унечского района у д. <адрес> урочище за буртами ( карьер) площадью 0,3 га, у <адрес> – урочище за асфальтом по Стародубской трассе площадью 0,2 га.

Обязать Березинскую сельскую администрацию Березинского сельского поселения Унечского района Брянской области восстановить нарушенные компоненты окружающей природной среды на земельных участках у д. <адрес>- урочище за буртами ( карьер) площадью 0,3 га, у <адрес> – урочище за асфальтом по Стародубской трассе площадью 0,2 га.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья Т.Н. Поставнева