о понуждении к совершению действий



Дело№2-654/10

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Унеча 18 ноября 2010

Унечский районный суд Брянской области

в составе:

председательствующего судьи Поставневой Т.Н.

при секретаре Марченко Г.В.

с участием помощника прокурора Унечского района Коварда А.Н., представителя Унечской городской администрации Козыревой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Унечской городской администрации Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Унечского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Унечской городской администрации Брянской области о понуждении к совершению действий, указывая, что прокурором Унечского района проведена проверка исполнения Унечской городской администрации законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

При этом ссылается на то, что на территории Унечского городского поселения находятся 8 объектов культурного наследия, соответствующих требованиям ст.3 ФЗ РФ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: место расстрела советских граждан ( <адрес>) ; памятный знак- «Танк» ( <адрес>); воинское кладбище 117 советских воинов ( <адрес>)-; братская могила 6 советских воинов ( <адрес>, Белец); могила лейтенанта ФИО5 ( 400 м к югу от <адрес>); братская могила советских воинов ( <адрес>); братская могила воинов и мирных жителей ( <адрес>, сенобаза); братская могила советских воинов ( д. <адрес>), являющихся памятниками истории и монументального искусства.

Указанные объекты культурного наследия в собственности городского поселения не находятся. Так же не имеется их и в собственности муниципального района, федеральной собственности и собственности субъекта РФ. Они являются бесхозяйными, бремя их содержания и сохранения никто не несет.

Прокурор просит обязать Унечскую городскую администрацию принять меры по постановке указанных бесхозяйных объектов культурного наследия на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решением Унечского районного суда Брянской области от 13 мая 2010 года исковые требования удовлетворены.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 июня 2010 года решение суда было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Решением Унечского районного суда Брянской области от 19 августа 2010 года исковые требования удовлетворены.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 30 сентября 2010 года решение суда было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Комитета по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть гражданское дело без их участия, исковые требования считают подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Брянской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть гражданское дело без их участия, исковые требования считают подлежащими удовлетворению.

Представитель Управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть гражданское дело без их участия.

Суд, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Конституция Российской Федерации предусматривает обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В ч. 2 ст. 44 Конституции РФ закреплено право каждого на доступ к культурным ценностям.

Ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Доводы представителя ответчика о том, что указанные объекты культурного наследия не являются объектами недвижимости, суд считает несостоятельными.

В соответствии с положениями ст. 1 п/п 2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 года объекты культурного наследия ( памятники истории и культуры) являются особым видом недвижимого имущества.

Согласно положений введения Долгосрочной целевой программе «Охрана и сохранение историко- культурного наследия Брянской области» ( 2011-2015 г, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 24. 03.2009 года № 267, следует, что каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для Брянщины и является неотъемлимой частью культурного наследия Российской Федерации; обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению; является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам ( недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Памятный знак-танк относится к сооружениям, прочно связанным с землей, места расстрела, воинские кладбища, могилы включают в себя соответствующие земельные участки с установленными на них ( в ряде случаев) сооружениями.

Согласно ст. 3 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации к объектам культурного наследия ( памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с вышеназванным Федеральным законом подразделяются на виды, одним из видов которых являются памятники- отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями ; мемориальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства, объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие в ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки ( далее- объекты археологического наследия).

В соответствии с п. 3 Инструкции, утвержденной Приказом Минкультуры ССРСР от 13.05.1986 № 203, недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на виды в соответствии с наиболее существенными типологическими признаками и функциональным назначением, в том числе памятники истории- памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины.

Установлено, что 8 объектов: место расстрела советских граждан ( <адрес>); памятный знак- «Танк» ( <адрес>); воинское кладбище 117 советских воинов ( <адрес>); братская могила 6 советских воинов ( <адрес>, Белец); могила лейтенанта ФИО5 ( 400 м к югу от <адрес>); братская могила советских воинов ( <адрес>) ; братская могила воинов и мирных жителей ( <адрес>, сенобаза); братская могила советских воинов ( д. <адрес>), являются памятниками истории и монументального искусства на основании решения исполкома Брянского Совета народных депутатов от 10.07.1979 года № №).

Следовательно, данные объекты культурного наследия, обладающие определенными законом характеристиками, относятся к объектам недвижимого имущества.

Это подтверждается и ответом Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области.

Довод представителя ответчика о том, что перечисленные в исковом заявлении объекты являются федеральной собственностью, суд считает необоснованным.

Так, согласно ответов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области ( Росимущество) от 5.04.2010 года №, от 17.11.2010 года № указанные в иске объекты культурного наследия в реестре федерального имущества не значатся.

Достаточных и убедительных доказательств того, что объекты культурного наследия, перечисленные в иске, являются федеральной собственностью, ответчиком не предоставлено.

Суд особо обращает внимание на то, что объяснения ответчика в судебных заседаниях в этой части противоречивы и не однозначны.

Представитель ответчика указывал, что это то федеральная собственность, то областная собственность, то указывают, что бесхозяйные объекты ( то есть не имеющие собственника).

Кроме этого даже в своем письменном отношении № 495 от 18 февраля 2010 года глава Унечской городской администрации, впоследствии не признающий исковые требования, указывал, что ( суд цитирует) « на территории Унечского городского поселения имеются памятники градостроительства и архитектуры, памятники истории и монументального искусства, относящиеся к объектам культурного наследия местного значения, объектов культурного наследия, включенных в реестр и находящихся в федеральной собственности, на территории Унечского городского поселения нет.

Довод представителя ответчика о том, что перечисленные в исковом заявлении объекты являются собственностью Брянской собственности, суд считает необоснованным.

Достаточных и убедительных доказательств того, что объекты культурного наследия, перечисленные в иске, являются собственностью субъекта РФ, в частности Брянской области, ответчиком не предоставлено.

Ссылка ответчика на Решение Брянского областного Совета народных депутатов № от 10.07.1979 года несостоятельна, так как в этом решении идет речь не о собственности Брянской области на указанные в иске объекты культурного наследия, а о значении этих объектов, о том, что эти объекты относятся к объектам исторического наследия Брянской области.

Указанные в иске объекты не являются и муниципальной собственностью Унечского городского поселения.

В соответствии с письмом от 15.04.2010 года Аминистрации Унечского района Брянской области в муниципальной собственности Унечского муниципального района памятников истории и монументального искусства нет.

Согласно письма Унечской городской администрации ( ответчика по настоящему делу) № от 18 февраля 2010 года указанные в иске объекты историко-культурного наследия не являются муниципальной собственностью Унечского городского поселения.

В архивах бюро технической инвентаризации на вышеперечисленные объекты инвентаризационных дел не имеется и никаких номеров тоже.

Ссылка на Решение Брянского областного Совета народных депутатов № от 10.07.1979 года несостоятельна, так как в этом решении идет речь не о собственности объектов культурного наследия.

Следовательно, данные объекты ни в собственности Унечского городского поселения ни в собственности Унечского муниципального района, ни в федеральной собственности и собственности субъекта РФ, не находятся.

Фактически они являются бесхозяйными, бремя их содержания и сохранения никто не несет.

Особо следует отметить ответчик в судебном заседании все-таки не отрицает, что объекты являются бесхозяйными.

Это подтверждается и Распоряжением Унечской городской администрации № от 9 апреля 2007 года, согласно которого ( суд цитирует) « в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» с целью сохранения и содержания мемориалов, памятников, воинских захоронений, расположенных на территории Унечского городского поселения, воспитания жителей города, подрастающего поколения в духе уважения к объектам культурного наследия, памяти к защитникам Отечества, погибшим за его свободу и независимость, закрепить за каждым объектом организацию, учреждение, предприятие, согласно приложению».

Суд обращает внимание на то, что истец не выставляет требований о возложении обязанности на Унечскую городскую администрацию принять объекты в муниципальную собственность, предъявляются лишь требования принять меры по постановке бесхозяйных объектов на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Иного органа или учреждения, который имел бы право подать такое заявление в данной статье не указано.

В соответствии с п. п. 4-5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года ;№ 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества, которое не имеет собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности, на которые собственники отказались в порядке, предусмотренном ст. 225 и 236 ГК РФ, осуществляются на основании представленного в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Доводы представителя ответчика, направленные к иному толкованию норм ст. 225 ГК РФ, ошибочны, и не могут служит поводом к отказу в удовлетворении исковых требований.

В качестве основных мероприятий по охране и сохранению объектов культурного наследия Долгосрочной целевой программой «Охрана и сохранение историко- культурного наследия Брянской области» ( 2011-2015 г, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 24. 03.2009 года № № обозначены в том числе : создание государственного реестра объектов культурного наследия Брянской области; определение собственника для бесхозных объектов.

Причем, постановка бесхозяйных объектов на учет не связана с тем, какое значение имеют спорные объекты культурного наследия: федеральное, областное или местного значения, главное, чтобы они были бесхозяйными.

То, что указанные в иске объекты как бесхозяйные должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, именно по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся подтверждается еще и следующим.

Среди объектов, указанных в настоящем иске, указаны братские и индивидуальные могилы ( 7) и памятный знак «Танк» ( 1).

В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 8.11.2005 года № 77-З «О порядке проведения поисковой работы по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества на территории Брянской области» законодательство в Брянской области по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и в вооруженных конфликтах основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Закоене РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», иных нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих вопросы сохранения и содержания военных могил и воинских захоронений, в том числе поставленных на государственную охрану как памятники истории и культуры.

Согласно ст. 1 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» № 4292-1 от 14 января 1993 года увековечению подлежат память погибших в ходе военных действий, умерших от ран, контузий, погибших, умерших в плену.

В силу ст. 2 этого же Закона одними из форм увековечения памяти погибших при защите Отечества являются сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка памятников, надгробий, стел, обелисков и др, сооружение на местах боевых действий памятных знаков, сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества.

К воинским захоронениям относятся отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.

В соответствии со ст. 5 этого Закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» № 4292-1 от 14 января 1993 года воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях ( ст. 11 Закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» № 4292-1 от 14 января 1993 года ).

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

В силу ст. 7 этого же Закона пришедшие в негодность воинские захоронения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.

Все объекты, указанные в иске, включены в перечень объектов, расположенных на территории Унечского городского поселения.

До настоящего времени никто прав на указанные объекты не заявил.

Особый правовой статус вышеуказанных объектов исторического наследия ( могилы, памятный знак) указывает о необходимости совершения именно ответчиком установленных законодательством мер по подаче заявления по постановке объектов на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Во исполнение определения кассационной инстанции, суд обращает внимание на следующее.

На основании ответа Администрации Унечского района № от 26.03.2010 года) все памятники, расположенные на территории Унечского района, являются памятниками местного значения и только один памятник архитектуры- церковь Дмитрия Солунского постройки 1780 года ( в иске прокурора данный объект не указан), расположенный в с. старое Задубенье Ивайтенского сельскогого поселения является памятником федерального значения.

В своем письменном отношении № от 18 февраля 2010 года глава Унечской городской администрации, впоследствии не признающий исковые требования, указывал, что ( суд цитирует) « на территории Унечского городского поселения имеются памятники градостроительства и архитектуры, памятники истории и монументального искусства, относящиеся к объектам культурного наследия местного значения.

Проект решения Правительства, который на настоящий момент не утвержден, будет регулировать вопросы собственности лишь в отношении объектов федерального значения, имевших такой статус по состоянию на 27 декабря 1991 года и не распространяются на перечисленные в иске объекты.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

До принятия ФЗ «Об объектах культурного наследия» в законодательстве использовался термин «государственные списки памятников истории и культуры». Учет памятников и ведение указанных списков осуществлялись согласно Постановлению Совета министров СССР от 16.09.1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».

Порядок ведения этих списков был установлен в Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203. Согласно ст. 21 Инструкции государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников, а включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

Ответчик цитирует в своей интерпретации положения ч. 1 ст. 63 ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Однако в силу же ч. 1 ст. 63 данного ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 сохраняются и применяются лишь постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

Положения ч. 4 раздела 1 Положения «Об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 865 от 16.09.1982 года противоречат ст. 48 73 –ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия».

В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время объектов культурного наследия местного ( муниципального) значения фактически нет. Данная категория историко-культурного значения объектов культурного наследия предусмотрена Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Однако согласно ст. 64 этого же Закона Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации сформирован из объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Согласно ст. 64 ФЗ «Об объектах культурного наследия»: памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством РФ, а также объекты в исторического и культурного наследия федерального ( общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РФ по состоянию на день вступления в силу ФЗ «Об объектах культурного наследия», отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Реестр; памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

Таким образом, участие органов местного самоуправления в формирование реестра законодательно не урегулировано. Законом об объектах культурного наследия к компетенции органов местного самоуправления в части формирования реестра отнесено лишь рассмотрение и согласование вопросов о включении в реестр объектов в случаях, предусмотренных Законом.

Так, в силу требований ст. 15 Федерального закона «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Положение о Реестре объектов культурного наследия, которое должно быть утверждено уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти ( п. 4 ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия»), а также Реестр как государственная информационная система до сих пор отсутствует.

Однако суд обращает внимание на то, что прокурор не выставлял к ответчику требований о включении указанных объектов в данный Реестр в зависимости от категории объекта, рассматриваются требования лишь о принятии мер по постановке бесхозяйных объектов на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Орган, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, Комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области указал в письменном отзыве на исковое заявление, что объекты, указанные в рассматриваемом исковом заявлении не относятся к объектам федерального значения, однако этот орган не отрицает ценность этих объектов с точки зрения истории.

Объекты, указанные в исковом заявлении прокурора Унечского района, имеют статус объектов культурного наследия регионального ( областного) значения и могут находиться в любой форме собственности как объекты недвижимого имущества. На них распространяется общий порядок постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества ( ст. 225 ГК РФ)- по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Следовательно, обязанность по обращению в органы государственной регистрации прав для постановки на учет недвижимых объектов культурного наследия, в том числе памятников воинской славы, возложена на органы местного самоуправления.

В кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 30 сентября 2010 года указано, что судом не в полном объеме выполнены указания кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17.06.2010 года, касающиеся порядка регистрации и перерегистрации права собственности на объект культурного наследия в соответствии со ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Однако, суд особо обращает внимание, что положения ст. 63 ч. 2 данного закона «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» прямо указывают на применение данной нормы лишь в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного ( общесоюзного и республиканского значения) до 27 декабря 1991 года.

Судом же по настоящему делу установлено, что спорные объекты не относятся к объектам федерального значения.

Ссылка в кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 30 сентября 2010 года на ст. 10 ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», якобы предусматривающая порядок изменения категории историко- культурного значения объекта культурного наследия, несостоятельна, так как статья имеет иную редакцию.

Так, положения данной статьи 10 ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» имеет иное содержание, а именно: Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия ( далее –федеральный орган охраны объектов культурного наследия), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Несостоятельна ссылка представителя ответчика на Определение Верховного Суда по делу № 32-В 10-5.

Так как по сравнению со скотомогильниками, обозначенными в названном Определении суда, объекты культурного наследия могут находиться ( в последующем) и в муниципальной собственности, а также разрешена и их приватизация в соответствии с положениями ст. 28 ФЗ № 178 от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Учитывая вышеизложенное, бездействие Унечской городской администрации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам как граждан, проживающих в г. Унеча, так и муниципального образования- «Унечское городское поселение», является причиной их разрушения либо изменения облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативних воздействий, чем нарушается право каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, так как именно после постановки на учет объектов как бесхозяйных будет решаться впоследующем вопрос об определении собсвенника данных объектов и как следствие о сохраннности этих объектов, о возможном включении их в реестр.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении срок в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, а также дополнительные финансовые затраты, суд полагает целесообразным установить разумный срок до 1 марта 2011 года.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Унечского района Брянской области удовлетворить.

Обязать ответчика Унечскую городскую администрацию Брянской области в срок до 1 марта 2011 года принять меры по постановке бесхозяйных объектов культурного наследия: место расстрела советских граждан ( <адрес>) – гос. номер М 406 1501623000; памятный знак- «Танк» ( <адрес>)- гос. номер М 406 1501624000; воинское кладбище 117 советских воинов ( <адрес>)- гос. номер М 406 1501625000; братская могила 6 советских воинов ( <адрес>, Белец)- гос. номер М 406 1501 626000; могила лейтенанта ФИО5 ( 400 м к югу от <адрес>)- гос. номер М 406 1501627000; братская могила советских воинов ( <адрес>) – гос. номер М 406 1501628000; братская могила воинов и мирных жителей ( <адрес>, сенобаза)- гос. номер М 406 1501629000; братская могила советских воинов ( д. <адрес>) – гос. номер М 406 1501642000, на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья Т.Н. Поставнева