Дело № 2-729/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года г. Унеча.
Унечский районный суд Брянской области в составе:
судьи Дмитриева А.Н.,
при секретаре Татуйко Т.А.,
с участием заявительницы Рыбенко З.П.,
представительницы заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению Рыбенко З.П. об оспаривании действий Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области,
У С Т А Н О В И Л :
Рыбенко З.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, утверждая, что она, родившаяся в 1950 году в семье военнослужащего, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала вместе с родителями на <адрес> железной дороги, а со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ССР. С ДД.ММ.ГГГГ и до момента увольнения отца из армии, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, она проживала в районе села <адрес>, которое отнесено соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации к населенному пункту, подвергшемуся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года.
Считая, что согласно действующего законодательства и подзаконных актов она должна быть признана подвергнувшейся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний, Рыбенко неоднократно обращалась в Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области с просьбой признать её подвергнувшейся радиационному воздействию и выдать ей об этом соответствующее удостоверение. Однако Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области постоянно отказывало ей в такой просьбе. Последний раз ей было отказано в этом ДД.ММ.ГГГГ письменно, за исх. №.
Полагая, что Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области поступило в отношении неё незаконно, Рыбенко, просила, в заявлении, суд обязать данное Управление признать её лицом, подвергнувшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдать ей же соответствующее удостоверение установленного образца, а также « Осуществить мне с ДД.ММ.ГГГГ все выплаты, предусмотренные Федеральным законом №2- ФЗ от 10.01.2002г. « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». (л.д. 3 ).
В связи с тем, что ко времени судебного разбирательства по делу Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области было в установленном порядке ликвидировано, а функции этого Управления постановлением Администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № были возложены на Департамент по строительству Брянской области, суд привлёк Департамент по строительству Брянской области к участию в деле в качестве органа государственной власти, чьи действия оспариваются.
Кроме того, сама заявительница Рыбенко уточнила: в связи с ликвидацией Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области она свои требования по заявлению теперь адресует Департаменту по строительству Брянской области.
Представитель Департамента по строительству Брянской области в судебное заседание не явился, но данный Департамент письменно ходатайствовал перед судом о рассмотрении дела без участия в нём своего представителя.
И суд счёл возможным рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителя Департамента по строительству Брянской области - органа государственной власти, чьи действия оспариваются.
Выслушав объяснения заявительницы Рыбенко, представительницы заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Унечском муниципальном районе Брянской области ФИО3, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.
Гражданам, которые проживали в 1949 – 1963 годах в населённых пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включённых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергнувшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации ( ст.1 Федерального закона « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002г. № 2- ФЗ, в ред. Федеральных законов от 17. 03.2004г. № 14-ФЗ, от 22.06.2004г. № 122-ФЗ, от 01.03.2008г. № 18-ФЗ, от 14.07.2008г. № 110-ФЗ, от 23.07.2008г. № 160- ФЗ, от 22.12.2008г. №269-ФЗ, от 25.12..2008г. № 281-ФЗ, от 28.04.2009г. № 72-ФЗ, от 24.07.2009г. № 213-ФЗ, от 27.12.2009г. № 376-ФЗ).
Гражданам, получившим суммарную ( накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) гарантируются меры социальной поддержки, перечисленные в ст.2 Федерального закона « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Граждане, подвергнувшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную компенсационную выплату, в размерах указанных в ст.4 Федерального закона « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв ( бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти ( ч.1 ст.5 Федерального закона « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» ).
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, №, выданной командованием войсковой части 52690, на основании послужной карты отца заявительницы ФИО1, учетных данных войсковой части №, справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ( описи №, № ос, дел №№ №), отец заявительницы ФИО6 ( до замужества – ФИО7 майор ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при прохождении военной службы проживал вместе с членами своей семьи, в которую входила и дочь Зоя, 1950 года рождения, - заявительница по делу, проживал по месту дислокации воинского подразделения, при котором проходил службу, а именно: автобатальона 7-го отдельного аэродромно-строительного полка (ОАСП) Министерства обороны СССР ( с ДД.ММ.ГГГГ Главное управление специального строительства Министерства обороны Российской Федерации). Так, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ майор ФИО1 и, в частности, его дочь заявительница ФИО4 проживали на ст. Жана-Семей Казахской ж.д., со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес> ССР, с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ - в районе <адрес>.
Оснований сомневаться в подлинности сведений, изложенных в этой справке, у суда не имеется. ( В деле имеется копия этой справки, л.д.11, а оригинал справки был предъявлен заявительницей суду и обозрён, изучен в судебном заседании).
На основании этой справки заявительница Рыбенко действительно неоднократно обращалась с заявлениями в Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области с целью подтверждения статуса гражданина, пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получения в этом учреждении удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством. ( Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области являлось федеральным органом исполнительной власти Брянской области, которое имело правомочия на выдачу удостоверений единого образца, дающих право на получение мер социальной поддержки. Это следует из Положения об управлении по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, утверждённого постановлением администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в ред. постановления … от ДД.ММ.ГГГГ №).
Но каждое из таких заявлений Рыбенко оставлялось без удовлетворения: ДД.ММ.ГГГГ Управление. .. отказало Рыбенко в удовлетворении заявления, указывая, помимо прочего, что « в Перечнях, утверждённых Правительством Российской Федерации, отсутствуют сведения о сверхнормативном облучении в 1956 году населения <адрес>, подтвердить Ваш статус как лица, получившего дозу облучения свыше 5 сЗв, не представляется возможным.»(л.д.12-13); ДД.ММ.ГГГГ Управление… вновь письменно и на том же основании отказалось удовлетворить аналогичное заявление Рыбенко (л.д.14-15).
А ДД.ММ.ГГГГ Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, направило в адрес Рыбенко письмо № (л.д. 18), к которому приложило письмо заместителя начальника Управления преодоления последствий радиационных аварий и катастроф МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно данного, от ДД.ММ.ГГГГ, письма:
«.. население <адрес> получило сверхнормативную дозу облучения ( свыше 25 сЗв) ДД.ММ.ГГГГ.
По представленной информации Рыбенко З.П. проживала в <адрес> бывшей Казахской ССР в ДД.ММ.ГГГГ г.
В связи с тем, что в Перечнях отсутствуют сведения о сверхнормативном облучении граждан, проживавших в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г., законных оснований для выдачи Рыбенко З.П. удостоверения не имеется.» (л.д.19).
Из вышеизложенного вытекает: Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области отказалось признать заявительницу Рыбенко, подвергнувшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и отказалось выдать ей удостоверение единого образца, дающего право на меры социальной поддержки, только потому, что Рыбенко проживала в районе села <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, а население этого села было подвергнуто получению сверхнормативной дозе облучения еще в 1949 году. Сведений же о сверхнормативном облучении граждан, проживавших в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, по мнению Управления.., не имеется.
Однако таковая правовая позиция Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области в отношении заявительницы Рыбенко является, по убеждению суда, неправильной, ошибочной, противоречащей действующему законодательству, иным правовым нормам, по ниже приведенным основаниям.
Во-первых, суд напоминает, что согласно ст.1 Федерального закона « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», меры социальной поддержки гарантируются, в частности, гражданам, которые проживали в 1949 – 1963 годах в населённых пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включённых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
А заявительница Рыбенко как раз и проживала с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес>, то есть в населённом пункте, включённом в утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за №-р, в редакции распоряжения Правительства России от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ( Согласно этого Перечня <адрес> бывшей Казахстанской ССР подверглось радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, а население <адрес> получило суммарную ( накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв.
Таким образом, Закон требует установления самого факта проживания гражданина в период с 1949 по 1963 годы в одном из вышеуказанных населённых пунктов, но не требует, например, от заявительницы подтверждения того, что та за период своего проживания в 1956 году в таковом населенном пункте ( в его районе, поскольку там была дислоцирована военная часть, где служил её отец) получила «сверхнормативное облучение».
Во-вторых, пунктом 2 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся, радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне – Приложения к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, также установлено: удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 – 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв ( бэр).
В-третьих, заявительница Рыбенко для получения нужного ей удостоверения единого образца, выдаваемого гражданам, подвергшимся, радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, при обращении в Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области предоставила, предусмотренные абз. 2,3 п.3 Порядка выдачи удостоверений единого образца… документ в виде паспорта гражданина Российской Федерации и документ в виде справки, подтверждающий её факт проживания в населенном пункте, включенном в утверждённые Правительством Российской Федерации перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в периоды радиационного воздействия.
В-третьих, от заявительницы Рыбенко нельзя требовать подтверждения получения ею суммарной ( накопленной) эффективной дозы облучения, поскольку в соответствии с абз.6 п.3 Порядка выдачи удостоверений единого образца … документы для подтверждения получения суммарной ( накопленной) дозы облучения) могут быть истребованы только от граждан обратившихся за получением удостоверения и представивших документы о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия.
Иначе говоря, можно потребовать подтвердить документально получение суммарной (накопленной) дозы облучения от граждан, проживавших в соответствующем населённом пункте за пределами периода с 1949 по 1963 годы. Однако заявительница-то проживала в 1956 году, то есть в пределах периода радиационного воздействия.
На основании изложенного суд считает: заявительнице Рыбенко незаконно Управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области было отказано в выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, чем были нарушены права Рыбенко на получение гарантированных законодательством мер социальной поддержки. Поэтому в удовлетворение заявления суд полагает необходимым обязать Департамент по строительству Брянской области, к которому перешли функции ликвидированного Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, выдать Рыбенко удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Вместе с тем заявление Рыбенко в части производства в её пользу денежных выплат, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, «.. предусмотренных Федеральным законом №2- ФЗ от 10.01.2002г. « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», суд считает не подлежащим удовлетворению.
Так, действительно, согласно ст.4.1 Федерального закона « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», граждане, подвергнувшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Но государственный орган, чьи действия Рыбенко оспаривает, не наделён правом производить подобные денежные выплаты: не обладало таковым правом как Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, так не обладает правом производить подобные выплаты и Департамент по строительству Брянской области.
Согласно же ч.3 и ч.4 ст.4 указанного Закона ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, причем в порядке, определяемом Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Однако заявительница Рыбенко, что установлено в судебном заседании из её объяснения, не обращалась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно: в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области за получением нужных ей ежемесячных выплат и отказа от установления и производства ежемесячных выплат от данного пенсионного органа не получала.
Соответствующего удостоверения, на основании которого производятся ежемесячные денежные выплаты, Рыбенко, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не имела.
Следовательно, заявление Рыбенко о производстве в её пользу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячных денежных выплат удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Рыбенко З.П. удовлетворить частично.
Обязать Департамент по строительству Брянской области выдать Рыбенко З.П. удостоверение единого образца, выдаваемого гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.
Судья Дмитриев А.Н.
Решение не вступило в законную силу.