Дело № 2-645/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2010 года г. Унеча
Унечский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего - судьи Изотовой Л.И.,
с участием прокурора - помощника прокурора Унечского района Ступак С.Л.
при секретаре Говоровой Т.П.,
а также с участием представителя ответчика - Унечской городской администрации -ФИО5, представителя третьего лица – администрации Унечского района – ФИО3,.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов неопредёлённого круга лиц к Унечской городской администрации Брянской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Унечского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопредёлённого круга лиц к Унечской городской администрации Брянской области о понуждении к совершению действий, указывая, что прокурором Унечского района проведена проверка исполнения Унечской городской администрацией законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В ходе проверки было установлено, что на территории Унечского городского поселения находится объект культурного наследия, соответствующий требованиям ст. 3 указанного Федерального закона: памятник В.И. Ленину (г. Унеча, площадь) - гос. номер <данные изъяты>, являющийся памятником истории и монументального искусства.
Указанный памятник был включен в список объектов имущества, переданных Унечскому городскому поселению при разграничении имущества Унечского муниципального района в 2007 году.
Прокурор Унечского района просит обязать Унечскую городскую администрацию принять меры по регистрации в установленном законом порядке в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности на объект культурного наследия: памятник В.И. Ленину (г. Унеча, площадь) - гос. номер <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник прокурора Унечского района Ступак С.Л. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика -Унечской городской администрации – ФИО8А. иск не признала, указав, что данные объекты в силу ст. 130 ГК РФ не относятся к недвижимым вещам.
Представитель третьего лица – администрации Унечского района считает исковые требования прокурора обоснованными.
Представители третьих лиц: ГУП «Брянсколбтехинвентаризация» в лице Унечского филиала., Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в лице Унечского отдела в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление, указывая, что объект «Памятник В.И. Ленину» имеет статус объекта культурного наследия регионального (областного) значения и может находиться в любой форме собственности как объект недвижимого имущества, исковые требования прокурора считает обоснованными.
Выслушав объяснения помощника прокурора, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ст. 130 ГК РФ законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество, не названное в этой статье.
В данном случае таким законом является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно ст. 3 Закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом подразделяются на виды, одним из видов которых являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия).
Установлено, что на территории Унечского городского поселения находится объект культурного наследия, соответствующий требованиям ст. 3 указанного Федерального закона: памятник В.И.Ленину ( г. Унеча, площадь) – гос. номер <данные изъяты> Памятник В.И. Ленину является объект культурного наследия областного (регионального) значения на основании решения Брянского облисполкома от 10.07.1979 года № 406.
Памятник Ленину, расположенный в г. Унеча, состоит в Перечне муниципального имущества, переданного в собственность муниципального образования «Унечское городское поселение» под № 640 (Приложение 9 к Закону Брянской области № 144-З).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится… сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. В собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» так же гласит, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного значения.
В соответствии со ст. 25 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», частями 1 и 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 30.10.2007 года № 144-З « О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями «Красновичское сельское поселение», «Березинское сельское поселение», «Ивайтёнское сельское поселение», «Найтоповичское сельское поселение», «Павловское сельское поселение», «Старогутнянское сельское поселение», Высокское сельское поселение», «Унечское городское поселение» и муниципальным образованием « Унечский муниципальный район», в границах которого они образованы» разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями и муниципальным образованием «Унечский муниципальный район», в границах которого они были образованы, осуществлялось по согласованным предложениям представительных органов вышеуказанных муниципальных образований в соответствии с приложениями 1-9 к настоящему Закону.
В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 30.10.2007 года № 144-З право собственности на имущество, передаваемое в соответствии со статьей 1 данного закона, у вновь образованных муниципальных образований должно было возникнуть со дня подписания передаточного акта. Такой акт приема-передачи муниципального имущества был подписан принимающей стороной - главой Унечской городской администрации 10.12.2007 года. В перечне имущества, переданного по данному акту, памятник Ленину указан под № 616 в разделе 2 « Отдельные виды недвижимого имущества, передаваемые муниципальному образованию «Унечское городское поселение».
В соответствии с ч. 2 ст.4 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего закона.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В то же время, с 2007 года - с момента вступления в силу закона Брянской области № 144-З и подписания главой Унечской городской администрации акта приема-передачи муниципального имущества, в нарушение ст.131 Гражданского Кодекса РФ и ч. 2 ст.4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на рассматриваемый объект недвижимости ответчиком не зарегистрировано, сведения о регистрации прав на данный объект недвижимости в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Ответчиком не было принято никаких мер, регламентированных законом, направленных на регистрацию права собственности на данный объект. При этом указанный объект культурного наследия является муниципальной собственностью.
Памятник В.И. Ленину находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного значения) на основании решения Брянского облисполкома от 10.07.1979 года № 406, в связи с чем, отсутствие государственной регистрации прав на данный объект культурного наследия нарушает интересы субъекта РФ Брянской области. Кроме того, отсутствие собственника (зарегистрированного в установленном порядке) вышеуказанного объекта культурного наследия может явиться причиной его разрушения либо изменения облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, чем нарушается право каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов культурного наследия.
Представитель ответчика утверждает, что спорный объект культурного наследия не относится к недвижимому имуществу и не подлежит государственной регистрации.
Как указано в ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу положений указанных норм права, отсутствуют основания представителя Унечской городской администрации для вывода о том, что указанный объект не являются объектами недвижимости.
На основании изложенного, заявленный к регистрации объект - памятник истории и монументального искусства, в силу ст. 130 ГК РФ, относится к самостоятельным объектам недвижимого имущества, права собственности на который, подлежит регистрации в ЕГРП в установленном законом порядке.
Право собственности муниципального образования на вышеназванный объект считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание нормы действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает установить в решении разумный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Унечского района Брянской области удовлетворить.
Обязать Унечскую городскую администрацию Брянской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по регистрации в установленном законом порядке в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности на объект культурного наследия: памятник В.И. Ленину (г. Унеча, площадь) - гос. номер <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Л.И. Изотова