Решение об обязании установить дорожные знаки на проезжей части улицы



Дело №2-450/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года г.Унеча.

Унечский районный суд Брянской области в составе:

судьи Дмитриева А.Н.,

при секретаре Татуйко Т.А.,

а также с участием помощника прокурора Унечского района Ступак С.Л.,

представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Унечского района Брянской области Лебедько В.В. в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Унечской городской администрации о наложении обязанности совершить конкретные действия, связанные с дорожной деятельностью и безопасностью дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Унечского района Брянской области Лебедько В.В. подал в суд иск в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Унечской городской администрации о наложении обязанности совершить конкретные действия, связанные с дорожной деятельностью и безопасностью дорожного движения, а именно: установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 в районе центральной районной библиотеки МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детской библиотеки МУК «Унечская городская библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детского сада «Рябинушка», расположенного по адресу: <адрес>, дорожных знаков 1.23 «Дети» на проезжей части <адрес>.

В иске утверждается, что прокуратурой Унечского района была произведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения при осуществлении мероприятий по организации дорожного движения, наличию необходимых элементов обустройства автомобильных дорог на территории г. Унеча Брянской области.

В ходе этой проверки установлено: на участках дорог г. Унеча, часто пересекаемых детьми, находящихся в непосредственной близости от школ, детских садов, дворца культуры или площадки для игр, отсутствуют дорожные знаки «Дети», предусмотренные пунктом 1.23. приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам Дорожного движения Российской Федерации или же дорожные знаки «Дети», установлены с нарушением требований ГОСТ Р 52289 – 2004.

Так, в районе центральной районной библиотеки МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детской библиотеки МУК «Унечская городская библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детского сада «Рябинушка», расположенного по адресу: <адрес>, дорожные знаки 1.23 «Дети», в нарушение п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 на проезжей части <адрес> отсутствуют в полном объеме.

По утверждению прокурора, в иске, в соответствии с действующим законодательством (положениями Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности») обязанность по установке дорожного знака 1.23. «Дети» возлагается, в границах населённых пунктов, на автомобильных дорогах местного значения на соответствующий орган местного самоуправления. Порядок и условия установки знака 1.23. «Дети» отражены в ГОСТ Р 52289-2004.

По убеждению прокурора в нарушение требований ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.13 Федерального закона « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ст.6, 12 Федерального закона « О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 Унечская городская администрация не исполняет должным образом обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

А отсутствие дорожных знаков «Дети» на указанных в акте проверки участках дорог делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств на этих участках, что ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределённого круга лиц, в том числе детей в районе детских учреждений.

Отсутствие данных же дорожных знаков создаёт постоянную угрозу для жизни и здоровья граждан, нарушает их права и законные интересы на охрану жизни и здоровья, предусмотренные ст.41 Конституции Российской Федерации.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Унечской городской администрации, но Глава Унечской городской администрации Гурзо ВВ. направил в суд письмо, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Кроме того, в письме указано, что решение вопроса по существу предъявленного иска Унечская городская администрация оставляет на усмотрение суда.

Одновременно Унечская городская администрация просила суд, в случае удовлетворения иска, определить срок исполнения решения суда до конца 2011 года, в связи с тяжелым финансовым положением Унечской городской администрации и муниципального образования « Унечское городское поселение».

И суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Унечского района Ступак С.Л. уточнила исковые требования и просила суд обязать Унечскую городскую администрацию, установить перед участками дорог, проходящими вдоль центральной районной библиотеки МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детской библиотеки МУК «Унечская городская библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детского сада «Рябинушка», расположенного по адресу: <адрес>, дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями, содержащимися в п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004, причем, срок исполнения обязательства по установке дорожных знаков 1.23 «Дети» установить с учетом начала учебного периода – до 1 сентября 2011 года.

Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, ФИО3 - представителя третьего лица на стороне истца ОГИБДД по Унечскому муниципальному району, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 4 и п. 1-2 ст.35 Устава муниципального образования «Унечское городское поселение» Унечская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом указанного муниципального образования и обладает правами юридического лица.

К вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)

В п.5 ст.6 Устава муниципального образования «Унечское городское поселение» также зафиксировано, что к вопросам местного значения муниципального образования относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения ( п.6 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог ( п.6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Из изложенного следует, что Унечская городская администрация -исполнительно- распорядительный орган муниципального образования «Унечское городское поселение» должна, в частности, осуществлять деятельность по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах этого муниципального образования. Административным же центром указанного муниципального образования является, в силу ст.1 Устава муниципального образования «Унечское городское поселение», город Унеча, а поэтому обязанность ответчика Унечской городской администрации по осуществлению дорожной деятельности распространяется и на автомобильные дороги местного значения, находящиеся в г. Унеча.

К автомобильным дорогам, находящимся в г. Унеча, относится дорога по <адрес>, причем данная дорога с асфальтовым покрытием.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно ст.43 Устава муниципального образования « Унечское городское поселение» автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов муниципального образования, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог находится в собственности данного муниципального образования.

Следовательно, собственником автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> является муниципальное образование «Унечское городское поселение», чьим исполнительно-распорядительным органом, напоминает суд, и является ответчик Унечская городская администрация.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 указанного Федерального Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно же ст. 44 Устава муниципального образования « Унечское городское поселение» органы местного самоуправления муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом обязанность содержания дорог в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, в том числе и установка дорожных знаков возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования «Унечское городское поселение».

Вместе с тем, согласно Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)), на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей, устанавливается знак 1.23 "Дети".

Необходимость установки дорожных знаков определяется ГОСТ при обнаружении необходимости установки дорожных знаков.

Согласно п. 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221), автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ст) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.

В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

15 апреля 2011 года проверкой улично-дорожной сети у школ дошкольных учреждений и других мест пребывавания детей на предмет соответствия установки дорожных знаков было установлено, что на участке улично-дорожной сети <адрес> в <адрес>, а именно: в районе центральной районной библиотеки МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детской библиотеки МУК «Унечская городская библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детского сада «Рябинушка», расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют в полном объеме знаки 1.23 «Дети».

При таких обстоятельствах суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку ненадлежащая организация безопасности дорожного движения вблизи центральной районной библиотеки МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека», детской библиотеки МУК «Унечская городская библиотека», детского сада «Рябинушка», может повлечь возникновение дорожно- транспортных происшествий и причинение вреда несовершеннолетним, а также иным гражданам муниципального образования «Унечское городское поселение».

Кроме того, суд приходит к выводу о целесообразности установить срок исполнения обязательства по установке дорожных знаков 1.23 «Дети» с учетом начала учебного периода – до 1 сентября 2011 года.

Письменные доводы ответчика об определении срока «исполнения решения Унечского районного суда до конца 2011 года» суд считает необоснованными, даже в связи с тяжелым финансовым положением ответчика, принимая во внимание, что таковое положение не освобождает его от законодательной обязанности по установке дорожных знаков 1.23 «Дети».

В качестве удовлетворения исковых требований суд полагает необходимым обязать ответчика, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установить перед участками дорог, проходящими вдоль центральной районной библиотеки МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детской библиотеки МУК «Унечская городская библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детского сада «Рябинушка», расположенного по адресу: <адрес>, дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями, содержащимися в п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004, а именно: обязать Унечскую городскую администрацию установить четыре знака 1.23 «Дети», два знака дополнительной информации (таблички) 8.2.1 «Зона действия». Так, по чётной стороне <адрес> (со стороны <адрес>) установить дорожный знак 1.23 «Дети» совместно со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.2.1 «Зона действия» и перед ними за 90-100 метров установить знак 1.23 «Дети»; по нечётной стороне <адрес> (со стороны перекрёстка с <адрес>) установить дорожный знак 1.23 «Дети» совместно со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.2.1 «Зона действия» и перед ними за 90-100 метров установить знак 1.23 «Дети».

Поскольку суд принимает во внимание и считает обоснованным, правильным, разъяснение представителя третьего лица органа ГИБДД, касающееся количества и местоположения знаков 1.23 «Дети» перед участками дорог, проходящими вдоль территории центральной районной библиотеки МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека», детской библиотеки МУК «Унечская городская библиотека», детского сада «Рябинушка».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Унечского района Брянской области Лебедько В.В. в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Унечской городской администрации о наложении обязанности совершить конкретные действия, связанные с дорожной деятельностью и безопасностью дорожного движения удовлетворить.

Обязать Унечскую городскую администрацию, в срок до 1 сентября 2011 года, установить перед участками дорог, проходящими вдоль центральной районной библиотеки МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детской библиотеки МУК «Унечская городская библиотека», расположенной по адресу: <адрес>, детского сада «Рябинушка», расположенного по адресу: <адрес>, дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями, содержащимися в п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004, а именно: обязать Унечскую городскую администрацию установить четыре знака 1.23 «Дети», два знака дополнительной информации (таблички) 8.2.1 «Зона действия». Так, по чётной стороне <адрес> (со стороны <адрес>) установить дорожный знак 1.23 «Дети» совместно со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.2.1 «Зона действия» и перед ними за 90-100 метров установить знак 1.23 «Дети»; по нечётной стороне <адрес> (со стороны перекрёстка с <адрес>) установить дорожный знак 1.23 «Дети» совместно со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.2.1 «Зона действия» и перед ними за 90-100 метров установить знак 1.23 «Дети».

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.

Судья Дмитриев А.Н.

Решение не вступило в законную силу.