Дело №2-516/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 августа 2011 года г. Унеча Унечский районный суд Брянской области в составе: судьи Дмитриева А.Н., при секретаре Татуйко Т.А., а также с участием истицы Поповой Л.И., представителя истицы ФИО5, представителя ответчика ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации /государственному учреждению/ в Унечском муниципальном районе Брянской области о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, УСТАНОВИЛ: Попова Л.И. подала в суд с иск к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации /государственному учреждению/ в Унечском муниципальном районе Брянской области (далее –Управление Пенсионного фонда), указывая, что она обратилась в данное Управление Пенсионного фонда с вопросом о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в который этот пенсионный орган не засчитал периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районном комитете ВЛКСМ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районном комитете КПСС. Будучи не согласной с таковым отказом, Попова Л.И. и просит в иске суд, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и, кроме того, обязать Управление Пенсионного фонда включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по выслуге лет периоды ее трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районном комитете ВЛКСМ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районном комитете КПСС, а также назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права. В судебном заседании истица Попова Л.И. поддержала заявленные исковые требования и уточнила их: она просила суд назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента наступления такого права, с учетом включения в специальный стаж вышеуказанных периодов работы. Представитель Управления Пенсионного фонда ФИО6 считает, что исковые требования Поповой Л.И. удовлетворению не подлежат, так как в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истице нельзя включить период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы - в качестве секретаря райкома ВЛКСМ, период с 20 мая 1986 года по 1 сентября 1990 года в качестве заведующей кабинетом политического просвещения завода «Тембр», инструктора отдела пропаганды и агитации РК КПСС, поскольку данные периоды не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009). Кроме того, ответчик возражает против применения Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", поскольку данным Постановлением предусмотрено включение вышеуказанных периодов работы истца в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью при наличии 2/3 специального стажа в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком от 1959 года, вместе с тем, как утверждает представитель ответчика Управления Пенсионного фонда ФИО6, таковой стаж у истицы Поповой Л.И. отсутствует. Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 39 Конституции РФ гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173- ФЗ (ред. от 01.07.2011), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого же Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии, в частности, с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ст.27 п.2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173- ФЗ). Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах в качестве секретаря райкома ВЛКСМ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве заведующей кабинетом политического просвещения завода «Тембр», инструктора отдела пропаганды и агитации Унечского районного комитета КПСС. Работа истицы в данные периоды в указанных должностях и учреждении нашла свое подтверждение представленными суду доказательствами, в том числе трудовой книжкой, архивными справками, и не оспаривается ответчиком. Исключая вышеуказанные периоды работы истицы Поповой Л.И. из специального стажа, ответчик руководствовался тем обстоятельством, что должности, в которых работала Попова Л.И. в спорные периоды, не включены в действующий в настоящее время Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, а также не предусмотрены Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067. Между тем с позицией пенсионного органа нельзя согласиться по следующим основаниям. В спорные периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве секретаря Унечского райкома ВЛКСМ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве заведующей кабинетом политического просвещения завода «Тембр», инструктора отдела пропаганды и агитации Унечского РК КПСС, действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" , которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с п.п. «а» пункта 1 указанного Положения в стаж работы учителей засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Согласно п. 3.1 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др. В силу же п. 4 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно трудовой книжки, истица Попова Л.И. имеет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным Положением - <данные изъяты>. При этом суд не может согласиться с позицией ответчика о невозможности применения судом при исчислении специального стажа Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года. Так, данное Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" устратило силу с 1 октября 1993 года, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 (ред. от 29.10.2002) "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой". Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 (ред. от 22.09.1993), действовавшим с 1991 года и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 (ред. 20 01.02.2001 с изм. от 07.06.2001), действовавшим с 1999 года и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах не входила в перечень должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Также выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах не предусмотрена и Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009). Вместе с тем, в соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 г. применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 г. №11-П, от 29.01.2004 г. №2-П, от 24.05.2001 г. по делам о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий, внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в этом случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями Конституции РФ. Поскольку истица Попова Л.И. работала в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах, в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, возникшее право не может быть утрачено, а положение ухудшено вновь принятым законодательством. При таких обстоятельствах вышеуказанные периоды работы истицы Поповой Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности секретаря райкома ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заведующей кабинетом политического просвещения завода «Тембр», подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Таким образом суд пришел к убеждению, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Унечском муниципальном районе Брянской области нарушены права истицы Поповой Л.И., в защиту которых последняя обратилась в суд, а поэтому исковое заявление Поповой Л.И. подлежит удовлетворению. Что же касается требований истицы Поповой Л.И., касающихся назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента наступления такого права, то по мнению суда, с учетом включения в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря Унечского райкома ВЛКСМ, а также периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей кабинетом политического просвещения завода «Тембр», инструктора отдела пропаганды и агитации Унечского районного комитета КПСС, право на назначение таковой пенсии наступило у истицы Поповой Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, а поэтому требования истицы Поповой Л.И. о взыскании в ее пользу расходов по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд также подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Поповой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Унечском муниципальном районе Брянской области о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности удовлетворить. Признать за Поповой Л.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области включить Поповой Л.И. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря Унечского райкома ВЛКСМ, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей кабинетом политического просвещения завода «Тембр», инструктора отдела пропаганды и агитации Унечского районного комитета КПСС. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области назначить Поповой Л.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, с учетом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря райкома ВЛКСМ и периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей кабинетом политического просвещения завода «Тембр», инструктора отдела пропаганды и агитации Унечского районного комитета КПСС, с момента возникновения такого права, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Унечском муниципальном районе Брянской области в пользу Поповой Л.И. в качестве возмещения расходов по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней. Судья Дмитриев А.Н. Решение не вступрило в законную силу.