о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии



Дело 2-527/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Унеча 9 августа 2011 года

Унечский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Поставневой Т.Н.,

при секретаре Марченко Г.В.,

с участием истца Лежейко А.А., представителя ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области Москаленко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску Лежейко А. А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Лежейко А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области ( далее ГУ УПФР) о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, о включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода работы в должности старшей пионервожатой в Унечской средней школе , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода работы в должности воспитателя группы продленного дня Унечской средней школы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования, уточнив, что просит включить спорные периоды в стаж, а также признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что включение указанных периодов не предусмотрено действующим законодательством.

Выслушав объяснения истца, представителя ГУ УПФР, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Судом установлено, что Лежейко А.А. работала старшей пионервожатой в Унечской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ РОНО от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается записью в трудовой книжке, личной карточкой, справками МОУ СОШ <адрес>, карточками-справками.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года.

В разделе «Наименование должностей» Списка должность пионервожатой не указана.

Не предусматривалась вышеуказанная должность и действовавшим до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в российской Федерации».

Вместе с тем, согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Согласно Положению о старшем пионерском вожатом от 17.03.1967 г., старший пионерский вожатый пользуется правами и льготами, установленными для учителей, в в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения от 4.09.1965 года, в перечень должностей, время работы в которых засчитывается в стаж педагогической деятельности, включены пионервожатые.

Указанная работа старшей пионервожатой подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением, в котором просит рассмотреть документы для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, то есть обращение по вопросу определения права на назначение досрочной пенсии.

Ответчиком в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ истцу указано, что право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью у нее отсутствует в связи с отсутствием необходимого стажа.

Однако, с этим доводом суд согласиться не может.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «старшая пионервожатая».

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На момент начала работы Лежейко А.А. ( на момент приобретения права ) в должности старшей пионервожатой действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, истицей выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления ее прав в области пенсионного обеспечения.

Должность пионервожатого в школе предусматривала, прежде всего, деятельность педагогического работника, замещавшего ее, по воспитанию учащихся пионерского возраста в рамках идеологии того времени, что также по мнению суда является педагогической деятельностью.

Отсутствие в списках дословного наименования «старшая пионервожатая школы», не может служить основанием к отказу в назначении истице досрочной пенсии и для не включения периода ее работы в трудовой стаж, поскольку в силу действующего пенсионного законодательства не ставится назначение льготной пенсии в зависимость от названия должности, где работала истица, а указывается лишь на педагогическую деятельность, которой занималась истица и спорный трудовой период деятельности.

Суд обращает внимание, что в спорный период истица одновременно и работала учителем начальных классов 0,5 ставки, что подтверждается приказом по Унечской средней школе от ДД.ММ.ГГГГ п. 5, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой.

Кроме этого, истица оформляла декретный отпуск, а потом и отпуск по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, занимая должность старшей пионервожатой, то есть в период действия законодательства, предусматривающего возможность зачета этой деятельности в специальный стаж.

Суд учитывает, что истица после выхода из отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ не приступила к исполнению каких-то иных новых обязанностей, не является вновь принятой на работу, а приступила к прежней работе старшей пионервожатой.

Оформляя отпуск по уходу за ребенком, истица не могла предвидеть, что изменится законодательство, ее вина в этом отсутствует.

Помимо этого согласно п. 4 приказа от ДД.ММ.ГГГГ истице был предоставлен государственный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именно за 1989-1990 гг., то есть за те годы, когда действовало законодательство, предусматривающее возможность зачета деятельности старшей пионервожатой в специальный стаж.

Таким образом, учитывая, что на момент обращения Лежейко А.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, период работы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Период работы относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Следовательно, вышеназванный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме этого ответчик исключил из стажа для назначения досрочной пенсии и период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что Лежейко А.А. согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истица приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4 этого же приказа от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен государственный отпуск за ДД.ММ.ГГГГ гг. с ДД.ММ.ГГГГ по 30. 07.1994.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, в также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ( вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Отпуск истицы по уходу за ребенком до трех лет начался ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом статей 6 ( ч. 2), 15 ( ч. 4), 17 ( ч.1), 18,19 и 55 ( ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы Лежейко А.А., дающей ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Судом установлено, что Лежейко А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя группы продленного дня в Унечской средней школе . Данный период ответчик также не был включен в специальный стаж истицы.

Пунктом 3 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений ( организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы ( деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Разрешая заявленные требования о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода работы в должности воспитателя группы продленного дня, суд исходит из того, что по указанному Списку засчитываются периоды работы в школах и других учреждениях для детей, в том числе в должности воспитателя.

При этом суд принимает во внимание то, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено тождество наименований должностей « воспитатель группы продленного дня» и «воспитатель».

Таким образом, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня подлежит включению в специальный стаж.

Как установлено в судебном заседании, истец Лежейко А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением, в котором просит «рассмотреть предоставленные документы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью », что не отрицали в судебном заседании истец и представитель ГУ УПФ РФ в <адрес>.

К этому времени у нее еще не возникло право на указанную пенсию, что не отрицается истцом.

Следовательно, в указанном заявлении истец не просил назначить ей пенсию.

В исковом заявлении в суд истец также просит признать за ней лишь право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19 от 27.02.2002 года «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Однако заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами ( ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Следовательно, гражданин наделяется свободой действий по реализации ( отказу от реализации) данного права и побуждается к своевременному обращению за назначением пенсии.

Таким образом, требование истицы о признании с 15. 08.2011 года за ней права на досрочное назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, удовлетворению не подлежит, истцу необходимо обратиться к ответчику с новым заявлением, приложив все необходимые документы, о назначении подобного вида пенсии, и пенсия будет назначена со дня обращения за назначением трудовой пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Право же истицы на пенсию возникнет ДД.ММ.ГГГГ при условии продолжения педагогической деятельности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Частично удовлетворить исковые требования Лежейко А. А.

Включить Лежейко А. А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в должности старшей пионервожатой Унечской средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в должности воспитателя группы продленного дня Унечской средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Признать за Лежейко А. А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья Т.Н. Поставнева

Решение не вступило в законную силу.