о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебнотй деятельности



Дело №2-536/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2011 года г. Унеча

Унечский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Ручко М.Л.,

при секретаре Табуновой О.Н.,

а также с участием истицы Миненко И.Н.., ее представителя ФИО4, представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Унечском муниципальном районе Брянской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Миненко И.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Унечском муниципальном районе Брянской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,

УСТАНОВИЛ:

Миненко И.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Унечском муниципальном районе Брянской области, указывая при этом, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в указанное выше заведение с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, однако, письмом заместителя начальника Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Унечском муниципальном районе <адрес> ей было отказано в этом и разъяснено, что стаж ее лечебной деятельности в сельской местности на момент обращения составляет менее нужных ей 25 лет и право на досрочное назначение пенсии у истицы отсутствует. При этом было указано, что не подлежат зачету в льготном исчислении периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также не подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Однако, истица Миненко И.Н. не согласившись с данным отказом, обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Унечском муниципальном районе Брянской области включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по выслуге лет следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –в календарном исчислении, а так же периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислить в льготном порядке и назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истица Миненко И.Н. поддержала свои исковые требования и просила включить вышеуказанные периоды и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- курсы повышения квалификации, в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, так как она имеет стаж лечебной деятельности в сельской местности более 26 лет.

Представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Унечском муниципальном районе Брянской области ФИО5 считает, что исковые требования Миненко И.Н. удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Унечская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, но предоставил суду письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения истицы, ее представителя, представителя ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Унечском муниципальном районе Брянской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого же Закона (то есть ранее, для женщин, 55 лет), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. (ст.27 п.2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173- ФЗ).

Трудовая деятельность истицы Миненко И.Н. началась с ДД.ММ.ГГГГ в Унечской центральной районной больнице, куда она была ( после окончания <данные изъяты> принята временно заведующей <данные изъяты> медпунктом-фельдшером, а с ДД.ММ.ГГГГ истица была переведена на должность заведующей <данные изъяты> медпунктом-фельдшером (который в последующем был переименован в <данные изъяты> фельдшерско-акушерский медицинский пункт), где продолжает работать и по настоящее время.

Вышеуказанные периоды трудовой деятельности истицы подтверждаются записями в трудовой книжке и не оспариваются сторонами по делу в судебном заседании.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N516 действительно, как это и утверждает представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Унечском муниципальном районе Брянской области, не учтены периоды нахождения работников в отпуске по уходу за ребенком, а также учебный отпуск. Однако в этих же правилах и нет специального указания на то, что эти периоды должны быть исключены.

Между тем, из действующего Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N5, утвержденного постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N29 (в редакции постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 г.N36) следует, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступле­ния в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (п.21 Разъяснений).

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", следует, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Истица Миненко И.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком- дочерью ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уже после ДД.ММ.ГГГГ (т.е. после вступления в действие Закона РФ N3543 - 1 от 25 сентября 1992 года), когда законодательством отпуск по уходу за ребенком не включался уже в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии по льготным условиям.

Таким образом, истице Миненко И.Н. ответчиком обоснованно отказано о включении в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ранее же данный ответчик в добровольном порядке включил истице в специальный стаж период нахождения ее в отпуске по уходу за ее другим ребенком –сыном ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в календарном исчислении, так как этот период имел место до 06.10.1992 г. Истицей Миненко данный период не оспаривается.

Что же касается периода нахождения истицы Миненко на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из имеющихся в материалах дела копии приказа /к от ДД.ММ.ГГГГ о направлении Миненко И.Н. на курсы повышения квалификации, видно, что истица, работающая заведующей Березинским фельдшерско-акушерским пунктом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации, при этом за ней в указанный период сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель обязан производить отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую и накопительную часть пенсии. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, период нахождения Миненко И.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в календарном исчислении.

Что же касается требований истицы о включении ей в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Так, льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 г. независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").

После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, трудовая деятельность Миненко И.Н. после 1 ноября 1999 года осуществлялась только в сельской местности, т.е. в Березинском фельдшерско-акушерском медицинском пункте, что сторонами не оспаривается.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для применения льготного порядка подсчета специального стажа к указанным периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Период же нахождения истицы на курсах повышения квалификации в связи с этим также подлежит зачету в календарном исчислении.

Таким образом, ни на дату обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, ни на дату рассмотрения настоящего гражданского дела с учетом включения в специальный стаж периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации, необходимого 25 летнего стажа лечебной деятельности в сельской местности у истицы не имеется. В связи с чем в удовлетворении требования истицы о назначении ей досрочной пенсии по старости необходимо отказать.

На основании изложенного суд пришел к убеждению, что Управлением пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Унечском муниципальном районе Брянской области частично нарушены права истицы Миненко И.Н., в защиту которых последняя обратилась в суд, а поэтому исковое заявление Миненко И.Н.. подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Миненко ФИО7 удовлетворить частично.

Включить Миненко ФИО8 в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности период нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья М.Л. Ручко

Решение не вступило в законную силу.