Гр.дело №2-571 (2011г.) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Унеча «04» октября 2011 года Унечский районный суд Брянской области в составе: судьи Унечского районного суда Балыко А.Н. при секретаре Сухоруковой Е.Е., с участием старшего помощника прокурора Унечского района Литвиновой Валентины Николаевны, представителей ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Орфей» Дубинкиной Т.И., Шпакова В.В., представителя третьего лица Унечской городской администрации Юрченко С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по иску и.о. прокурора Унечского района Брянской области обратившегося в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственность «Орфей» о запрете осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов в кафе «У Васильевича» и в магазине «Продукты», расположенных по адресу: <адрес>, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Унечского района Брянской области Кондратович Л.И. /далее по тексту и.о. прокурора/ подала в суд иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственность «Орфей» /далее по тексту ООО «Орфей»/ о запрете осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов в кафе «У Василича» и магазине «Продукты», расположенных по адресу: <адрес>, расположенных на расстоянии менее чем 50 метров от мест массового скопления граждан от входа на территорию МОУ СОШ №3 г. Унеча. В обоснование заявленных требований и.о. прокурора указывает, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было выявлено, что в кафе «У Василича» и магазине «Продукты» принадлежащих ООО «Орфей», расположенных по адресу: <адрес>, осуществляется реализация алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов на расстоянии менее чем 50 метров от входа на территорию места массового скопления граждан – МОУ СОШ №3 г. Унеча, а именно расстояние от ближайших входных дверей указанных объектов по пешеходной зоне до входа на территорию МОУ СОШ №3 составляет 19 метров. Реализация алкогольной продукции вблизи образовательного учреждения, в шаговой доступности, создает угрозу их потребления несовершеннолетними, не отвечает их физическому и нравственному развитию. Потребление алкоголя несёт угрозу здоровью детей и подростков, а поэтому нарушает право на охрану здоровья. Старший помощник прокурора Унечского района Брянской области Литвинова В.Н. в настоящем судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные требования, подробно обосновав свои требования. Представитель ООО «Орфей» Дубинкина Т.И. заявленные исковые требования не признала, подробно обосновав свою позицию в судебном заседании. Представитель ООО «Орфей» - адвокат Шпаков В.В. требования и.о. прокурора не признал, считая их, не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в судебном заседании. Представитель третьего лица Унечской городской администрации Юрченко С.Е. в судебном заседании в полном объеме поддержал исковые требования прокурора. Представитель третьего лица Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области в настоящее судебное заседание не явился, предоставив суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Представитель третьего лица Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 г.Унеча Брянской области (далее по тексту МОУ СОШ№3 г.Унеча) в настоящее судебное заседание не явился и суд, с согласия сторон, счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие этого представителя. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу. Федеральный закон №171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области /ст.1 п.1 №171-ФЗ/. В абзаце 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ закреплено положение о том, розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, на осуществление которой выдается лицензия. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 18 того же Закона). Так, Управлением потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области обществу с ограниченной ответственностью «Орфей», генеральным директором которого является Дубинкина Т.И., была ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по адресам: <адрес> – магазин «Продукты» и <адрес> – кафе «У Василича», лицензия предоставлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной суду лицензией. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОВД по Унечскому муниципальному району был выявлен факт продажи в кафе «У Василича» двух бутылок пива несовершеннолетнему Геращенко, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении бармена этого кафе Голик Е.И., которая была привлечена к административной ответственности по ст.14.16 ч.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Заместитель начальника УВД по Брянской области ФИО12 о данном факте уведомил главу Унечской городской администрации Гурзо В.В., который в свою очередь обратился письменно к прокурору Унечского района с просьбой принять меры прокурорского реагирования по аннулированию лицензии на осуществление реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в магазине «Продукты» и в кафе «У Васильевича», выданной ООО «Орфей». Прокуратурой Унечского района Брянской области была проведена проверка соблюдения законодательства по продаже алкогольной продукции на территории, прилегающей к месту массового скопления граждан ( МОУ СОШ №3 г.Унеча). В ходе проведенной проверки было установлено, что рядом с местом, где ООО «Орфей» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов, согласно выданной лицензии в магазине «Продукты» и в кафе « У Василича» по адресу: <адрес>, в непосредственной близости находится МОУ СОШ №3 г. Унеча и было установлено, что расстояние от ближайших входных дверей кафе «У Василича» по пешеходной зоне до входа на территорию школы составляет 19 метров. И.о. прокурора Унечского района Кондратович Л.И. считая, что данная реализация алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов в кафе « У Василича» и в магазине «Продукты» является незаконной, обратилась в Унечский районный суд с исковым требованием о запрете осуществления реализации данной продукции. По убеждению суда, данные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что МОУ СОШ №3 г. Унеча имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №. В данном образовательном учреждении обучаются 774 учащихся, педагогических и других работников составляет 86 человек, что подтверждается представленными суду документами. Данная средняя общеобразовательная школа находится в непосредственной близости с кафе «У Василича», расположена по тому же адресу, что и кафе « У Васильевича», а именно: <адрес>, что подтверждается представленными суду документами. Федеральным законом №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены ограничения на розничную продажу алкогольной продукции. Согласно пункта 3 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ (действующий на момент выдачи лицензии) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Статьей 7 Закона Брянской области от 18.11.2003г. №76-З (ред. от 02.07.2010) «О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области» было установлено, что территории, прилегающие к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, определяются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из местных условий. Прилегающая территория должна определяться в метрах по пешеходной зоне (пешеходным дорогам, улицам, дорожкам, тротуарам, переходам, проходам, мостам), примыкающей по всему периметру к вышеназванным объектам (их территориям) от ближайших входных дверей указанных объектов (входа на их территорию) до ближайших входных дверей предприятий розничной торговли и предприятия общественного питания (их обособленных подразделений). Статьей 7 Закона Брянской области от 18.11.2003г. №76-З (ред. от 12.07.2011г. № 60-З) «О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области» установлено: территории, прилегающие к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения, детским, образовательным и медицинским учреждениям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, культовым учреждениям, пляжам, а также организациям культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, определяются органами местного самоуправления, исходя из местных условий с учетом положений настоящей статьи. Прилегающая территория должна определяться в метрах по пешеходной зоне (тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным переходам) от ближайших входных дверей объектов, относящихся к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, либо входа на их территорию (при ее наличии) до входа для посетителей предприятия розничной торговли или общественного питания, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции. Измерение расстояний осуществляется по кратчайшему маршруту движения пешехода по пешеходной зоне. В целях упорядочения реализации алкогольной продукции на территории Унечского городского поселения, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Закона Брянской области от 18.11.2003г. №76-З «О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области», Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Унечским городским Советом народных депутатов было 26.01.2007г. принято решение №1-99 «Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции». В соответствии с п.1 решения Унечского городского Совета народных депутатов №1-99 от 26.01.2007г. определена территория, прилегающая к местам массового скопления граждан, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в пределах 50 метров по пешеходной зоне, (пешеходным дорогам, улицам, переходам, проходам, мостам), примыкающим по всему периметру к вышеназванным объектам, (их территориям), ближайших входных дверей предприятий розничной торговли и общественного питания (их обособленных подразделений). Затем, Унечский городской Совет народных депутатов своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ определил прилегающие территории к местам массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности на территории Унечского городского поселения, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, прилегающие, в том числе к детским, образовательным и медицинским организациям. В соответствии с п. 1.1. данного решения, минимальное расстояние от предприятий розничной торговли и предприятий общественного питания (их обусловленных подразделений) до объектов, указанных в п. 1 (в том числе детские, образовательные и медицинские организации), должно составлять 50 метров. Расстояние между предприятием розничной торговли, предприятиями общественного питания (их обособленными подразделениями) и вышеуказанными объектами определяется по пешеходной зоне (пешеходным дорогам, улицам, дорожкам, тротуарам, переходам, проходам, мостам) по кратчайшему пути. Прилегающая территория определяется путем установления расстояния в метрах по пешеходной зоне (пешеходным дорогам, улицам, дорожкам, тротуарам, переходам, проходам, мостам), примыкающей по всему периметру к объектам, указанным в п.1 (их территориям), от ближайших входных дверей указанных объектов (входа на их территорию) до ближайших входных дверей предприятий розничной торговли и предприятий общественного питания (их обособленных подразделений). В 2007 году директором МОУ средней общеобразовательной школы №3 г. Унеча был утвержден паспорт безопасности образовательного учреждения «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Унеча Брянской области», который был согласован с начальником Управления образования администрации Унечского района Брянской области, начальником ОВД Унечского района, начальником отдела УФСБ России по Брянской области в <адрес>, главным специалистом по делам ГО и ЧС Унечского района Брянской области. Согласно приложения 3 (Схема расположения образовательного учреждения) к Паспорту безопасности этого образовательного учреждения, кадастрового плана №, фототаблиц, выполненных ООО «Стройпроект» видно, что на месте котельной произошла реконструкция существующего здания бывшей котельной под магазин, административное помещение и кафе «У Василича» и расстояние от входных дверей кафе «У Василича» до входа на территорию МОУ СОШ №3 составляет 19 метров. В судебном заседании старший помощник прокурора Унечского района Литвинова В.Н., представитель Унечской городской администрации Юрченко С.Е. подтвердили тот факт, что они в присутствии генерального директора ООО «Орфей» Дубинкиной Т.И. производили осмотр и замеры расстояния от входных дверей кафе «У Василича» до входа на территорию МОУ СОШ №3 и это расстояние составило 19 метров, был составлен план кадастрового квартала с указанием расположения данных объектов, оснований не доверять старшему помощнику прокурора Унечского района Литвиновой В.Н., представителю Унечской городской администрации Юрченко С.Е., у суда не имеется. Никаких других документов, доказательств, которые бы опровергали это обстоятельство, представители ответчика суду не представили и не ходатайствовали перед судом об истребовании каких-либо доказательств, касающихся данного обстоятельства или привлечения иных специалистов по определению данного расстояния. В соответствии ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в том числе и оценив, сопоставив представленный план кадастрового квартала № с паспортом безопасности этого образовательного учреждения, считает доказанным тот факт, что расстояние от входных дверей кафе «У Василича» до входа на территорию МОУ СОШ №3, как это и указано на плане, составляет 19 метров. Довод представителя Шпакова В.В. о том, что данное расстояние необходимо было измерять от входа кафе « У Василича» и до центрального входа, ведущего на территории этой школы со стороны <адрес>, является несостоятельным, поскольку данный вход на территорию школы, до которого производились замеры, согласно паспорта безопасности этой школы, официально был сделан в целях безопасности учащихся школы, а прилегающая территория определяется путем установления расстояния в метрах по пешеходной зоне (пешеходным дорогам, улицам, дорожкам, тротуарам, переходам, проходам, мостам), примыкающей по всему периметру, по кратчайшему пути от ближайших входных дверей (входа на территорию) до ближайших входных дверей предприятий розничной торговли и предприятий общественного питания (их обособленных подразделений). В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей, в том числе, является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита их от факторов, негативно влияющих. Статья 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», предусматривает обеспечение и сохранение жизни и здоровья детей как один из принципов государственной политики в сфере образования. Таким образом, в данном случае продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов на расстоянии менее чем 50 метров от входа на территорию МОУ СОШ №3 г. Унеча является не законной и создает угрозу потребления алкогольных изделий несовершеннолетними в шаговой доступности, не отвечает физическому и нравственному развитию, а потребление алкоголя несет угрозу здоровью детей и подростков, следовательно, иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. В судебном заседании представители ответчика заявили, что реализация алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов осуществляется в кафе «У Василича», а магазин «Продукты», который указан в иске прокурора вообще не открывался и продажей спиртными напитками не занимался. Однако, по убеждению суда, данный запрет осуществлять реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов должен быть и отношении магазина «Продукты», поскольку магазин « Продукты» был официально зарегистрирован Унечской городской администрацией № от ДД.ММ.ГГГГ, что и подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной генеральным директором «Орфей» ФИО6 <данные изъяты>, в документах, для получения лицензии на право осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции указан магазин «Продукты» и лицензия была предоставлена на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, в том числе и в магазине «Продукты», расположенном в ООО «Орфей» по адресу: <адрес>, что подтверждается лицензией <данные изъяты> Утверждение же представителя ответчика Шпакова В.В. о том, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, так как решением Унечского городского Совета народных депутатов №1-99 от 26.01.2007 года определен конкретный, исчерпывающий перечень объектов, а МОУ СОШ №3 г.Унеча в этот перечень не вошла, по убеждению суда является ошибочным, несостоятельным, по следующим основаниям. Решением Унечского городского Совета народных депутатов №1-99 от 26.01.2007 года (действующее на момент выдачи лицензии и предъявления иска в суд) был установлен порядок определения территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности на территории Унечского городского поселения (в том числе Унечский автовокзал ОАО «Унечское автотранспортное предприятие», железнодорожный вокзал станции Унеча), согласно которого установлено расстояние (в пределах 50 метров), в пределах которого не допускается эта розничная продажа и порядок определения этого расстояния. То есть, решением Унечского городского Совета народных депутатов к территориям, прилегающим к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, отнесены, в том числе и Унечский автовокзал, железнодорожный вокзал. Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательное школа №3 г.Унеча, по убеждению суда, относится к местам массового скопления граждан, поскольку в школе количество обучающихся составляет 774 учащихся, число педагогических и других работников составляет 86 человек. Более того, Унечский городской Совет народных депутатов 10.06.2011 года принял новое решение №2-466 «Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема», согласно которого определены прилегающие территории к местам массового скопления граждан, прилегающие к объектам, в том числе к детским, образовательным и медицинским организациям, также установлено расстояние (50 метров), в пределах которого не допускается эта розничная продажа алкогольной продукции и порядок определения этого расстояния. Федеральным законом от 18.07.2011г. №218-ФЗ в Федеральный закон №171-ФЗ от 22.11.1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» были внесены изменения. Так, пункт 2 статьи 16 ФЗ №171-ФЗ установил запрет на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях. К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 статьи 16, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации /пункт 4 статьи 16 №171-ФЗ/. В настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен порядок по определению данных границ. Следовательно, принятое на законном основании решение Унечского городского Совета народных депутатов №2-466 от 10.06.2011 года «Об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема», в настоящее время действует и должно исполняться на территории Унечского городского поселения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Исковые требования и.о.прокурора Унечского района Брянской области удовлетворить. Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Орфей» осуществлять реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов в кафе « У Васильевича» и в магазине «Продукты» по адресу: <адрес>, расположенные на расстоянии менее чем 50 метров от ближайшего входа на территорию МОУ СОШ №3 г.Унеча. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Унечского районного суда А.Н. Балыко Решение суда не вступило в законную силу.